ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ УРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ

  • В. А. Александрова Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1049-1988 aleksandrovava@mgpu.ru
  • А. В. Скотникова Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1988-3125 skotnikovaav@mgpu.ru
  • Ю. Н. Серикова Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-3960-6339 serikovayun@mgpu.ru
  • В. И. Овчинников Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-1122-6019 ovchinnikovvi@mgpu.ru
Ключевые слова: контрольные упражнения и тесты для оценки координационных способностей, младший школьный возраст, уровневая организация движений

Аннотация

Цель: разработать контрольное упражнение для комплексной оценки координационных способностей детей младшего школьного возраста и обосновать его на основе уровневой организации движений. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели нами было проведено педагогическое наблюдение в рамках многолетнего мониторинга физической подготовленности и функциональных возможностей детей младшего школьного возраста (n = 500). Исследование проводилось в период с 2022–2024 г. на базе школы № 1476 г. Москвы. Также был проведен анализ научно-методической литературы на предмет существующих контрольных упражнений и тестов для объективной комплексной оценки координационных способностей в данном возрасте. Результаты. В результате проведенного педагогического наблюдения, тестирования и анализа научно-методиче­ской литературы было установлено, что отсутствуют контрольные упражнения и тесты для оценки у детей 7–10 лет уровня согласования рук и ног, соизмерения и контроля пространственных временных и динамических характеристик движения. Опираясь на фундаментальные исследования координации Н.А. Бернштейна, с учетом предложенного алгоритма проектирования тестов О.А. Двейриной, было разработано контрольное упражнение, позволяющее оценить способность к согласованию мышечных усилий, временной и пространственной согласованности всех звеньев тела, а также способность к точному воспроизведению одного и того же пространственного и ритмического рисунка движения, которое соответствует уровню С – пространственного поля пирамидного и стриального подуровней. Заключение. Разработанное контрольное упражнение и критерии на теоретическом уровне обоснованы уровневой организацией движения Н.А. Бернштейна, также предложенными О.А. Двейриной элементарными формами проявления координационных способностей и алгоритмом проектирования тестов с учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Информация об авторах

В. А. Александрова , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента физической культуры, спорта и медиакоммуникаций, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

А. В. Скотникова , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, начальник департамента физической культуры, спорта и медиакоммуникаций, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

Ю. Н. Серикова , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Старший преподаватель, соискатель департамента физической культуры, спорта и медиакоммуникаций, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

В. И. Овчинников , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Старший преподаватель департамента физической культуры, спорта и медиакоммуникаций, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

Литература

1. Гимазов, Р.М. К 125-летию со дня рождения Н.А. Бернштейна: новое знание в теории построения движений / Р.М. Гимазов // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. – 2021. – Т. 13, № 6. – С. 156–176.
2. Гимазов, Р.М. Модель процесса двигательного обучения на основе закономерностей развития ловкости / Р.М. Гимазов // Физ. культура в школе. – 2022. – № 6. – С. 11–21.
3. Гимазов, Р.М. Состав и структура двигательных способностей человека / Р.М. Гимазов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (129). – С. 67–72.
4. Гомон, Ю.Б. Расчет длины шага при автономной навигации человека / Ю.Б. Гомон, В.А. Михайлов // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 2–1 (8). – С. 215–219.
5. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 1 (35). – С. 35–38.
6. Двейрина, О.А. Степень научной разработанности проблемы координационной подготовки спортсмена / О.А. Двейрина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 85–87.
7. Девишвили, Д.М. Н.А. Бернштейн – основатель современной биомеханики // Нац. психол. журнал. – 2015. – № 4 (20). – С. 74–78.
8. Классификация и состав тестов, характеризующих координационные способности детей и подростков 7–12 лет / В.А. Баландин, С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко и др. // Физ. культура, спорт – наука и практика. – 2019. – № 4. – С. 3–11.
9. Нормативные шкалы оценки статического равновесия у младших школьников / А.В. Скотникова, В.А. Александрова, Ю.Н. Серикова, В.И. Овчинников // Теория и практика физ. культуры. – 2024. – № 8. – С. 74–75.
10. Costa Combination of narrow and wide bandwidth knowledge of performance in the acquisition of a complex sports motor skill / Madson P. Cruz, Rodolfo N. Benda, Cíntia de O. Matos, Crislaine Rl. Couto, Leandro N. Dutra, Cícero L.A. // Human Movement Science. – 2024. – Vol. 95. – Р. 103214. DOI: 10.1016/j.humov.2024.103214
11. Dialogical competence of a person with disabilities in inclusive educational dialogue / G.K. Kassymova, M.A. Spizhenkova, R.M. Gimazov et al. // Вестник Нац. академии наук Республики Казахстан. – 2021. – Vol. 2, No. 390. – P. 313–321.
12. Vitor L.S. Profeta Bernstein’s levels of movement construction: A contemporary perspective / Vitor L.S. Profeta, Michael T. Turvey // Human Movement Science. – 2018. – Vol. 57, No 2. – Р. 111–133.

References

1. Gimazov R.M. To the 125th Anniversary of the Birth of N.A. Bernstein. New Knowledge in the Theory of Movement Construction. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2021, vol. 13, no. 6, pp. 156–176. (in Russ.) DOI: 10.12731/2658-6649-2021-13-6-156-176
2. Gimazov R.M. [Model of the Motor Learning Process Based on Patterns of Dexterity Development]. Fizicheskaya kul’tura v shkole [Physical Culture at School], 2022, no. 6, pp. 11–21. (in Russ.)
3. Gimazov R.M. [Composition and Structure of Human Motor Abilities]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2015, no. 11 (129), pp. 67–72. (in Russ.)
4. Gomon Yu.B., Mihaylov V.A. [Pitch Length Calculation for Autonomous Human Navigation]. Nauchnye issledovaniya: ot teorii k praktike [Scientific Research. From Theory to Practice], 2016, no. 2–1 (8), pp. 215–219. (in Russ.)
5. Dveirina O.A. [Coordination Abilities. Definition of the Concept, Classification of Forms of Manifestation]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2008, no. 1 (35), pp. 35–38. (in Russ.)
6. Dveirina O.A. [The Degree of Scientific Development of the Problem of Coordination Training of an Athlete]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2018, no. 1 (155), pp. 85–87. (in Russ.)
7. Devishvili D.M. [N.A. Bernstein – Founder of Modern Biomechanics]. Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2015, no. 4 (20), pp. 74–78. (in Russ.) DOI: 10.11621/npj.2015.0407
8. Balandin V.A., Ahmetov S.M., Chernyshenko Ju.K. et al. [Classification and Test Composition Characterizing Coordination Abilities of 7–12-year-old Children and Adolescents]. Fizicheskaya kul’tura, sport – nauka i praktika [Physical Education, Sport – Science and Practice], 2019, no. 4, pp. 3–11. (in Russ.)
9. Skotnikova A.V., Aleksandrova V.A., Serikova Ju.N., Ovchinnikov V.I. [Normative Scales for Assessing Static Balance in Junior Schoolchildren]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Education], 2024, no. 8, pp. 74–75. (in Russ.)
10. Madson P. Cruz, Rodolfo N. Benda, Cíntia de O. Matos et al. Costa Combination of Narrow and Wide Bandwidth Knowledge of Performance in the Acquisition of a Complex Sports Motor Skill. Human Movement Science, 2024, vol. 95, 103214. DOI: 10.1016/j.humov.2024.103214
11. Kassymova G.K., Spizhenkova M.A., Gimazov R.M. [Dialogical Competence of a Person with Disabilities in Inclusive Educational Dialogue]. Vestnik Nacional'noy akademii nauk Respubliki Kazahstan [Bulletin of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan], 2021, vol. 2, no. 390, pp. 313–321. DOI: 10.32014/2021.2518-1467.86
12. Vitor L.S. Profeta, Turvey M.T. Bernstein’s Levels of Movement Construction: A Contemporary Perspective. Human Movement Science, 2018, vol. 57, no. 2, pp. 111–133. DOI: 10.1016/j.humov. 2017.11.013
Опубликован
2025-07-02
Как цитировать
Александрова, В., Скотникова, А., Серикова, Ю., & Овчинников, В. (2025). ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ УРОВНЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 25(S1), 114-120. https://doi.org/10.14529/hsm25s114
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании