СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО РЕЗЕРВА (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

  • Ф. Р. Зотова Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия https://orcid.org/0000-0002-8711-8807 zfr-nauka@mail.ru
  • А. Х. Алхусни Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия https://orcid.org/0000-0001-5134-0521 saqersky@gmail.com
  • Р. М. Валиуллин Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия https://orcid.org/0000-0001-9207-1663 vrinat-maratovich@rambler.ru
  • В. А. Мартынова Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0001-6018-6060 viktoria2580@mail.ru
  • В. В. Чёмов Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-2582-2110 chemov58@mail.ru
  • В. П. Черкашин Олимпийский комитет России, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2730-8737 v.cherkashin@olympic.ru
  • М. С. Шубин Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-3944-785X viktoria2580@mail.ru
Ключевые слова: ранняя специализация, негативные последствия ранней специализации, юные атлеты, юношеские Олимпийские игры, подготовка спортивного резерва

Аннотация

Цель. Анализ состояния и проблем подготовки спортивного резерва в легкой атлетике. Материалы и методы. Разработана анкета, состоящая из 12 вопросов и 57 подвопросов открытого, закрытого и полузакрытого типов. Проведен анкетный опрос российских и китайских тренеров по легкой атлетике (n = 161) в возрасте от 20 до 72 лет, в том числе заслуженных тренеров Российской Федерации – 7 человек, тренеров высшей тренерской категории – 38 человек. Результаты. Анкетный опрос тренеров показал, что они обеспокоены снижением популярности легкой атлетики по сравнению с другими видами спорта; ранней специализацией и рисками, связанными с ней; низкой квалификацией тренеров, работающих с детьми и подростками. Респонденты обращают особое внимание на следующие негативные последствия ранней специализации: ранний уход из спорта, потеря талантливых спортсменов для спорта высших достижений; короткая продолжительность спортивной карьеры в спорте высших достижений; увеличение количества спортивных травм у юных атлетов. По утверждению тренеров, основными факторами, обусловливающими раннюю специализацию, являются: а) узкоспециализированная подготовка юных спортсменов, позволяющая получить быстрый прирост спортивных результатов его первому тренеру; б) уровень достижений в мировом спорте настолько высок, что тренер вынужден искать резерв спортивных достижений в детском возрасте. По мнению респондентов, юные атлеты должны участвовать в соревнованиях, чтобы научиться преодолевать себя и набраться соревновательного опыта. Большинство респондентов считают, что многоборная (комплексная) подготовка в легкой атлетике является одним из важных факторов успешной карьеры. Заключение. Социологическое исследование, проведенное с привлечением тренеров по легкой атлетике, выявило особенности и проблемы, характерные в подготовке спортивного резерва на современном этапе развития легкой атлетики, требующие их учета и решения.

Информация об авторах

Ф. Р. Зотова , Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международной деятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань

А. Х. Алхусни , Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия

Аспирант, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань

Р. М. Валиуллин , Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия

Старший преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, Республика Татарстан, г. Казань

В. А. Мартынова , Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики легкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 350015, г. Краснодар

В. В. Чёмов , Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, Волгоград

В. П. Черкашин , Олимпийский комитет России, г. Москва, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, руководитель отдела по олимпийским образовательным программам, Олимпийский комитет России. 119991, Москва

М. С. Шубин , Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 350015, г. Краснодар

Литература

1. Врублевский, Е.П. Морфофункциональные аспекты отбора и тренировки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики / Е.П. Врублевский, В.Ф. Костюченко // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – С. 33–38.
2. Дигель, Х. Возможные риски Олимпийских юношеских игр / Х. Дигель // «Легкоатлетический вестник ИАФФ» на рус. яз. – 2008. – № 3. – С. 53–58.
3. Зеличенок, В.Б. Подготовка легко-атлетического резерва: как исключить форсирование / В.Б. Зеличенок, И.А. Прива-лова // Спортивно-педагогическое образование. – 2019. – № 1. – С. 16–28.
4. Зотова, Ф.Р. Содержание и организация занятий дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе подготовки (по данным социологического опроса тренеров-преподавателей по единоборствам) / Ф.Р. Зотова, Г.Ф. Хамидуллина // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – Т. 7, № 3. – С. 33–40. DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-33-40
5. Иссурин, В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация: моногр. / В.Б. Иссурин; пер. с англ. И.В. Шаробайко. – М.: Спорт, 2017. – 240 с.
6. Платонов, В.Н. Менеджмент подготовки спортсменов к Олимпийским иг-рам / [С.Н. Бубка, М.М. Булатова, Т.К. Есентаев и др.; под ред. С.Н. Бубки, В.Н. Платонова]. – М.: Спорт, 2019. – 480 с.
7. Baker, J. Early Specialization in Youth Sport: a requirement for adult expertise? / J. Baker // High Ability Studies. – 2003. – № 1. – P. 14.
8. Ferguson, B. A case of early sports specialization in an adolescent athlete / B. Ferguson // Journal of the Canadian Chiropractic Association – 2014. – № 58(4). – Р. 337–383.
9. Law, V. The development of expertise in ghythmic gymnastics / V. Law, J. Cote, K.A. Ericsson // Intern J Sport Exer Psychol. – 2007. – Vol. 5. – Р. 82–103.
10. Lowes, D. Training implications for young endurance athletes / D. Lowes // The Coach. – 2005. – № 27. – Р. 47–54.
11. Moesch, K. Late specialization: the key to success in centimeters, grams, or second (cgs) sports / K. Moesch, A.M. Elbe, M. Hauge // Scand J Med Sci Sports. – 2011. – Vol. 21 (6). – Р. 282–290.
12. Wiersma, L.D. Risks and benefits of youth sport specialization: Perspectives and recommendations / L.D. Wiersma // Pediatric Exercise Science. – 2000. – № 12 (1). – Р. 13–22.

References

1. Vrublevskiy E.P., Kostyuchenko V.F. [Morphological and Functional Aspects of Selection and Training Sportswomen in High-Speed and Power Kinds of Track and Field Athletics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named after P.F. Lesgaft], 2009, no. 4 (50), pp. 33–38. (in Russ.)
2. Digel' H. [Possible Risks of the Olympic Youth Games]. Legkoatleticheskiy vestnik IAFF [Iaff Athletics Bulletin], 2008, no. 3, pp. 53–58. (in Russ.)
3. Zelichenok V.B., Privalova I.A. [Preparation of Athletics Reserve. How to Exclude Forcing]. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and Pedagogical Education], 2019, no. 1, pp. 16–28. (in Russ.)
4. Zotova F.R., Hamidullina G.F. [Content and Organization of Judo Classes during Sport and Wellness Training Period (According to the Opinion Poll among Wrestling Coaches)]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Current Trends], 2019, vol. 7, no. 3, pp. 33–40. (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-33-40
5. Issurin V.B. Sportivnyy talant: prognoz i realizatsiya: monografiya [Sports Talent. Forecast and Implementation]. Moscow, Sport Publ., 2017. 240 p.
6. Platonov V.N., Bubka S.N., Bulatova M.M. et al. Menedzhment podgotovki sportsmenov k olimpiyskim igram [Management of Training Athletes for the Olympic Games]. Moscow, Sport Publ., 2019. 480 p.
7. Baker J. Early Specialization in Youth Sport: a Requirement for Adult Expertise. High Ability Studies, 2003, no. 1, 14 p. DOI: 10.1080/13598130304091
8. Ferguson B., Stern P.J. A Case of Early Sports Specialization in an Adolescent Athlete. Journal of the Canadian Chiropractic Association, 2014, no. 58 (4), pp. 337–383.
9. Law V., Cote J., Ericsson K.A. The Development of Expertise in Ghythmic Gymnastics. Intern J Sport Exer Psychol, 2007, vol. 5, pp. 82–103. DOI: 10.1080/1612197X.2008.9671814
10. Lowes D. Training Implications for Young Endurance Athletes. The Coach, 2005, no. 27, pp. 47–54.
11. Moesch K., Elbe A.M., Hauge M. et al. Late Specialization: the Key to Success in Centimeters, Grams, or Second (cgs) Sports. Scand J Med Sci Sports, 2011, vol. 21 (6), pp. 282–290. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2010.01280.x
12. Wiersma L.D. Risks and Benefits of Youth Sport Specialization: Perspectives and Recommendations. Pediatric Exercise Science, 2000, no. 12 (1), pp. 13–22. DOI: 10.1123/pes.12.1.13
Опубликован
2020-06-02
Как цитировать
Зотова, Ф., Алхусни, А., Валиуллин, Р., Мартынова, В., Чёмов, В., Черкашин, В., & Шубин, М. (2020). СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО РЕЗЕРВА (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). Человек. Спорт. Медицина, 20(1), 89-99. https://doi.org/10.14529/hsm200111
Раздел
Спортивная тренировка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)