КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Аннотация
Цель: обоснование тезиса о том, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) студентов предполагает формирование государством и высшими учебными заведениями тренда ЗОЖ, включающего физическое, психологическое и нравственное здоровье в комплексе. Материалы и методы. Использованы технико-юридический и обзорно-аналитический методы. Эмпирическая основа исследования – результаты анкетирования студентов. Цель анкетирования – исследование различных аспектов физического, психологического и нравственного здоровья, локального индекса здоровья и демотивирующих факторов ЗОЖ. Методы интерпретации результатов анкетирования – анализ, синтез, обобщение и сравнение. Результаты. Результаты показывают, что формирование у студентов мотивации придерживаться ЗОЖ предопределяется их положительными психологическими установками, базирующимися на понимании высших целей сохранения собственного здоровья. Наиболее готовыми к поддержанию ЗОЖ являются студенты, которые воспринимают подобную модель поведения в качестве залога их будущей самореализации, предполагающей не только построение карьеры, но и создание семьи. Заключение. Процессом регулирования индекса здоровья и повышением культуры ЗОЖ студентов необходимо управлять. Это возможно в рамках практической воспитательной работы в вузе. Формирование ЗОЖ у студентов следует начинать с введения в вузах обязательной учебной дисциплины «Валеология». Концептуальной основой формирования ЗОЖ у студентов является принятие идеологии ЗОЖ большинством молодежного сообщества, культивирование высокого уровня физического, психологического и нравственного здоровья в качестве долгосрочного тренда государственной и внутривузовской молодежной политики.
Литература
2. Митина, А.А. Ориентация на здоровый образ жизни среди студентов: модно или жизненно необходимо? / А.А. Митина // Гос. регулирование обществ. отношений. – 2021. – № 1 (35). – С. 177–182.
3. Семыкина, Н.С. Активный досуг и спорт в структуре интересов студентов среднего профессионального образования: кейс-стади / Н.С. Семыкина // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. – 2024. – № 4 (56). – С. 169–183. DOI: 10.24412/2076-9091-2024-456-169-183
4. Сетко, А.Г. Особенности условий обучения студентов медицинского вуза / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, С.А. Кудисов // Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. – 2016. – № 280 (7). – С.17–19.
5. Социально-биологические аспекты физического здоровья современных студентов / Т.Т. Щелина, С.П. Акутина, Т.В. Сидорова, С.В. Михайлова // Соврем. вопросы биомедицины. – 2023. – Т. 7, № 4. DOI: 10.24412/2588-0500-2023-07-04-24
6. Сравнительный анализ физического состояния и социально-психологических особенностей студентов из полных и неполных семей / Т.Т. Щелина, С.П. Акутина, С.В. Михайлова и др. // Вестник МГПУ. Серия: Естеств. науки. – 2024. – № 3 (55). – С. 131–145. DOI: 10.25688/2076-9091.2024.55.3.12
7. Старшинин, А.В. Индекс здоровья населения регионов России по ключевым показателям ЦУР / А.В. Старшинин, Н.А. Гречушкина, А.С. Покусаев // Здоровье мегаполиса. – 2024. – Т. 5, вып. 3. – С. 4–16. DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2024.v.5i3;4–16
8. Степанова, А.В. Дефиниция «здоровье»: проблемы нормативного определения / А.В. Степанова // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). – С. 473–475. – https://moluch.ru/archive/137/38313/ (дата обращения: 21.10.2024).
9. Страдзе, А.Э. Активная двигательная деятельность как предиктор успешного развития когнитивных способностей обучающихся / А.Э. Страдзе, К.Р. Смирнов // Вестник МГПУ. Серия: Естеств. науки. – 2024. – № 2 (54). – С. 109–118. DOI: 10.25688/2076-9091.2024.54.2.10
10. Страдзе, А.Э. Вариативность цифровых возможностей и инструментов для развития мотивации к регулярным занятиям спортом и физической культурой / А.Э. Страдзе, К.Р. Смирнов // Вестник МГПУ. Серия: Естеств. науки. – 2024. – № 1 (53). – С. 135–145. DOI: 10.25688/2076-9091.2024.53.1.11
11. Adolescence and the social determinants of health / R.M. Viner, E.M. Ozer, S. Denny et al. // Lancet. – 2012. – No. 379. – Р. 1641–1652. DOI: 10.1016/S0140-6736(12)60149-4
12. Effects of Personal Relationships on Physical and Mental Health among Young Adults- A Scoping Review / Prakash Navaneetham, Barani Kanth // The Open Psychology Journal. – 2022. – Vol. 15. DOI: 10.2174/18743501-v15-e2208180
13. Person-Centered Investigation Into the Co-Development of Perceived Stress and Internal-izing Symptoms Among Post-Secondary Students / L. Ewing, C.A. Hamza // J Youth Adolescence. – 2023. – No. 52. – P. 852–865. DOI: 10.1007/s10964-023-01738-1
14. Sinethemba Makanya Ukugula Kwabantu. The construction of mental health by traditional healers in a periurban area. Thesis submitted to the Faculty of Humanities, University of the Witwatersrand, Johannesburg, in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, 2021. – https://wiredspace.wits.ac.za/server/api/core/bitstreams/9e245925-e370-4b19-ac37-51f8d2d88bd8/content.
15. Understanding subjective well-being: perspectives from psychology and public health / K.V. Das, C. Jones-Harrell, Y. Fan et al. // Public Health Rev. – 2020. – Vol. 41. – P. 25. DOI: 10.1186/s40985-020-00142-5
References
1. Kopylov A.S. [Health of Student Youth and Risk Factors that Determine it. Russian Bulletin of Hygiene]. Nauchnyy meditsinskiy zhurnal NOMK Vostochno-Evropeyskiy [Scientific Medical Journal of the East European Medical University], 2022, no. 1. Available at: https://rbh.rsmu.press/archive/2022/1/8/content?lang=ru# (accessed 09.10.2024).2. Mitina A.A. [Focus on a Healthy Lifestyle Among Students. Fashionable or Vital?]. Gosreg: gosudarstvennoe regulirovanie obshchestvennykh otnosheniy [Gosreg. State Regulation of Public Relations], 2021, no. 1(35), pp. 177–182. (in Russ.)
3. Semykina N.S. [Active Leisure and Sports in the Structure of Interests of Students of Secondary Vocational Education. Case Study]. Vestnik MGPU. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Ser. Natural Sciences], 2024, no. 4 (56), pp. 169–183. (in Russ.) DOI: 10.24412/2076-9091-2024-456-169-183
4. Setko A.G., Trishina S.P., Kudisov S.A. [Features of the Learning Conditions for Medical Students]. Zdorove naseleniya I sreda obitaniya – ZNiSO [Population Health and Habitat – ZNi-SO], 2016, no. 280 (7), pp. 17–19. (in Russ.)
5. Shchelina T.T., Akutina S.P., Sidorova T.V., Mihaylova S.V. [Social and Biological Aspects of Physical Health of Modern Students]. Sovremennye voprosy biomediciny [Contemporary Issues in Biomedicine], 2023, vol. 7, no. 4. (in Russ.) DOI: 10.24412/2588-0500-2023-07-04-24
6. Shchelina T.T., Akutina S.P., Mihaylova S.V. et al. [Comparative Analysis of the Physical Condition and Socio-psychological Characteristics of Students from Complete and Single-parent Families]. Vestnik MGPU. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Ser. Natural Sciences], 2024, no. 3 (55), pp. 131–145. (in Russ.) DOI: 10.25688/2076-9091.2024.55.3.12
7. Starshinin A.V., Grechushkina N.A., Pokusaev A.S. [Population Health Index of the Regions of Russia Based on Key SDG Indicators]. Zdorovye megapolisa [Health of the Metropolis], 2024, vol. 5, iss. 3, pp. 4–16. (in Russ.) DOI: 10.47619/2713-2617.zm.2024.v.5i3;4–16
8. Stepanova A.V. [Definition of Health. Problems of Normative Definition]. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2017, no. 3 (137), pp. 473–475. (in Russ.) Available at: https://moluch.ru/archive/137/38313/ (accessed 21.10.2024).
9. Stradze A.E., Smirnov K.R. [Active Motor Activity as a Predictor of Successful Development of Cognitive Abilities of Students]. Vestnik MGPU. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Ser. Natural Sciences], 2024, no. 2 (54), pp. 109–118. (in Russ.) DOI: 10.25688/2076-9091.2024.54.2.10
10. Stradze A.E., Smirnov K.R. [Variability of Digital Opportunities and Tools for Developing Motivation for Regular Sports and Physical Education]. Vestnik MGPU. Seriya: Estestvennye nauki [Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Ser. Natural Sciences], 2024, no. 1 (53), pp. 135–145. (in Russ.) DOI: 10.25688/2076-9091.2024.53.1.11
11. Viner R.M., Ozer E.M., Denny S. et al. Adolescence and the Social Determinants of Health. Lancet, 2012, no. 379, pp. 1641–1652. DOI: 10.1016/S0140-6736(12)60149-4
12. Prakash Navaneetham, Barani Kanth. Effects of Personal Relationships on Physical and Mental Health among Young Adults- A Scoping Review. The Open Psychology Journal, 2022, vol. 15. DOI: 10.2174/18743501-v15-e2208180
13. Ewing L., Hamza C.A. A Person-Centered Investigation into the Co-Development of Perceived Stress and Internalizing Symptoms Among Post-Secondary Students. Journal Youth Adolescence, 2023, no. 52, pp. 852–865. DOI: 10.1007/s10964-023-01738-1
14. Sinethemba Makanya Ukugula Kwabantu. The Construction of Mental Health by Traditional Healers in a Peri-urban Area. Thesis Submitted to the Faculty of Humanities, University of the Witwatersrand, Johannesburg, in Fulfilment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. 2021. Available at: https://wiredspace.wits.ac.za/server/api/core/bitstreams/9e245925-e370-4b19-ac37-51f8d2d88bd8/content
15. Das K.V., Jones-Harrell C., Fan Y. et al. Understanding Subjective Well-being: Perspectives from Psychology and Public Health. Public Health Rev., 2020, vol. 41, p. 25. DOI: 10.1186/s40985-020-00142-5
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.