ПРОГРЕССИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ 7–8 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ключевые слова: фигурное катание, координационные способности, начальная подготовка фигуристов, методика развития КС, психофизиологический анализ воздействия упражнений

Аннотация

Цель исследования: развитие координационных способностей у фигуристов 7–8 лет группы начальной подготовки с помощью специально организованного учебно-тренировочного процесса. Материалы и методы исследования. Проведено обследование на базе спорткомплекса «Труд» г. Тольятти у 20 детей, занимающихся фигурным катанием, в возрасте 7–8 лет группы начальной подготовки, разделенных на 2 подгруппы: основную группу (ОГ) и группу сравнения (ГС) по 10 девочек в каждой. Основным отличием в учебно-тренировочном процессе ОГ и ГС было использование в ОГ специально разработанной программы упражнений, направленной на развитие двигательно-вестибулярной координации у фигуристов. В ГС занятия проходили по стандартной учебно-тренировочной программе. Методика диагностики включала компьютерную программу «Исследователь временных и пространственных свойств человека версия 2.1». Результаты. В статье приводится экспериментальное обоснование использования комплекса упражнений специальной физической подготовки (СФП) для развития координационных способностей у фигуристов 7–8 лет. Показано, что на констатирующем (исходном) этапе педагогического эксперимента (ПЭ) психофизиологические показатели и моторные в ОГ и ГС достоверно не различались. После формирующих занятий в ОГ получили достоверное улучшение пространственно-временных показателей и моторной координации в сравнении с ГС. Заключение. Использование комплекса упражнений СФП для развития координационных способностей у фигуристов 7–8 лет позволяет: 1) улучшить возможности перемещения юных фигуристов в пространстве на льду; 2) развить локомоторные функции юных фигуристов на фоне улучшения КС.

Информация об авторах

В. В. Горелик , Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма, Тольяттинский государственный университет. 445020, Самарская область, г. Тольятти

С. Н. Филиппова , Российский государственный социальный университет, г. Клин, Россия

Доктор биологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии и информационных технологий, Российский государственный социальный университет. 141607, Московская область, г. Клин

В. С. Беляев , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. 117303, г. Москва

В. А. Абрамова , Физкультурный комплекс «Труд», г. Тольятти, Россия

Мастер спорта по фигурному катанию, тренер, Физкультурный комплекс «Труд». 445011, Самарская область, г. Тольятти

Т. П. Кнышева , Центр интеллектуального развития «Эврика», г. Тольятти, Россия

Психолог, Центр интеллектуального развития «Эврика». 445031, г. Тольятти

Литература

1. Акулов, М.Б. Формирование интереса к фигурному катанию у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности / М.Б. Акулов // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4 (59). – С. 104–105.
2. Андреева, Ю.В. Танцуй, пока молодой. Особенности танцевального искусства на льду / Ю.В. Андреева // Московский фигурист. – 2014. – № 3 (35). – С. 24–28.
3. Баранова, Д.Д. Желаемое за действительное / Д.Д. Баранова // Московский фигурист. – 2014. – № 1 (33). – С. 47–48.
4. Губаева, Е.Е. Развитие координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки / Е.Е. Губаева, Н.Н. Мугаллимова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 8. – № 3 (8). – С. 132–137.
5. Карпенко, В.Н. Фигурное катание как синтез искусства и спорта / В.Н. Карпенко, А.В. Рябова, И.А. Карпенко // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 2 (10). – С. 97–100.
6. Корягина, Ю.В. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ… (офиц. бюл.). – 2004. – № 2 (47). – С. 51.
7. Нопин, С.В. Разработка программного обеспечения для проведения исследований спортивных способностей (на примере компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека») / С.В. Нопин, Ю.В. Корягина. – Омский научный вестник. – 2003. – № 4. – С. 196–197.
8. Психофизиология физического развития в спорте / С.В. Булатецкий, С.В. Иванников, С.И. Рабазанов и др. // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. – № 8 (25). – С. 63–67.
9. Русалов, В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий; некоторые итоги и ближайшие задачи системных задач / В.М. Русалов // Психол. журн. – 1991. – № 5. – С. 3–17.
10. Русланов, Д.В. Исследования пространственно-временной организации человека в психологии: о резонансной природе проявления психической активности человека / Д.В. Русланов, Т.М. Краузе // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2008. – № 7. – С. 97–103.
11. Тугунова, Я.П. Точность мышечно-двигательных ощущений как фактор повышения уровня выполнения элементов фигурного катания / Я.П. Тугунова, А.Ю. Клопов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 6 (112). – С. 189–194.
12. Федоряка, А.В. Развитие координационных способностей у девочек 8–9 лет, занимающихся фигурным катанием в оздоровительных группах / А.В. Федоряка, Н.В. Бачинская // Прикладная спортивная наука. – 2016. – № 2 (4). – С. 89–92.

References

1. Akulov M.B. [The Formation of Interest in Figure Skating in Children of Primary School Age in the Process of Extracurricular Activities]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2016, no. 4 (59), pp. 104–105. (in Russ.)
2. Andreyeva Yu.V. [Dance while you are Young. Features of Dance Art on Ice]. Moskovskiy figurist [Moscow Skater], 2014, no. 3 (35), pp. 24–28. (in Russ.)
3. Baranova D.D. [Wishful Thinking]. Moskovskiy figurist [Moscow Skater], 2014, no. 1 (33), pp. 47–48. (in Russ.)
4. Gubayeva E.E., Mugallimova N.N. [Development of Coordination Abilities in Figure Skaters of the Initial Training Group]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2015, vol. 8, no. 3 (8), pp. 132–137. (in Russ.)
5. Karpenko V.N., Ryabova A.V., Karpenko I.A. [Figure Skating as a Synthesis of Art and Sport]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i razrabotki [Modern Scientific Research and Development], 2017, no. 2 (10), pp. 97–100. (in Russ.)
6. Koryagina Yu.V., Nopin S.V. [Researcher of Temporal and Spatial Properties of Man no. 2004610221]. Programmy dlya EVM… (ofitsial’nyy byulleten’) [Computer Software ... (Official Bulletin)], 2004, no. 2 (47), 51 p.
7. Nopin S.V., Koryagina Yu.V. [Development of Software for the Study of Sports Abilities (for Example, the Computer Program Researcher of Temporal and Spatial Properties of Man)]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Herald], 2003, no. 4, pp. 196–197. (in Russ.)
8. Bulatetskiy S.V., Ivannikov S.V., Rabazanov S.I. et al. [Psychophysiology of Physical Development in Sport]. Tsentral’nyy nauchnyy vestnik [Central Scientific Bulletin], 2017, vol. 2, no. 8 (25), pp. 63–67. (in Russ.)
9. Rusalov V.M. [Psychology and Psychophysiology of Individual Differences; Some Results and Immediate Tasks of System Tasks]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1991, no. 5,
pp. 3–17. (in Russ.)
10. Ruslanov D.V., Krauze T.M. [Studies of the Spatio-Temporal Organization of Man in Psychology. On the Resonant Nature of the Manifestation of Human Mental Activity]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology and Biomedical Problems of Physical Education and Sport], 2008, no. 7, pp. 97–103. (in Russ.)
11. Tugunova Ya.P., Klopov A.Yu. [The Accuracy of Musculoskeletal Sensations as a Factor in Increasing the Level of Performance of the Elements of Figure Skating]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes University P.F. Lesgaft], 2014, no. 6 (112), pp. 189–194. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p189-194.
12. Fedoryaka A.V., Bachinskaya N.V. [Development of Coordination Abilities in Girls of 8–9 Years Old, Engaged in Figure Skating in Health Groups]. Prikladnaya sportivnaya nauka [Applied Sports Science], 2016, no. 2 (4), pp. 89–92. (in Russ.)
Опубликован
2020-01-27
Как цитировать
Горелик, В., Филиппова, С., Беляев, В., Абрамова, В., & Кнышева, Т. (2020). ПРОГРЕССИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ 7–8 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Человек. Спорт. Медицина, 19(4), 60-69. https://doi.org/10.14529/hsm190408
Раздел
Спортивная тренировка