ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Ключевые слова: студенты физкультурного факультета, уровень физической подготовленности, психофизиологические показатели, физические качества

Аннотация

Цель: сравнить изменение психофизиологических показателей и физической подготовленности студентов, обучающихся по профилю «Физкультурное образование, безопасность жизнедеятельности» в начале и конце обучения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в начале эксперимента на первом курсе,
а в конце – на пятом курсе обучения, из них – 28 юношей, 14 девушек. Для оценки психофизиологических показателей использовались методики определения латентного периода простой и сложной зрительно-моторных реакций. Изучение уровня физической подготовленности проводилось по силовым показателям, выносливости, гибкости и уровню развития координационных способностей. Результаты. В конце обучения отмечалась положительная динамика физической подготовленности студентов физкультурного факультета, студенты характеризовались средним и выше среднего уровнем физической подготовленности. В начале обучения у юношей определены более высокие показатели уровня развития физических качеств, чем у девушек, исключение составили уровень развития гибкости и статической выносливости. В начале обучения у девушек отмечался ниже среднего уровень развития координационных способностей (проба Ромберга) и силового индекса. В конце обучения физические качества силы у студентов стали соответствовать уровню развития выше среднего и высокому, статистически значимо повысился уровень развития выносливости, гибкости, ловкости. В конце обучения показатели ПЗМР и СЗМР у студентов факультета физической культуры статистически достоверно снижались, что свидетельствует об оптимизации уровня активации ЦНС. Заключение. Полученные в ходе мониторинга результаты подтверждают эффективность реализации образовательных программ на физкультурном факультете, что нашло подтверждение в положительной динамике психофизиологических характеристик и уровня физической подготовленности выпускников.

Информация об авторах

Л. И. Каташинская , Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень

Л. В. Губанова , Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень

Е. В. Ермакова , Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин и технологического образования, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень

А. А. Кадысева , Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, географии и методики их преподавания, Тюменский государственный университет. 625003, г. Тюмень

И. К. Цаликова , Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания. 625003, г. Тюмень

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптации человека / Н.А. Агаджанян, Т.И. Батоцыренова, Ю.Н. Семенов. – Владимир, 2010. – 237 с.
2. Анисимова, Е.Н. Характеристика физического статуса призывников г. Красноярска / Е.Н. Анисимова, Е.П. Шарайкина, И.Е. Вятскин // Сибирское мед. обозрение. – 2003. – Т. 26–27, № 2–3. – С. 74–76.
3. Виленский, М.Я. Стимулирование теоретической и практической готовности студентов к творческому использованию потенциала профессиональной деятельности / М.Я. Виленский // Научные труды МПГУ. Психол.-пед. науки. – М., 2000. – С. 56–62.
4. Волосков, Д. Способы повышения эффективности физической подготовки женщин-кадетов во время учебного процесса в военной академии (например, внедрение CrossFit) / Д. Волосков, Г. Волоскова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11 (117). – С. 32–36.
5. Горбачева, В.В. Динамика показателей физической подготовленности студентов – спортивных менеджеров / В.В. Горбачева // Научно-методические основы повышения качества подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: всерос. науч.-практич. конф. – Волгоград: ВГАФК, 2013. – С. 39–41.
6. Гундэгмаа, Л. Сравнительный анализ некоторых морфофункциональных признаков студенческой молодежи Монголии за последние 40 лет / Л. Гундэгмаа // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 2. – С. 13–18.
7. Ефимова, Н.В. Особенности психофизиологического статуса подростков с различной интенсивностью спортивных занятий / Н.В. Ефимова, И.В. Мыльникова // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – № 1. – С. 83–91.
8. Забелина, Л.Г. Мониторинг здоровья студентов / Л.Г. Забелина // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи: материалы II Республ. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2010. – С. 68–71.
9. Зянкин, А.Н. Сила: ее развитие и динамика у студенческой молодежи в период обучения в вузе / А.Н. Зянкин // Физ. воспитание студентов, 2011. – № 2. – С. 44–46.
10. Колиненко, Е.А. Динамика физической подготовленности студентов первого курса ХГАЭП / Е.А. Колиненко, Л.Н. Подложнюк // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф. – Хабаровск: ДВГАФК, 2005. – С. 158–160.
11. Корягина, Ю.В. Морфологические особенности спортсменов как результат адаптации к занятиям разными силовыми видами спорта / Ю.В. Корягина, С.В. Матук // ОНВ. – 2010. – № 4 (89). – С. 140–142.
12. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – 5-е изд., исправ. и доп. – М.: Совет. спорт, 2011. – 350 с.
13. Максимов, А.Л. Особенности функционального состояния у юношей г. Магадана в зависимости от типа конституции / А.Л. Максимов, И.В. Суханова, С.И. Вдовенко // Экология человека. – 2012. – № 12. – С. 25–30.
14. Мальцева, И.Г. Методика тестирования и оценки уровня общей физической подготовленности студентов вузов: учеб.-метод. пособие / И.Г. Мальцева. – Орел: МАБИВ, 2014. – 40 с.
15. Сидорова, К.А. Адаптационные возможности организма юношей в условиях Уральского региона: моногр. / К.А. Сидорова, Е.А. Ивакина, О.А. Драгич, Т.А. Юрина. – Тюмень, 2015. – 143 с.
16. Bendíková, E. Lifestyle, Physical and Sports Education and Health Benefits of Physical Activity / E. Bendíková // European Researcher. – 2014. – No. 69 (2–2). – P. 343–348.
17. Chirushkina, A.G. The question of physical activity rationing at the lessons of health – improving gymnastics with middle aged women / A.G. Chirushkina // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. – 2014. – No. 1 (30). DOI: 10.14526/31_2014_31
18. Gaurav, V. Anthropometric characteristics of Indian volleyball players in relation to their performance level / V. Gaurav, A. Singh // Turkish Journal of Sport and Exercise. – 2014. – Vol. 16 (1). – P. 87–89.
19. Somatotype analysis of the first-year students of the faculty of sport and physical education in Nis / N. Čeković, M. Đordević, N. Stefa-nović et al. // XVI Scientific Conference “FIC COMMUNICATION 2013” in physical education, sport and recreation and I International Scientific Conference. – 2013. – P. 369–376.
20. Special aspects of psychophysiological reactions of different skillfulness athletes, practicing martial arts / L. Podrigalo, S. Iermakov, V. Potop et al. // Journal of Physical Education and Sport, 2 (Supplement issue). – 2017. – P. 519–526.

References

1. Agadzhanyan N.A., Batotsyrenova T.I., Semenov Yu.N. Ekologo-fiziologicheskiye i etnicheskiye osobennosti adaptatsii cheloveka [Ecological, Physiological and Ethnic Features of Human Adaptation]. Vladimir, 2010. 237 p.
2. Anisimova E.N., Sharaykina E.P., Vyatskin I.E. [Characteristics of the Physical Status of Krasnoyarsk Army Service Recruits]. Sibirskoye meditsinskoye obozreniye [Siberian Medical Review], 2003, vol. 26–27, no. 2–3, pp. 74–76. (in Russ.)
3. Vilenskiy M.Ya. [Stimulation of the Theoretical and Practical Readiness of Students for the Creative Use of the Potential of Professional Activity]. Nauchnyye trudy MPGU. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Scientific Works of Moscow State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences], 2000, pp. 56–62. (in Russ.)
4. Voloskov D., Voloskova G. [Methods of Increasing the Efficiency of Physical Training of Female Cadets During the Educational Process of the Military Academy (for Example, the Introduction of CrossFit)]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Research Notes of P.F. Lesgaft University], 2014, no. 11 (117), pp. 32–36. (in Russ.)
5. Gorbachev V.V. [Dynamics of Physical Fitness Indicators of Students – Sports Managers]. Nauchno-metodicheskiye osnovy povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov dlya sfery fizicheskoy kul’tury, sporta i turizma: vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Scientific and Methodological Foundations for Improving the Quality of Training for Specialists in the Field of Physical Culture, Sports and Tourism: Russian Scientific Practical Conference], 2013, pp. 39–41. (in Russ.)
6. Gundegmaa L. [Comparative Analysis of Some Morpho-Functional Characteristics of Students in Mongolia over the Past 40 Years]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2010, no. 2, pp. 13–18. (in Russ.)
7. Efimova N.V., Myl’nikova I.V. [Features of Psycho-Physiological Status of Adolescents with Different Intensity of Sports Activities]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2015, vol. 41, no. 1, pp. 83–91. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119715010053
8. Zabelina L.G. [Monitoring Students' Health]. Monitoring zdorov’ya i fizicheskoy podgotovlennosti molodezhi: materialy II Respubl. nauchno-prakticheskoy konferentsii [Monitoring the Health and Physical Fitness of Young People. Proceedings of the II Republican Scientific-Practical Conference], 2010, pp. 68–71. (in Russ.)
9. Zyankin A.N. [Strength. Its Development and Dynamics Among Students in the Period of Study at a University]. Fizicheskoye vospitaniye studentov [Physical Education of Students], 2011, no. 2,
pp. 44–46. (in Russ.)
10. Kolinenko E.A., Podlozhnyuk L.N. [The Dynamics of Physical Fitness of First-Year Students of the Khabarovsk State Academy of Economics and Jurisprudence]. Fizicheskaya kul’tura i sport v sovremennom obshchestve: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Physical Culture and Sports in Modern Society. Materials of the All-Russian Scientific Conference], 2005, pp. 158–160. (in Russ.)
11. Koryagina Yu.V., Matuk S.V. [Morphological Features of Athletes as a Result of Adaptation to Various Kinds of Power Sports]. ONV, 2010, no. 4 (89), pp. 140–142. (in Russ.)
12. Landa B.Kh. Metodika kompleksnoy otsenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti [Methods of Integrated Assessment of Physical Development and Physical Fitness]. 5nd ed. Moscow, Soviet Sport Publ., 2011. 350 p.
13. Maksimov A.L., Sukhanova I.V., Vdovenko S.I. [Features of the Functional State in Young Men of Magadan, Depending on the Type of Constitution]. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2012,
no. 12, pp. 25–30. (in Russ.)
14. Maltseva I.G. Metodika testirovaniya i otsenki urovnya obshchey fizicheskoy podgotovlennosti studentov vuzov: uchebno-metodicheskoye posobiye [Methods of Testing and Assessing the Level of General Physical Preparedness of University Students]. Orel, 2014. 40 p.
15. Sidorova K.A., Ivakina E.A., Dragich O.A., Yurina T.A. Adaptatsionnyye vozmozhnosti organizma yunoshey v usloviyakh Ural’skogo regiona [Adaptive Abilities of an Organism of Young Men in Conditions of the Ural Region]. Tyumen, 2015. 143 p.
16. Bendíková E. Lifestyle, Physical and Sports Education and Health Benefits of Physical Activity. European Researcher, 2014, no. 69 (2–2), pp. 343–348.
17. Chirushkina A.G. The Question of Physical Activity Rationing at the Lessons of Health – Improving Gymnastics with Middle Aged Women. Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports, 2014, no. 1 (30). DOI: 10.14526/31_2014_31
18. Gaurav V., Singh A. Anthropometric Characteristics of Indian Volleyball Players in Relation to their Performance Level. Turkish Journal of Sport and Exercise, 2014, vol. 16 (1), pp. 87–89. DOI: 10.15314/TJSE.201416168
19. Čeković N., Đordević M., Stefanović N. et al. Somatotype Analysis of the First-Year Students of the Faculty of Sport and Physical Education in Nis. XVI Scientific Conference “FIC COMMUNICATION 2013” in Physical Education, Sport and Recreation and I International Scientific Conference, 2013, pp. 369–376.
20. Podrigalo L., Iermakov S., Potop V. et al. Special Aspects of Psychophysiological Reactions of Different Skillfulness Athletes, Practicing Martial Arts. Journal of Physical Education and Sport,
2 (Supplement issue), 2017, pp. 519–526.
Опубликован
2020-01-21
Как цитировать
Каташинская, Л., Губанова, Л., Ермакова, Е., Кадысева, А., & Цаликова, И. (2020). ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Человек. Спорт. Медицина, 19(4), 29-36. https://doi.org/10.14529/hsm190404
Раздел
Физиология