СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ТЕХНИКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Цель. Обоснование способов представления информации о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации. Материалы и методы. Изучение и логико-содержательный анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение передового опыта теории и практики обучения двигательным действиям; синтез понятий и теоретических положений. Результаты. Когнитивная визуализация информации учебного назначения обеспечивает улучшение восприятия сложных для понимания знаний. Принципы когнитивной визуализации целесообразно использовать в процессе обучения технике двигательных действий с целью формирования у учащихся целостного представления о способе решения двигательной задачи. Представление информации о технике физических упражнений в визуальной форме предусматривает создание такого средства наглядности, которое позволяет выделить в структуре изучаемого двигательного действия ключевые элементы (основные позы, управляющие движения, фазы, циклы), а также обеспечить учащегося информацией для сознательного и активного поиска наиболее эффективного способа выполнения двигательного действия. Эффект когнитивной визуализации предлагается достичь при помощи интегрирования графических элементов в содержание видеоизображения с техникой спортивного двигательного действия. В качестве примера рассматривается техника броска одной рукой от плеча в баскетболе. Заключение. Оформление сведений о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации должно осуществляться на основе структурно организованной и визуально оформленной информации в динамической форме. Наиболее оптимальным способом представления знаний о технике физического упражнения является применение видеоизображения, оформленное с помощью технологии мультимедиа.
Литература
2. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация – базовый психолого-педагогический механизм дидактического дизайна / Н.Н. Манько // Вестник учеб.-метод. объединения по проф.-пед. образованию. – 2007. – Вып. 2 (41). – С. 224–234.
3. Монахова, Г.А. Современные тенденции использования визуализаций в образовательном процессе / Г.А. Монахова, Н.В. Монахов // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. – 2017. – № 2. – С. 236–245.
4. Некрасов, С.И. Значение теории фреймов в современной науке / С.И. Некрасов, Н.С. Молчанова // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. – 2009. – № 16 (71), вып. 10. – С. 13–17.
5. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: учеб. пособие / Д.И. Нестеровский. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 336 с.
6. Прончев, Г.Б. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России: моногр. / Г.Б. Прончев [и др.]. – М.: Экон-Информ, 2013. – 130 с.
7. Angulo, A.H. Digital Visualization in the Teaching of Cognitive Visualization / A.H. Angulo, R.J. Davidson, Guillermo p Vasquez de Velasco // Reinventing the Discourse – How Digital Tools Help Bridge and Transform Research, Education and Practice in Architecture: Proceedings of the Twenty First Annual Conference of the Association for Computer-Aided Design in Architecture. – Buffalo, New York: SUNY Buffalo, 2001. – P. 292–301.
8. Eppler, M.J. A Comparison Between Concept Maps, MindMaps, Conceptual Diagrams, and Visual Metaphorsas Complementary Tools for Knowledge Construction and Sharing / M.J. Eppler // Information visualization. – 2006. – Vol. 5, no. 3. – P. 202–210.
9. Rumelhart, D.E. Schemata: the Building Blocks of Cognition / D.E. Rumelhart // Theoretical Issues in Reading Comprehension. Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence, and Education. – N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1980. – P. 33–58.
10. Sherwood, D.E. Schema theory: critical review and implications for the role of cognition in a new theory of motor learning / D.E. Sherwood, T. Lee // Research quarterly for exercise and sport. – 2003. – No. 4. – P. 376–382
References
1. Bogen M.M. Obucheniye dvigatel’nym deystviyam [Learning Motor Actions]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1985. 192 p.2. Man’ko N.N. [Cognitive Visualization – the Basic Psychological and Pedagogical Mechanism of Didactic Design]. Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob”yedineniya po professional’no-pedagogicheskomu obrazovaniyu [Bulletin of the Educational and Methodological Association for Professional and Pedagogical Education], 2007, iss. 2 (41), pp. 224–234. (in Russ.)
3. Monakhova G.A., Monakhov N.V. [Modern Trends in the Use of Visualizations in the Educational Process]. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsiy [Conference ASOU. A Collection of Scientific Papers and Materials of Scientific Conferences], 2017, no. 2, pp. 236–245. (in Russ.)
4. Nekrasov S.I., Molchanova N.S. [The Value of Frame Theory in Modern Science]. Nauchnyye vedomosti BelGU. Seriya. Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Scientific News of BelSU. Series. Philosophy. Sociology. Right], 2009, no. 16 (71), iss. 10, pp. 13–17. (in Russ.)
5. Nesterovskiy D.I. Basketbol: teoriya i metodika obucheniya: uchebnoye posobiye [Basketball. Theory and Methodology of Teaching]. Moscow, Academy Publ., 2007. 336 p.
6. Pronchev G.B. et al. Distantsionnyye obrazovatel’nyye tekhnologii v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya Rossii: monografiya [Remote Educational Technologies in the Conditions of Innovative Development of Russia]. Moscow, Econ-Inform Publ., 2013. 130 p.
7. Angulo A.H., Davidson R.J., Guillermo p Vasquez de Velasco. Digital Visualization in the Teaching of Cognitive Visualization. Reinventing the Discourse – How Digital Tools Help Bridge and Transform Research, Education and Practice in Architecture: Proceedings of the Twenty First Annual Conference of the Association for Computer-Aided Design in Architecture. Buffalo, New York: SUNY Buffalo, 2001, pp. 292–301.
8. Eppler M.J. A Comparison Between Concept Maps, MindMaps, Conceptual Diagrams, and Visual Metaphorsas Complementary Tools for Knowledge Construction and Sharing. Information Visualization, 2006, vol. 5, no. 3, pp. 202–210. DOI: 10.1057/palgrave.ivs.9500131
9. Rumelhart D.E. Schemata: the Building Blocks of Cognition. Theoretical Issues in Reading Comprehension. Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence, and Education. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1980, pp. 33–58. DOI: 10.4324/9781315107493-4
10. Sherwood D.E., Lee T. Schema Theory: Critical Review and Implications for the Role of Cognition in a New Theory of Motor Learning. Research Quarterly for Exercise and Sport, 2003, no. 4, pp. 376–382. DOI: 10.1080/02701367.2003.10609107
Copyright (c) 2019 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.