ВЛИЯНИЯ ТРЕНИРОВОК С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ НА СТАТОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАВНОВЕСИЯ И УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Л. В. Капилевич Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия; Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2316-576X kapil@yandex.ru
  • Е. В. Медведева Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-7263-8949 medvelvl@gmail.com
  • Е. А. Баранова Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-3083-9590 elena4408@yandex.ru
  • Ю. П. Бредихина Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-0756-8534 u2000@yandex.ru
  • К. В. Давлетьярова Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия https://orcid.org/0000-0002-0713-5202 ksenya-d82@yandex.ru
Ключевые слова: студенты, ограниченные возможности здоровья, стабилометрия, биологическая обратная связь

Аннотация

Цель исследования – оценить влияние курса БОС-тренировок на статодинамические показатели равновесия у студентов с ОВЗ. Материалы и методы. Было обследовано 27 студентов с ОВЗ, из них 17 имели нарушения опорно-двигательного аппарата, 10 студентов – высокую степень миопии. В течение 10 дней студенты занимались по 20 минут на БОС-тренажерах. До и после курса БОС-тренировок у студентов с ОВЗ были проведены тесты на анализ статодинамической устойчивости. Результаты. Показано, что у студентов с ОВЗ под влиянием курса БОС-тренировок происходит улучшение статического и динамического равновесия, что проявляется в уменьшении разброса среднего положения в сагиттальной и фронтальной плоскостях, уменьшении площади эллипса, его ширины и длины. Большинство изменений характерно для сагиттальной плоскости. Усиливается роль вестибулярного анализатора и уменьшается зависимость равновесия от зрительного анализатора. В большей степени эффект БОС-тренировок проявляется у студентов с нарушением зрения. Заключение. У студентов с ОВЗ под влиянием курса БОС-тренировок происходит улучшение статического и динамического равновесия, усиливается роль вестибулярного анализатора и уменьшается зависимость равновесия от зрительного анализатора.

Информация об авторах

Л. В. Капилевич , Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия; Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры, Национальный исследовательский Томский государственный университет, 634050, г. Томск; профессор отделения физического воспитания, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, г. Томск

Е. В. Медведева , Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия

Аспирант отделения физического воспитания, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 634050, г. Томск

Е. А. Баранова , Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия

Кандидат медицинских наук, старший преподаватель отделения физического воспитания, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 634050, г. Томск

Ю. П. Бредихина , Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент отделения физического воспитания, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 634050, г. Томск

К. В. Давлетьярова , Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент отделения физического воспитания, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 634050, г. Томск

Литература

1. Биомеханическая характеристика ходьбы у больных с детским церебральным параличом / К.В. Давлетьярова, С.Д. Коршунов, Л.В. Капилевич, А.В. Рогов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 7. – С. 26–28.
2. Илларионова, А.В. Отличительные особенности внутримышечной и межмышечной координации при силовой градации в контексте обучения равновесию / А.В. Илларионова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 12. – С. 44–46.
3. Исследование динамической стабилометрии в качестве мониторинга двигательных и координаторных расстройств / Н.Ф. Попова, А.С. Шагаев, Т.Л. Демина, А.Н. Бойко // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009. – Т. 109. – № 1. – С. 35–39.
4. Капилевич, Л.В. Улучшение способности поддерживать координацию движений и равновесие у студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата путем введения элементов лечебной физкультуры в структуру учебного графика физического воспитания / Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова, Н.А. Овчинникова // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физ. культуры. – 2017. – Vol. 94 (1). – С. 36–40.
5. Капилевич, Л.В. Физиологические основы повышения точности движений на основе стабилографической тренировки с биологической обратной связью / Л.В. Капилевич, Е.В. Кошельская, С.Г. Кривощеков // Физиология человека. – 2015. – Т. 41 (4). – С. 404–411.
6. Меерзон, Т.И. Методы социализации детей с ОВЗ: технологии биологической обратной связи (БОС) / Т.И. Меерзон // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. – Т. 35. – С. 89–94. – http://e-koncept.ru/2017/771189.htm.
7. Провоторова, Ю.А. Технология БОС в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями / Ю.А. Провоторова. – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/11/21/tekhnologiya-bos-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-osobymi (дата обращения: 17.03.2019).
8. Сунцова, А.С. Адаптивная физическая культура как средство психофизического развития детей с нарушениями зрения, обучающихся в инклюзивной школе / А.С. Сунцова, А.А. Баранов, И.Б. Ворожцова / Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 1. – С. 35–37.
9. Физиологические особенности техники удара по мячу у футболистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата / М.С. Нагорнов, К.В. Давлетьярова, А.А. Ильин, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – Т. 7. – С. 8–10.
10. Характеристика мозговой биоэлектрической активности у студентов-инвалидов: сочетание когнитивных и физических нагрузок / К.В. Давлетьярова, Е.В. Медведева, Н.А. Овчинникова и др. // Вестник Новосибир. гос. пед. ун-та. – 2018. – Т. 8. – № 5. – С. 245–265.
11. Ярская-Смирнова, Е.Р. Образы инвалидов в массовой культуре. Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов // Ежекварт. бюл. – 2009. – № 5. – С. 4–12.
12. Alptekin, K. Investigating the effective-ness of postural muscle electrostimulation and static posturography feedback exercises in elders with balance disorder / K. Alptekin, A. Karan, D. Diracoglu et al. // Journal of Back and Musculoskeletal Rehabilitation. – 2016. – Vol. 29 (1). – P. 151–159.
13. Ghomashchi, H. Investigating the effects of visual biofeedback therapy on recovery of postural balance in stroke patients using a complexity measure / H. Ghomashchi // Topics in Stroke Rehabilitation. – 2016. – Vol. 23 (3). – P. 178–183.
14. Hosseinpoor, A.R. National health inequality monitoring: current challenges and opportunities / A.R. Hosseinpoor, N. Bergen, A. Schlotheuber, T. Boerma // Global Health Action. – 2018. – Vol. 11. – P. 139–216.
15. Hung, J.-W. Feasibility of Using Tetrax Biofeedback Video Games for Balance Training in Patients With Chronic Hemiplegic Stroke / J.-W. Hung, M.-Y. Yu, K.-C.Chang et al. // PM and R. – 2016. – Vol. 8 (10). – P. 962–970.
16. Maciaszek, J. Effects of Posturographic Platform Biofeedback Training on the Static and Dynamic Balance of Older Stroke Patients / J. Maciaszek // Journal of Stroke and Cerebrovascular Diseases. – 2018. – Vol. 27 (7). – P. 1969–1974.
17. Nogueira, P.A Review of Commercial and Medical-Grade Physiological Monitoring Devices for Biofeedback-Assisted Quality of Life Improvement Studies / P. Nogueira, J. Urbano, L.P. Reis et al. // Journal of Medical Systems. – 2018. – Vol. 42 (6). – No. 101.

References

1. Davlet’yarova K.V., Korshchnov S.D., Kapilevich L.V., Rogov A.V. [Biomechanical Characteristics of Walking in Patients with Cerebral Palsy]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 7, pp. 26–28. (in Russ.)
2. Illarionova A.V., Kapilevich L.V. [Distinctive Features of Intramuscular and Intermuscular Coordination with Power Gradation in the Context of Equilibrium Training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2014, no. 12, pp. 44–46. (in Russ.)
3. Popova N.F., Shagayev A.S., Demina T.L., Boyko A.N. [The Study of Dynamic Stabilometry as the Monitoring of Motor and Coordinating Disorders]. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova [Journal of Neurology and Psychiatry Named after S.S. Korsakov], 2009, vol. 109, no. 1, pp. 35–39. (in Russ.)
4. Kapilevich L.V., Davlet’yarova K.V., Ovchinnikova N.A. [Improving the Ability to Maintain Coordination and Balance in Students with Functional Disorders of the Musculoskeletal System by Introducing Elements of Physical Therapy in the Structure of the Educational Schedule of Physical Education]. Voprosy kurortologii, fizioterapii, i lechebnoy fizicheskoy kul’tury [Questions of Balneology, Physiotherapy, and Medical Physical Culture], 2017, vol. 94 (1), pp. 36–40. (in Russ.) DOI: 10.17116/kurort201794136-40
5. Kapilevich L.V., Koshel’skaya E.V., Krivoshchekov S.G. [Physiological Basis for Improving the Accuracy of Movements on the Basis of Stabilographic Training with Biofeedback]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2015, vol. 41 (4), pp. 404–411. (in Russ.) DOI: 10.1134/S036211971504009X
6. Meyerzon T.I. [Methods of Socialization of Children with Disabilities. Biofeedback Technology (BOS)]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal “Kontsept” [Scientific and Methodological Electronic Journal Concept], 2017, vol. 35, pp. 89–94. Available at: http://e-koncept.ru/2017/771189.htm.
7. Provotorova YU.A. Tekhnologiya BOS v korrektsionnoy rabote s det’mi s osobymi obrazovatel’nymi potrebnostyami [BFB Technology in Correctional Work with Children with Special Educational Needs]. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/11/21/tekhnologiya-bos-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-osobymi (accessed: 17.03.2019).
8. Suntsova A.S., Baranov A.A., Vorozhtsova I.B. [Adaptive Physical Culture as a Means of Psychophysical Development of Children with Visual Impairments, Students in an Inclusive School]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 1, pp. 35–37. (in Russ.)
9. Nagornov M.S., Davlet’yarova K.V., Il’in A.A., Kapilevich L.V. [Physiological Features of the Ball Striking Technique in Football Players with Disorders of the Musculoskeletal System]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, vol. 7, pp. 8–10. (in Russ.)
10. Davlet’yarova K.V., Medvedeva E.V., Ovchinnikova N.A., Ezhova G.S., Kapilevich L.V. [Characteristics of Cerebral Bioelectric Activity in Disabled Students. A Combination of Cognitive and Physical Activity]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University], 2018, vol. 8, no. 5, pp. 245–265. (in Russ.) DOI: 10.15293/2226-3365.1805.15
11. Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. [Images of Disabled People in Popular Culture. The System of Rehabilitation Services for People with Disabilities in the Russian Federation]. Ezhekvartal’nyy byulleten’ [Quarterly Bulletin], 2009, no. 5, pp. 4–12. (in Russ.)
12. Alptekin K., Karan A., Diracoglu D. et al. Investigating the Effectiveness of Postural Muscle Electrostimulation and Static Posturography Feedback Exercises in Elders with Balance Disorder. Journal of Back and Musculoskeletal Rehabilitation, 2016, vol. 29 (1), pp. 151–159. DOI: 10.3233/BMR-150611
13. Ghomashchi H. Investigating the Effects of Visual Biofeedback Therapy on Recovery of Pos¬tural Balance in Stroke Patients Using a Complexity Measure. Topics in Stroke Rehabilitation, 2016, vol. 23 (3), pp. 178–183. DOI: 10.1080/10749357.2015.1122311
14. Hosseinpoor A.R., Bergen N., Schlotheuber A., Boerma T. National Health Inequality Monitoring: Current Challenges and Opportunities. Global Health Action, 2018, vol. 11, pp. 139–216. DOI: 10.1080/16549716.2017.1392216
15. Hung J.-W., Yu M.-Y., Chang K.-C. et al. Feasibility of Using Tetrax Biofeedback Video Games for Balance Training in Patients With Chronic Hemiplegic Stroke. PM and R, 2016, vol. 8 (10), pp. 962–970. DOI: 10.1016/j.pmrj.2016.02.009
16. Maciaszek J. Effects of Posturographic Platform Biofeedback Training on the Static and Dynamic Balance of Older Stroke Patients. Journal of Stroke and Cerebrovascular Diseases, 2018, vol. 27 (7), pp. 1969–1974. DOI: 10.1016/j.jstrokecerebrovasdis.2018.02.055
17. Nogueira P., Urbano J., Reis L.P. et al. A Review of Commercial and Medical-Grade Physiological Monitoring Devices for Biofeedback-Assisted Quality of Life Improvement Studies. Journal of Medical Systems, 2018, vol. 42 (6), no. 101. DOI: 10.1007/s10916-018-0946-1
Опубликован
2019-07-15
Как цитировать
Капилевич, Л., Медведева, Е., Баранова, Е., Бредихина, Ю., & Давлетьярова, К. (2019). ВЛИЯНИЯ ТРЕНИРОВОК С БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ НА СТАТОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАВНОВЕСИЯ И УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Человек. Спорт. Медицина, 19(2), 125-132. https://doi.org/10.14529/hsm190216
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина