СОСТОЯНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ЭРИТРОНА И ЦИТОКИНОВОГО ПРОФИЛЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СТРЕССУ
Аннотация
Цель. Изучить особенности реакции периферического отдела эритрона и цитокиновой системы в крови у студентов с разными режимами физической активности при психоэмоциональном стрессе во время экзаменационных сессий в условиях дистанционной образовательной среды. Организация и методы. В исследовании принимали участие 48 студентов, средний возраст 26,13 ± 0,48 года. Для оценки уровня концентрации элементов периферического отдела эритрона использовался автоматический анализатор Cell-Dyne 3700. Содержание цитокинов в сыворотке крови определяли на анализаторе Multiscane Biotech с помощью наборов реактивов фирмы «Цитокин» (г. Санкт-Петербург). Результаты исследования. В ходе исследования установлены особенности периферического отдела эритрона, показателей цитокинового профиля в периферической крови у обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий. Определена степень выраженности изменений уровня содержания противо- и провоспалительных цитокинов. Показано, что выявленные изменения могут быть частично устранены при включении в программы электронного обучения аэробного тренинга. Заключение. Результаты проведенного исследования позволили выявить дисфункции периферического отдела эритрона, цитокинового профиля у обучающихся в интерактивной образовательной среде и показать высокую эффективность аэробного тренинга в аспекте повышения гематологического и нейроиммунного резерва организма при реализации стресс-реакции в условиях нагрузок, возникающих в процессе обучения. Эффекты аэробного тренинга рассматриваются в качестве адаптивного ресурса, который опосредованно влияет на достижение оптимального баланса между содержанием провоспалительных и противовоспалительных цитокинов и элементами системы эритрон в периферической крови у обучающихся в интерактивной образовательной среде.
Литература
2. ИЛ–1 и дисфункция систем гемостаза / Г.В. Андреенко, И.П. Ашмарин, М.А. Карабасова, Л.В. Лютова // Нейрохимия. – 2008. – Т. 25, № 1. – С. 124–127.
3. Лавров, О.В. Экзаменационный стресс: кластерно-иммунологическая модель / О.В. Лавров, И.П. Балмасова. – М.: Изд-во РУДН, 2014. – 255 с.
4. Особенности функционального состояния организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе / В.И. Павлова, Н.В. Котова, С.С. Кислякова и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. http://www.science–education.ru/article/view?id=24107.
5. Роль цитокинов в адаптационных процессах организма студентов к психоэмоциональному стрессу / В.В. Лазаренко, Я.В. Латюшин, В.И. Павлова и др. – Троицк: Изд-во ИП Кузнецова Н.Н., 2010. – 226 с.
6. Симбирцев, А.С. Цитокины: классификация и биологические функции / А.С. Симбирцев // Цитокины и воспаление. – 2004. – Т. 3, № 2. – С. 6–22.
7. Шевяков, С.А. Исследование динамики эндогенного ИЛ-6 в культуре эритробластических островков / С.А. Ше-вяков, Ю.М. Захаров // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2014. – № 8. – С. 979–986.
8. Effects of short- and long-term adapta-tion to the middle-altitude hypoxia on the condition of athletes practicing cyclic and acyclic sports / A.P. Isaev, V.V. Erlikh, A.S. Bakhareva et al. // Minerva Ortopedica e Traumatologica. – 2018. – Vol. 69. - Suppl. 1. – No. 3. – P. 31–42. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03873-0
9. Heart rate variability and photoplethysmogram indicators in assessment of adaptation levels in students experiencing examination loads / S. Astakhov, A. Astakhov, A. Nenasheva, A. Ragozin // Gazzetta Medica Italiana Archivio per le Scienze Mediche. – 2018. – Vol. 177. – No. 3. – Р. 1–8. DOI: 10.23736/S0393-3660.17.03722-6
10. IL-10 engages macrophages to shift Th17 cytokine dependency and pathogenicity during T cellmediated colitis / Li Bofeng, P. Gurung, R.K. Subbarao Malireddi et al. // Nat. Commun. – 2015. – No. 6. – P. 1–29. DOI: 10.1038/ncomms7131
11. Interleukin-6: a cytokine with a pleiotropic role in the neuroimmunoendocrine network / C. Guzmán, C. Hallal-Calleros, L.G. Lorena, J. Morales-Montor // The Open Neuriendocrinology Journal. – 2010. – No. 3. – P. 152–160.
12. McEwen, B.S. Central role of the brain in stress and adaptation: Links to socio-economic status, health, and disease / B.S. McEwen, P.J. Gianaros // Annals of the New York Academy of Sciences. – 2010. – No. 1186 (1). – P. 190–222. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009.05331.x
13. Resistance to stress and intellectual efficiency of students in dynamics of examinations / N.V. Mamylina, N.A. Belousova, D.A. Saraykin et al. // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2018. – Vol. 10 (6). – P. 1428–1432. EID: 2-s2.0-85049451795
14. Saraykin, D.A. Genetic Prerequisites of Sports Success of Sportsmen Going in for Combat Sports / D.A. Saraykin // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. – 2017. – Vol. 9 (9). – P. 1569–1572. EID: 2-s2.0-85030542358
15. The surgically induced stress response / C.C. Finnerty, N.T. Mabvuure, A. Arham et al. // Journal of Parenteral and Enteral Nutrition. – 2013. – No. 37 (S1): P. 21–29. DOI: 10.1177/ 0148607113496117
References
1. Nadezhkina E.Y., Novikov E.I., Muzhichenko M.V., Filimonov O.S. [The Influence of Examination Stress on the Functional State of the Cardiovascular System and the Level of Anxiety in Students with Different Types of Higher Nervous Activity]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [Journal of Vitebsk State Medical University], 2017, no. 2 (62), pp. 115–118. (in Russ.)2. Andreenko G.V., Ashmarin I.P., Karabasova M.A., Lyutova L.V. [IL-1 and Dysfunction of Hemostasis Systems]. Neyrokhimiya [Neurochemy], 2008, vol. 25, no. 1, pp. 124–127. (in Russ.)
3. Lavrov O.V., Balmasova I.P. Ekzamenatsionnyy stress: klasterno-immunologicheskaya model’ [Examination Stress. Cluster-Immunological Model]. Moscow, RUDN Publ., 2014. 255 p.
4. Pavlova V.I., Kotova N.V., Kislyakova S.S. et al. [Features of the Functional Condition of the Organism of Students in the Course of Training in Medical School]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Contemporary Science and Education], 2016, no. 1. (in Russ.) Available at: http://www. science–education.ru/article/view?id=24107
5. Lazarenko V.V., Latyushin Y.V., Pavlova V.I. et al. Rol’ tsitokinov v adaptatsionnykh protsessakh organizma studentov k psikhoemotsional’nomu stressu [The Role of Cytokines in Student Body Adaptation Processes to Psychoemotional Stress], 2010. 226 p.
6. Simbirtsev A.S. [Cytokines. Classification and Biological Functions]. Tsitokiny i vospaleniye [Cytokines and Inflammation], 2004, vol. 3, no. 2, pp. 6–22. (in Russ.)
7. Shevyakov S.A., Zaharov Yu.M. [Investigation of the Dynamics of Endogenous IL-6 in the Culture of Erythroblastic Islands]. Rossiyskiy fiziologicheskiy zhurnal imeni I.M. Sechenova [Russian Physio-logical Journal Named after I.M. Sechenov], 2014, no. 8, pp. 979–986. (in Russ.)
8. Isaev A.P., Erlikh V.V., Bakhareva A.S. et al. Effects of Short- and Long-Term Adaptation to the Middle-Altitude Hypoxia on the Condition of Athletes Practicing Cyclic and Acyclic Sports. Minerva Ortopedica e Traumatologica, 2018, vol. 69, suppl. 1, no. 3, pp. 31–42. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03873-0
9. Astakhov S., Astakhov A., Nenasheva A., Ragozin A. Heart Rate Variability and Photoplethysmogram Indicators in Assessment of Adaptation Levels in Students Experiencing Examination Loads. Gazzetta Medica Italiana Archivio per le Scienze Mediche, 2018, vol. 177, no. 3, pp. 1–8. DOI: 10.23736/S0393-3660.17.03722-6
10. Bofeng Li, Gurung P., Subbarao Malireddi R.K. et al. IL-10 Engages Macrophages to Shift Th17 Cytokine Dependency and Pathogenicity During T Cell-Mediated Colitis. Nat. Commun, 2015, no. 6, pp. 1–29. DOI: 10.1038/ncomms7131
11. Guzmán C., Hallal-Calleros C., Lorena L.G., Morales-Montor J. Interleukin-6: a Cytokine with a Pleiotropic Role in the Neuroimmunoendocrine Network. The Open Neuriendocrinology Journal, 2010, no. 3, pp. 152–160.
12. McEwen B.S., Gianaros P.J. Central Role of the Brain in Stress and Adaptation: Links to Socioeconomic Status, Health, and Disease. Annals of the New York Academy of Sciences, 2010, no. 1186(1), pp. 190–222. DOI: 10.1111/j.1749-6632.2009.05331.x
13. Mamylina M.V., Belousova N.A., Saraykin D.A. et al. Resistance to Stress and Intellectual Efficiency of Students in Dynamics of Examinations. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2018, vol. 10 (6), pp. 1428–1432. EID: 2-s2.0-85049451795
14. Saraykin D.A. Genetic Prerequisites of Sports Success of Sportsmen Going in for Combat Sports. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, 2017, vol. 9 (9), pp. 1569–1572. EID: 2-s2.0-85030542358
15. Finnerty C.C., Mabvuure N.T., Arham A. et al. The Surgically Induced Stress Response. Journal of Parenteral and Enteral Nutrition, 2013, no. 37 (S1), pp. 21–29. DOI: 10.1177/0148607113496117
Copyright (c) 2020 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.