ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-ВИДОВОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

  • Л. А. Парфенова Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия https://orcid.org/0000-0002-6433-7214 laraparf@mail.ru
  • Г. Б. Глазкова Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0885-4612 glazkova_fitnes@mail.ru
  • Е. А. Герасимов Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия https://orcid.org/0000-0003-1905-2794 korol98_7@mail.ru
Ключевые слова: учащиеся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья, физическое воспитание, спортивно-видовой подход

Аннотация

Цель. Изучение эффективности экспериментальной методики физического воспитания школьников с различными нозологиями на основе реализации спортивно-видового подхода. Материалы и методы. В исследовании участвовали 90 школьников 5–6-х классов с отклонениями в состоянии здоровья. В экспериментальной группе (ЭГ, n = 45) обучение проходило по разработанной методике с использованием средств волейбола и русской лапты, в контрольной группе (КГ, n = 45) ученики занимались по традиционной программе для школьников специальной медицинской группы (СМГ). В ходе эксперимента оценивались показатели физического развития, функционального состояния и адаптационных возможностей организма, физической подготовленности, сформированности предметных компетенций по физической культуре. Результаты. В конце эксперимента у школьников ЭГ, по сравнению с КГ, было зафиксировано значительное повышение функциональных возможностей организма. Показатели индекса Шаповаловой в ЭГ улучшилось на 8,90–21,70 %, в КГ – 0,20–7,80 %; показатели индекса Руфье улучшились в ЭГ – 21,30–29,10 %, в КГ – до 7,80 %. Также у обучающихся в ЭГ было отмечено более значительное, чем в КГ, развитие силовых и координационных способностей. Заключение. Применение экспериментальной методики в физическом воспитании указанной категории подростков привело к повышению уровня развития физических способностей, улучшению здоровья, сформированности предметных компетенций по физической культуре.

Информация об авторах

Л. А. Парфенова , Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, г. Казань

Г. Б. Глазкова , Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физического воспитания, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. 117997, г. Москва

Е. А. Герасимов , Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, Россия

Старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. 420010, г. Казань

Литература

1. Глазкова, Г.Б. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: моногр. / Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова. – Казань: Отечество, 2019. – 175 с.
2. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин // Физ. культура в школе. – 2016. – № 1. – С. 36–41.
3. Жарова, О.Ю. Организация физического воспитания детей специальной медицинской группы в условиях общеобразовательной школы / О.Ю. Жарова, Н.Л. Язынина, С.В. Барков // Физ. культура: воспитание, образование и тренировка. – 2014. – № 4. – С. 75–77.
4. Лубышева, Л.И. Обоснование эффективности проектирования здоровье-формирующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – Т. 16, № 2. – С. 52–61.
5. Ненашева, А.В. Реализация инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях города Челябинска / А.В. Ненашева, И.В. Изаровская // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования». – Киров, 2018. – С. 389–392.
6. Парфенова, Л.А. Формирование физкультурно-оздоровительной мотивации у школьников с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода / Л.А. Парфенова, Г.Б. Глазкова // Наука и спорт: современ. тенденции. – 2015. – Т. 9. – № 4. – С. 55–62.
7. Проблемы физкультурного образования и спорта в России, пути решения, процесс подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО / В.В. Эрлих, А.П. Исаев, В.В. Рыбаков и др. // Материалы Международной научно-практической конференции «Научно-методическое обеспечение и сопровождение системы физического воспитания и спортивной подготовки в контексте внедрения комплекса ГТО». – Челябинск, 2015. – С. 570–579.
8. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: моногр. / Л.И. Лубышева, И.В. Манжелей, Е.А. Черепов и др. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2017. – 200 с.
9. Черепов, Е.А. Система спортизированного физического воспитания в здоровье-формирующем образовательном пространстве школы: моногр. / Е.А. Черепов. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2015. – 309 с.
10. Ericsson, I. Motor skills and school performance in children with daily physical education in school-9-year intervention study / I. Ericsson, M.K. Karlsson // Scand. J. Med. Scientific. Sports. – 2012. – Vol. 24. – Р. 273–278. DOI: 10.1111 / j.1600-0838.2012.01458.x

References

1. Glazkova G.B., Parfenova L.A. Fizicheskoye vospitaniye uchashchikhsya srednego shkol’nogo vozrasta s otkloneniyami v sostoyanii zdorov’ya na osnove kompetentnostnogo pod-khoda: monografiya [Physical Education of Students of Secondary School Age with Health Deviations Based on the Competency-Based Approach]. Kazan’, Otechestvo Publ., 2019. 175 p.
2. Durkin P.K. [Formation of Interest in Physical Education in Schoolchildren]. Fizicheskaya kul’tura v shkole [Physical Education at School], 2016, no. 1, pp. 36–41. (in Russ.)
3. Zharova O.Yu., Yazynina N.L., Barkov S.V. [Organization of Physical Education of Chil-dren of a Special Medical Group in a Comprehensive School]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye i trenirovka [Physical Culture. Education, Education and Training], 2014, no. 4, pp. 75–77. (in Russ.)
4. Lubysheva L.I., Cherepov E.A. [Justification of Effectiveness of a Designed Health-Forming Education Space in School Based on Sportization of Physical Education]. Human. Sport. Medicine, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 52–61. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm160205
5. Nenasheva A.V., Izarovskaya I.V. [The Implementation of Inclusive Education in Educational Institutions of the City of Chelyabinsk]. Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Pedagogika i psikhologiya v XXI veke: sovremennoye sostoyaniye i tendentsii issledovaniya” [Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference Pedagogy and Psychology in the XXI Century. Current State and Trends of Research], 2018, pp. 389–392. (in Russ.)
6. Parfenova L.A., Glazkova G.B. [The Formation of Physical Culture and Health Motivation in Schoolchildren with Health Deviations Based on the Competency-Based Approach]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2015, vol. 9, no. 4, pp. 55–62. (in Russ.)
7. Erlikh V.V., Isayev A.P., Rybakov V.V. et al. [Problems of Physical Education and Sports in Russia, Solutions, the Process of Preparation for Passing the Standards of the TRP Complex]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Nauchno-metodicheskoye obespecheniye i soprovozhdeniye sistemy fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy podgotovki v kontekste vnedreniya kompleksa GTO” [Materials of the International Scientific-Practical Confer-ence Scientific and Methodological Support and Support of the System of Physical Education and Sports Training in the Context of the Implementation of the TRP Complex], 2015, pp. 570–579. (in Russ.)
8. Lubysheva L.I., Manzheley I.V., Cherepov E.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike: monografiya [Sportization in the System of Physical Education. From a Scientific Idea to Innovative Practice]. Moscow, Theory and Practice Physical Culture Publ., 2017. 200 p.
9. Cherepov E.A. Sistema sportizirovannogo fizicheskogo vospitaniya v zdorov’yeformiruyushchem obrazovatel’nom prostranstve shkoly: monografiya [The System of Sportized Physical Education in the Health-Forming Educational Space of the School]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2015. 309 p.
10. Ericsson I., Karlsson M.K. Motor Skills and School Performance in Children with Daily Physical Education in School-9-Year Intervention Study. Scand. J. Med. Scientific. Sports., 2012, vol. 24, pp. 273–278. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2012.01458.x
Опубликован
2020-07-14
Как цитировать
Парфенова, Л., Глазкова, Г., & Герасимов, Е. (2020). ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-ВИДОВОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ. Человек. Спорт. Медицина, 20(2), 132-138. https://doi.org/10.14529/hsm200216
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина