ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНО-АДРЕНОКОРТИКАЛЬНОЙ И ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНО-ГОНАДНОЙ СИСТЕМ У ДЕВУШЕК С ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ
Аннотация
Цель. Оценить функциональное состояние гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной (ГГАКС) и гипоталамо-гипофизарно-гонадной систем (ГГГС) у девушек, отнесенных к специальной медицинской группе с диагнозом вегетососудистая дистония. Материалы и методы. В исследовании принимали участие девушки-студентки 1-го курса, разделенные на 3 группы: 1-я – контрольная (n = 45), практически здоровые студентки; 2-я опытная (n = 27), студентки, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющие вегетососудистую дистонию (ВСД): 1-я опытная (n = 12) – студентки с диагнозом ВСД по гипертоническому типу, 2-я опытная (n = 15) – студентки с диагнозом ВСД по гипотоническому типу. Функциональное состояние ГГГС и ГГАКС выявляли по уровню концентрации кортизола (К), тестостерона (Т) и эстрадиола (Э) в слюне и соотношению Э/Т. Результаты. Содержание кортизола в слюне у девушек, имеющих ВСД в обеих опытных группах, достоверно выше (Р < 0,001, P < 0,05), чем в контрольной группе. У девушек с ВСД по гипертоническому типу уровень кортизола выше, чем у девушек с ВСД по гипотоническому типу (Р < 0,05). У девушек с ВСД по гипотоническому типу уровень Э выше, чем у девушек контрольной группы, на 24 %, а у девушек с ВСД по гипертоническому типу уровень Э больше, чем в два раза. Концентрация тестостерона достоверно выше в обеих опытных группах по сравнению с контрольной (Р < 0,001), увеличение Т наблюдается у девушек с ВСД по гипертоническому типу. Соотношение Э/Т у студенток с ВСД в обеих группах не показало достоверно значимых изменений по сравнению с контрольной группой. Достоверно значимые различия в сторону увеличения выявлены у девушек с ВСД по гипертоническому типу по сравнению с ВСД по гипотипу (Р < 0,01). Заключение. Результаты исследования показали, что в механизмах регуляции сердечно-сосудистой системы для поддержания саморегуляции организма и обеспечения адаптации в ответ на стрессорные воздействия изменения гормональной секреции представляют собой своеобразную цепь тесно взаимосвязанных реакций. Поэтому нарушение работы какого-либо звена требует включения резервных возможностей организма, что отражается на работе ведущих адаптационных систем.
Литература
2. Берштейн, Л.М. Внегонадная продукция эстрогенов (роль в физиологии и патологии) / Л.М. Берштейн. – СПб.: Изд-во Науч.исследоват. ин-та онкологии им. проф. Н.Н. Петрова, 1998. – 171 с.
3. Берштейн, Л.М. Феноменальный эстроген и эстрогенный феномен / Л.М. Берштейн // Природа. – 2003. – № 9. – С. 24–29.
4. Вавилова, Т.П. Возможности и перспективы исследования гормонов в слюне / Т.П. Вавилова, И.П. Островская, А.Е. Медведев // Биомед. химия. – 2014. – Т. 60, № 3. – С. 295–307.
5. Вегетативная дистония в практике педиатра / И.Н. Захарова, Т.М. Творогова, Л.Л. Степурина и др. // Мед. совет. – 2015. – № 14. – С. 98–104.
6. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенская, О.В. Воробьева и др. – М.: Мед. информ. агентство. – 2000. – 752 с.
7. Корреляции между показателями вариабельности ритма сердца и балльной оценкой вегетативного статуса по шкале Вейна у студентов РНИМУ / Н.Н. Алипов, И.С. Антонов, В.Н. Алипова и др. // Вестник РГМУ. – 2013. – № 3. – С. 55–58.
8. Кубасов, Р.В. Гормональные изменения в ответ на экстремальные факторы внешней среды / Р.В. Кубасов // Вестник Рос. академии мед. наук. – 2014. – № 69 (9-10). – С. 102–109.
9. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. – СПб.: АДИС, 1994. – 303 с.
10. Милашечкина, Е.А. Оценка уровня физического развития и функции дыхания студенток специальной медицинской группы с разным объемом двигательной активности / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 17–19.
11. Милашечкина, Е. Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы / Е. Милашечкина, Т. Джандарова, Е. Куницына // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 4. – С. 123–129.
12. Синдром вегетативной дисфункции у детей: мифы и реальность / Л.М. Беляева, Е.А. Колупаева, С.М. Король и др. // Мед. новости. – 2013. – № 5. – С. 5–15.
13. Цехмистренко, Т.А. Структурные преобразования цито- и фиброархитектоники фронтальной коры мозга человека от рождения до 20 лет / Т.А. Цехмистренко, Н.А. Черных, И.К. Шеховцев // Физиология человека. – 2010. – Т. 36. – № 1. – С. 31–40.
14. Cameron, J.L. Stress and Reproduction / J.L. Cameron // Encyclopedia of Hormones. Ed. by H.L. Henry, A.W. Norman. – USA: Academic Press, 2003. – P. 433–438.
References
1. Belyaeva N.M., Hrustaleva E.K. Funkcional'nye zabolevaniya serdechno-sosudistoj sistemy u detej [Functional Changes in Pituitary-Gonadal and Thyroid Endocrine Units in Response to Stress Factors]. Minsk, 2000. 208 p.2. Bershteyn L.M. Vnegonadnaya produktsiya estrogenov (rol v fiziologii i patologii) [Non-Gonadal Estrogen Production (Role in Physiology and Pathology)]. St. Petersburg, Research Institute of Oncology House Publ., 1998. 171 p.
3. Bershteyn L.M. [Phenomenal Estrogen and Estrogen Phenomenon]. Priroda [Nature], 2003, pp. 24–29. (in Russ.)
4. Vavilova T.P., Ostrovskaya I.P., Medvedev A.E. [Possibilities and Prospects of Research of Hormones in Saliva]. Biomedicinskaya himiya [Biomedical Chemistry], 2014, vol. 60, no. 3, pp. 295–307. (in Russ.) DOI: 10.18097/pbmc20146003295
5. Zaharova I.N., Tvorogova T.M., Stepurina L.L. et al. [Vegetative Dystonia in Pediatrician Practice]. Medicinskij sovet [Medical Council], 2015, no. 14, pp. 98–104. (in Russ.)
6. Vejn A.M., Voznesenskaya T.G., Vorobieva O.V. et al. Vegetativnyye rasstroystva: klinika, lecheniye, diagnostika [Vegetative Вisorders. Clinic, Treatment, Diagnosis], 2000. 752 p.
7. Alipov N.N., Antonov I.S., Alipova V.N. et al. [Correlations Between Indices of Heart Rate Variability and Point Estimation of the Vegetative Status on a Scale of Wayne at Students of Russian National Research Medical University]. Vestnik RGMU [Bulletin of the Russian National Research Medical University Named after N.I. Pirogov], 2013, no. 3, pp. 55–58. (in Russ.)
8. Kubasov R.V., Barachevskiy Y.E., Lupachev V.V. [Functional Changes in Pituitary-Gonadal and Thyroid Endocrine Units in Response to Stress Factors]. Fundamentalnye issledovaniya [Fundamental Study's], 2014, no. 10, pp. 1010–1014. (in Russ.)
9. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya bolezney (10 peresmotr). Klassifikatsiya psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroystv. Klinicheskiye opisaniya i ukazaniya po diagnostike [International Classification of Diseases (10 Revision). Classification of Mental and Behavioural Disorders. Clinical Descriptions and Diagnostic Guidelines]. St. Petersburg, 1994. 303 p. (in Russ.)
10. Milashechkina E.A., Dzhandarova T.I. [Assessment of the Level of Physical Development and Respiratory Function of Students of Special Medical Group with Different Volume of Motor Activity]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 4, pp. 17–19. (in Russ.)
11. Milashechkina E.A., Dzhandarova T.I., Kunitsina Е.А. Adaptation Abilities in Female Students with Cardiovascular Disorders. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 4, pp. 123–129. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180418
12. Belyaeva L.M., Kolupaeva E.A., Korol' S.M., Mikul'chik N.V. [Vegetative Dysfunction Syndrome in Children. Myths and Reality]. Medicinskie novosti [Medical News], 2013, no. 5, pp. 5–15. (in Russ.)
13. Tsekhmistrenko T.A., Chernyh N.A., Shekhovtsev I.K. [Structural Transformations of CITO-and Fibroarchitectonics of the Frontal Cortex of the Human Brain from Birth to 20 Years]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2010, vol. 36, no. 1, pp. 31–40. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119710010032
14. Cameron J.L. Stress and Reproduction. Encyclopedia of Hormones. Academic Press, 2003, pp. 433–438. DOI: 10.1016/B0-12-341103-3/00279-5
Copyright (c) 2020 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.