КОРРЕКЦИЯ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ СТОП В УСЛОВИЯХ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕЙПИРОВАНИЯ

  • В. Ф. Воробьев Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия https://orcid.org/0000-0002-1800-1349 vovofo@mail.ru
  • А. В. Иванов Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия https://orcid.org/0000-0002-8292-6573 memphis2@yandex.ru
Ключевые слова: кинезиология, тейп, дети с дефектами стоп, физические упражнения

Аннотация

Цель исследования: компенсировать нарушения динамического праксиса и межмышечного взаимодействия у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений в условиях кинезиологического тейпирования. Организация и методы. Исследование проходило на базе ДОУ 122 г. Череповца. Проводилась оценка динамического праксиса и межмышечной координации у 18 детей старшего дошкольного возраста с дефектами стоп. У 9 детей группы А коррекция нарушений в работе мышц плечевого пояса осуществлялась на протяжении 4 месяцев с помощью тейпов, у дошкольников группы В реабилитация проходила при совместном тейпировании и выполнении специально подобранных физических упражнений. Тейпирование каждого ребенка производилось индивидуально, в зависимости от его физического состояния, 4 сериями по 3 недели в течение 4 месяцев. Использовались тейпы производителя Rocktape. Достоверность различий оценивалась с помощью критерия знаков и углового преобразования Фишера. Результаты. Установлено, что у детей с дефектами стоп регистрируются вторичные дефекты в работе мышц плечевого пояса. Коррекция динамического праксиса обеспечивается тейпированием на протяжении 1 месяца, для коррекции ряда вторичных нарушений необходимо 4 серии тейпирования на протяжении 4 месяцев. Коррекция нарушений межмышечного взаимодействия оптимально осуществляется при использовании физических упражнений в условиях кинезиологического тейпирования. Заключение. Первичные нарушения очевидны, и реабилитация в первую очередь направлена на их исправление и компенсацию, но материалы исследования свидетельствуют о необходимости развивать кинезиологию в условиях дошкольных образовательных учреждений, так как вторичные отклонения зачастую оказываются не диагностированы и не компенсированы.

Информация об авторах

В. Ф. Воробьев , Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Череповецкий государственный университет. 162600, Вологодская обл., г. Череповец

А. В. Иванов , Череповецкий государственный университет, г. Череповец, Россия

Магистрант кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Череповецкий государственный университет. 162600, Вологодская обл., г. Череповец

Литература

1. Буйлова, Т.В. Новая специальность в реабилитации в России: клинический кинезиолог / кинезотерапевт / Т.В. Буйлова, Г.Е. Иванова, Ю.П. Зверев // Дневник казан. мед. школы. – 2017. – № 1 (15). – С. 77–82.
2. Вибен, К. Визуальное руководство по функциональному мышечному тестированию / К. Вибен, Б. Фалькенберг; пер. с англ. – М.: МЕДпресс-информ, 2017. – 296 с.
3. Воробьев, В.Ф. Индивидуальные особенности регуляции активности мышц у детей с дефектами стоп / В.Ф. Воробьев, А.В. Иванов, О.Л. Леханова // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2017. – № 4. – С. 278–285.
4. Ефимов, А.П. Клинически значимые параметры походки / А.П. Ефимов // Травматология и ортопедия России. – 2012. – № 1. – С. 60–65.
5. Касаткин, М.С. Кинезио-тейпирование: терминология методики, показания и противопоказания к ее применению. Основные механизмы действия кинезиотейпов / М.С. Касаткин // Спортивная медицина: наука и практика. – 2015. – № 2. – С. 82–86.
6. Клычкова, И.Ю. Лечение вторичных деформаций стоп у детей с врожденной косолапостью / И.Ю. Клычкова, В.М. Кенис, Н.А. Коваленко-Клычкова // Гений ортопедии. – 2011. – № 2. – С. 91–98.
7. Adams, I.L.J. Role of Pediatric Physical Therapists in Promoting Sports Participation in Developmental Coordination Disorder / I.L.J. Adams, W. Broekkamp, P.H. Wilson et al. // Pediatr. Phys. Ther. – 2018. – Vol. 30 (2). – P. 106–111. DOI: 10.1097/PEP.0000000000000485
8. Copeland, K.A. Physical activity in child-care centers: do teachers hold the key to the playground? / K.A. Copeland, C.A. Kendeigh, B.E. Saelens et al. // Health Education Research. – 2012. – Vol. 27 (1). – P. 81–100. DOI: 10.1093/her/cyr038
9. Escamilla, R.F. Shoulder muscle activity and function in common shoulder rehabilitation exercises / R.F. Escamilla, K. Yamashiro, L. Paulos, J.R. Andrews // Sports Med. – 2009. – Vol. 39 (8). – Р. 663–685. DOI: 10.2165Д)0007256-200939080-00004
10. Klein, D. Effects of health promotion projects in preschools on body mass index and motor abilities / D. Klein, K. Manz, N. Ferrari et al. // J Sports Med Phys Fitness. – 2015. – Vol. 55 (1–2). – P. 103–112.
11. Lyman, K.J. Effects of 3 Different Elastic Therapeutic Taping Methods on the Subacromial Joint Space / K.J. Lyman, K.N. Gange, T.A. Hanson, C.D. Mellinger // J Ma-nipulative Physiol Ther. – 2017. – Vol. 40 (7). – Р. 494–500. DOI: 10.1016/j.jmpt.2017.06.006
12. Mazur, F. Plantar pressure changes in hindfoot relief devices of different designs / F. Mazur, B. Swoboda, H.D. Carl et al. // Journal of Experimental Orthopaedics. – 2019. – Vol. 6 (1). – Р. 7. DOI: 10.1186/s40634-019-0173-9
13. Ramírez, J.O. Therapeutic effects of kinesio taping in children with cerebral palsy: a sys-tematic review / J.O. Ramírez, de la Cruz P.S. // Arch Argent Pediatr. – 2017. – Vol. 115 (6). – Р. 356–361. DOI: 10.5546/aap.2017.eng.e356
14. Rasti, Z.A. The Effect of Kinesio Taping on Handgrip and Active Range of Motion of Hand in Children with Cerebral palsy / Z.A. Rasti, A. Shamsoddini, H. Dalvand, S. Labaf // Iran J Child Neurol. Autumn. – 2017. – Vol. 11 (4). – Р. 43–51.
15. Unger, M. The efficacy of kinesiology taping for improving gross motor function in children with cerebral palsy: A systematic review / M. Unger, J.P. Carstens, N. Fernandes et al. // S Afr J Physiother. – 2018. – Vol. 74 (1). – Р. 459. Published 2018 Aug 29. DOI: 10.4102/sajp.v74i1.459
16. Varfolomeeva, Z. Assessment of motor skills of adolescents with cerebral palsy during hydrotherapy / Z. Varfolomeeva, O. Podolyaka, N. Panova, V. Dobryakova // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). – 2017. – 17 Supplement issue 2, Art 75. – Р. 498–501. DOI: 10.7752/jpes.2017.s2075
17. Veldman, S.L. Efficacy of gross motor skill interventions in young children: an updated systematic review / S.L. Veldman, R.A. Jones, A.D. Okely // BMJ Open Sport & Exercise Medicine. – 2016. – Vol. 2 (1). – e000067. eCollection 2016. DOI: 10.1136/bmjsem-2015-000067
18. Venetsanou, F. Organized Physical Activity and Health in Preschool Age: aReview / F. Venetsanou, A. Kambas, D. Giannakidou // Cent Eur J Public Health. – 2015. – Vol. 23 (3). – Р. 200–207. DOI: 10.21101/cejph.a4048
19. Yam, T.T.T. Effect of Kinesio taping on Y-balance test performance and the associated leg muscle activation patterns in children with developmental coordination disorder: A randomized controlled trial / T.T.T. Yam, P.P.L. Or, A.W.W. Ma, S.S.M. Fong, M.S. Wong // Gait Posture. – 2019. – Vol. 68. – Р. 388–396. DOI: 10.1016/j.gaitpost.2018.12.025

References

1. Buylova T.V., Ivanova G.E., Zverev Yu.P. [New Specialty in Rehabilitation in Russia. Clinical Kinesiologist / Kinesitherapeutist]. Dnevnik kazanskoy meditsinskoy shkoly [Journal of Kazan Medical School], 2017, no. 1 (15), pp. 77–82. (in Russ.)
2. Viben K., Fal’kenberg B. Vizual’noye rukovodstvo po funktsional’nomu myshechnomu testirovaniyu [Visual Guide to Functional Muscle Testing], russian translation. Moscow, MED-press-inform Publ., 2017. 296 p.
3. Vorob’yev V.F., Ivanov A.V., Lekhanova O.L. [Individual Features of the Regulation of Muscle Activity in Children with Defects of the Feet]. Sovremennyye zdorov’yesberegayushchiye tekhnologii [Modern Health-Saving Technologies], 2017, no. 4, pp. 278–285. (in Russ.)
4. Efimov A.P. [Clinically Significant Parameters of Gait]. Travmatologiya i ortopediya Rossii [Traumatology and Orthopedics of Russia], 2012, no. 1, pp. 60–65. (in Russ.) DOI: 10.21823/2311-2905-2012-0-1-65-75
5. Kasatkin M.S. [Kinesiotherapy. Terminology of the Technique, Indications and Contraindications to Its Use. The Main Mechanisms of Action of Kinesioteypov]. Sportivnaya meditsina: nauka i praktika [Sports Medicine. Science and Practice], 2015, no. 2, pp. 82–86. (in Russ.) DOI: 10.17238/ISSN2223-2524.2015.2.82
6. Klychkova I.Yu., Kenis V.M., Kovalenko-Klychkova N.A. [Treatment of Secondary Deformities of the Feet in Children with Congenital Clubfoot]. Geniy ortopedii [Genius of Or-thopedics], 2011, no. 2, pp. 91–98. (in Russ.)
7. Adams I.L.J., Broekkamp W., Wilson P.H. et al. Role of Pediatric Physical Therapists in Promoting Sports Participation in Developmental Coordination Disorder. Pediatr. Phys. Ther., 2018, vol. 30 (2), pp. 106–111. DOI: 10.1097/PEP.0000000000000485
8. Copeland K.A., Kendeigh C.A., Saelens B.E. et al. Physical Activity in Child-Care Centers. Do Teachers Hold the Key to the Playground? Health Education Research, 2012, vol. 27 (1), pp. 81–100. DOI: 10.1093/her/cyr038
9. Escamilla R.F., Yamashiro K., Paulos L., Andrews J.R. Shoulder Muscle Activity and Function in Common Shoulder Rehabilitation Exercises. Sports Med, 2009, vol. 39 (8), pp. 663–685. DOI: 10.2165Д)0007256-200939080-00004
10. Klein D., Manz K., Ferrari N., Strüder H., Graf C. Effects of Health Promotion Projects in Preschools on Body Mass Index and Motor Abilities. J Sports Med Phys Fitness, 2015, vol. 55 (1–2), pp. 103–112.
11. Lyman K.J., Gange K.N., Hanson T.A., Mellinger C.D. Effects of 3 Different Elastic Therapeutic Taping Methods on the Subacromial Joint Space. J Manipulative PhysiolTher, 2017, vol. 40 (7), pp. 494–500. DOI: 10.1016/j.jmpt.2017.06.006
12. Mazur F., Swoboda B., Carl H.D. et al. Plantar Pressure Changes in Hindfoot Relief Devices of Different Designs. Journal of Experimental Orthopaedics, 2019, vol. 6 (1), p. 7. DOI: 10.1186/s40634-019-0173-9
13. Ramírez J.O., de la Cruz P.S. Therapeutic Effects of Kinesio Taping in Children with Cerebral Palsy: a Systematic Review. Arch Argent Pediatr, 2017, vol. 115 (6), pp. 356–361. DOI: 10.5546/aap.2017.eng.e356
14. Rasti Z.A., Shamsoddini A., Dalvand H., Labaf S. The Effect of Kinesio Taping on Handgrip and Active Range of Motion of Hand in Children with Cerebral Palsy. Iran J Child Neurol. Autumn., 2017, vol. 11 (4), pp. 43–51.
15. Unger M., Carstens J.P., Fernandes N. et al. The Efficacy of Kinesiology Taping for Improving Gross Motor Function in Children with Cerebral Palsy: A Systematic Review. S Afr J Phy-siother, 2018, vol. 74 (1), pp. 459. Published 2018 Aug 29. DOI: 10.4102/sajp.v74i1.459
16. Varfolomeeva Z., Podolyaka O., Panova N., Dobryakova V. Assessment of Motor Skills of Adolescents with Cerebral Palsy During Hydrotherapy. Journal of Physical Education and Sport ® (JPES), 2017, iss. 2, art. 75, pp. 498–501. DOI: 10.7752/jpes.2017.s2075
17. Veldman S.L., Jones R.A., Okely A.D. Efficacy of Gross Motor Skill Interventions in Young Children: an Updated Systematic Review. BMJ Open Sport & Exercise Medicine, 2016, vol. 2 (1), art. e000067. eCollection 2016. DOI: 10.1136/bmjsem-2015-000067
18. Venetsanou F., Kambas A., Giannakidou D. Organized Physical Activity and Health in Preschool Age: aReview. Cent Eur J Public Health, 2015, vol. 23 (3), pp. 200–207. DOI: 10.21101/cejph.a4048
19. Yam T.T.T., Or P.P.L., Ma A.W.W., Fong S.S.M., Wong M.S. Effect of Kinesio Taping on Y-Balance Test Performance and the Associated Leg Muscle Activation Patterns in Children with Developmental Coordination Disorder: A Randomized Controlled Trial. Gait Posture, 2019, vol. 68, pp. 388–396. DOI: 10.1016/j.gaitpost.2018.12.025
Опубликован
2019-07-13
Как цитировать
Воробьев, В., & Иванов, А. (2019). КОРРЕКЦИЯ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ СТОП В УСЛОВИЯХ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕЙПИРОВАНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 19(2), 110-116. https://doi.org/10.14529/hsm190214
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина