СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ТЕХНИКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

  • В. В. Храмов Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь https://orcid.org/0000-0001-5727-7877 khramov@grsu.by
  • Е. О. Ширшова Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0002-3557-5424 eshirshova@kantiana.ru
  • Е. Л. Матова Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0003-0004-417X ematova@kantiana.ru
Ключевые слова: когнитивная визуализация, мультимедийные технологии, обучение двигательным действиям

Аннотация

Цель. Обоснование способов представления информации о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации. Материалы и методы. Изучение и логико-содержательный анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение передового опыта теории и практики обучения двигательным действиям; синтез понятий и теоретических положений. Результаты. Когнитивная визуализация информации учебного назначения обеспечивает улучшение восприятия сложных для понимания знаний. Принципы когнитивной визуализации целесообразно использовать в процессе обучения технике двигательных действий с целью формирования у учащихся целостного представления о способе решения двигательной задачи. Представление информации о технике физических упражнений в визуальной форме предусматривает создание такого средства наглядности, которое позволяет выделить в структуре изучаемого двигательного действия ключевые элементы (основные позы, управляющие движения, фазы, циклы), а также обеспечить учащегося информацией для сознательного и активного поиска наиболее эффективного способа выполнения двигательного действия. Эффект когнитивной визуализации предлагается достичь при помощи интегрирования графических элементов в содержание видеоизображения с техникой спортивного двигательного действия. В качестве примера рассматривается техника броска одной рукой от плеча в баскетболе. Заключение. Оформление сведений о технике двигательных действий средствами когнитивной визуализации должно осуществляться на основе структурно организованной и визуально оформленной информации в динамической форме. Наиболее оптимальным способом представления знаний о технике физического упражнения является применение видеоизображения, оформленное с помощью технологии мультимедиа.

Информация об авторах

В. В. Храмов , Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Республика Беларусь, 230023, г. Гродно

Е. О. Ширшова , Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. 236016, г. Калининград

Е. Л. Матова , Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Российская Федерация

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. 236016, г. Калининград

Литература

1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.
2. Манько, Н.Н. Когнитивная визуализация – базовый психолого-педагогический механизм дидактического дизайна / Н.Н. Манько // Вестник учеб.-метод. объединения по проф.-пед. образованию. – 2007. – Вып. 2 (41). – С. 224–234.
3. Монахова, Г.А. Современные тенденции использования визуализаций в образовательном процессе / Г.А. Монахова, Н.В. Монахов // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. – 2017. – № 2. – С. 236–245.
4. Некрасов, С.И. Значение теории фреймов в современной науке / С.И. Некрасов, Н.С. Молчанова // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. – 2009. – № 16 (71), вып. 10. – С. 13–17.
5. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: учеб. пособие / Д.И. Нестеровский. – М.: Издат. центр «Академия», 2007. – 336 с.
6. Прончев, Г.Б. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России: моногр. / Г.Б. Прончев [и др.]. – М.: Экон-Информ, 2013. – 130 с.
7. Angulo, A.H. Digital Visualization in the Teaching of Cognitive Visualization / A.H. Angulo, R.J. Davidson, Guillermo p Vasquez de Velasco // Reinventing the Discourse – How Digital Tools Help Bridge and Transform Research, Education and Practice in Architecture: Proceedings of the Twenty First Annual Conference of the Association for Computer-Aided Design in Architecture. – Buffalo, New York: SUNY Buffalo, 2001. – P. 292–301.
8. Eppler, M.J. A Comparison Between Concept Maps, MindMaps, Conceptual Diagrams, and Visual Metaphorsas Complementary Tools for Knowledge Construction and Sharing / M.J. Eppler // Information visualization. – 2006. – Vol. 5, no. 3. – P. 202–210.
9. Rumelhart, D.E. Schemata: the Building Blocks of Cognition / D.E. Rumelhart // Theoretical Issues in Reading Comprehension. Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence, and Education. – N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1980. – P. 33–58.
10. Sherwood, D.E. Schema theory: critical review and implications for the role of cognition in a new theory of motor learning / D.E. Sherwood, T. Lee // Research quarterly for exercise and sport. – 2003. – No. 4. – P. 376–382

References

1. Bogen M.M. Obucheniye dvigatel’nym deystviyam [Learning Motor Actions]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1985. 192 p.
2. Man’ko N.N. [Cognitive Visualization – the Basic Psychological and Pedagogical Mechanism of Didactic Design]. Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob”yedineniya po professional’no-pedagogicheskomu obrazovaniyu [Bulletin of the Educational and Methodological Association for Professional and Pedagogical Education], 2007, iss. 2 (41), pp. 224–234. (in Russ.)
3. Monakhova G.A., Monakhov N.V. [Modern Trends in the Use of Visualizations in the Educational Process]. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsiy [Conference ASOU. A Collection of Scientific Papers and Materials of Scientific Conferences], 2017, no. 2, pp. 236–245. (in Russ.)
4. Nekrasov S.I., Molchanova N.S. [The Value of Frame Theory in Modern Science]. Nauchnyye vedomosti BelGU. Seriya. Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Scientific News of BelSU. Series. Philosophy. Sociology. Right], 2009, no. 16 (71), iss. 10, pp. 13–17. (in Russ.)
5. Nesterovskiy D.I. Basketbol: teoriya i metodika obucheniya: uchebnoye posobiye [Basketball. Theory and Methodology of Teaching]. Moscow, Academy Publ., 2007. 336 p.
6. Pronchev G.B. et al. Distantsionnyye obrazovatel’nyye tekhnologii v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya Rossii: monografiya [Remote Educational Technologies in the Conditions of Innovative Development of Russia]. Moscow, Econ-Inform Publ., 2013. 130 p.
7. Angulo A.H., Davidson R.J., Guillermo p Vasquez de Velasco. Digital Visualization in the Teaching of Cognitive Visualization. Reinventing the Discourse – How Digital Tools Help Bridge and Transform Research, Education and Practice in Architecture: Proceedings of the Twenty First Annual Conference of the Association for Computer-Aided Design in Architecture. Buffalo, New York: SUNY Buffalo, 2001, pp. 292–301.
8. Eppler M.J. A Comparison Between Concept Maps, MindMaps, Conceptual Diagrams, and Visual Metaphorsas Complementary Tools for Knowledge Construction and Sharing. Information Visualization, 2006, vol. 5, no. 3, pp. 202–210. DOI: 10.1057/palgrave.ivs.9500131
9. Rumelhart D.E. Schemata: the Building Blocks of Cognition. Theoretical Issues in Reading Comprehension. Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence, and Education. N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1980, pp. 33–58. DOI: 10.4324/9781315107493-4
10. Sherwood D.E., Lee T. Schema Theory: Critical Review and Implications for the Role of Cognition in a New Theory of Motor Learning. Research Quarterly for Exercise and Sport, 2003, no. 4, pp. 376–382. DOI: 10.1080/02701367.2003.10609107
Опубликован
2019-08-17
Как цитировать
Храмов, В., Ширшова, Е., & Матова, Е. (2019). СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ТЕХНИКЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ. Человек. Спорт. Медицина, 19(S1), 99-105. https://doi.org/10.14529/hsm19s113
Раздел
Спортивная тренировка