ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Цель. Экспериментально апробировать разработанную методику развития ведущих физических качеств хоккеистов с нарушением слуха на тренировочном этапе первого и второго года спортивной подготовки. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 38 юных хоккеистов тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) 1–2-го года подготовки, с потерей слуха от 55 дБ, что соответствует средней и выше степени потери слуха. Экспериментальной площадкой являлись спортивная детско-юношеская школа спортивного клуба «Горняк» (г. Учалы, Республика Башкортостан) и муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа № 3 им. М.М. Азаматова (г. Уфа, Республика Башкортостан). В контрольных группах подготовка осуществлялась в соответствии с программой по виду спорта хоккей c шайбой, разработанной в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей. В подготовку хоккеистов экспериментальной группы была включена разработанная нами методика. Основная тренировочная нагрузка строилась также в соответствии с программой для ДЮСШ и СДЮСШОР. Результаты. Установлены особенности спортивной подготовки хоккеистов с нарушением слуха, послужившие основой для разработки методики повышения их физической подготовленности и формирования адаптационно-компенсаторных реакций организма на тренировочном этапе первого и второго года подготовки, обусловленные их специфическими морфофункциональными особенностями, связанными с поражением слухового анализатора и вторичными изменениями функциональных систем организма, психоэмоционального состояния, проявляющихся нарушением координационных способностей, отставанием в развитии скоростно-силовых и скоростных качеств. Выявлены ведущие физические качества и наиболее значимые их компоненты для хоккеистов с нарушением слуха препубертатного возраста на тренировочном этапе 1-го и 2-го года подготовки. Заключение. Разработанная методика физической подготовки хоккеистов с нарушением слуха, направленная на развитие ведущих физических качеств и их компонентов, способствовала повышению координационных способностей юных хоккеистов с нарушением слуха, умению поддержания вертикальной позы, динамического и статического равновесия. Хоккеисты экспериментальной группы лучше усваивали правильный ритм выполнения двигательных действий, показывали более высокие результаты в тестах на дифференцировку мышечных усилий, межмышечную координацию и умение произвольно управлять мышечным напряжением и расслаблением.
Литература
2. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. – М.: Терра-спорт, 2010. – 321 с.
3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 616 c.
4. Костка, В. Современный хоккей / В. Костка. – М.: Просвещение, 2011. – 211 с.
5. Моделирование в системе адаптации и управления спортивной подготовкой / А.П. Исаев, Р.Я. Абзалилов, В.В. Рыбаков и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – Т. 16, № 2. – С. 42–51. DOI: 10.14529/hsm160204
6. О создании условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / П.А. Колобков, С.П. Евсеев, М.В. Томилова, В.Н. Малиц // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 4 (60). – С. 2–8.
7. Особенности развития быстроты движений у спортсменов различной спортивной подготовленности / Р.А. Абзалов, Р.Р. Абзалов, Н.И. Абзалов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 8. – С. 70–74.
8. Румянцева, Э.Р. Оптимизация процесса подготовки спортсменов высокой квалификации на основе медико-биологических характеристик состояния их организма / Э.Р. Румянцева, И.Р. Хабибуллина // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 4. – С. 53–54.
9. Физиология спорта: медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин и др. – М.: Спорт, 2016. – 168 с.
10. Deaf athlete: Is there any difference beyond the hearing loss? / E. Akgul Ercan, A. Kilic, S. Savas, M. Acak // Revista de cercetare si interventie socialа. – 2016. – Vol. 52. – P. 241–251.
11. Gilbert, K. The Paralympic Games: Empowerment or Side Show? Maidenhead / K. Gilbert, Otto J. Schantz. – Berks.: Meyer and Meyer Sport 2008. – 254 p.
References
1. Boloban V.N., Mistulova T.E. [Control of the Stability of the Balance of the Athlete’s Body by Stabilization Method]. Fizicheskoye vospitaniye studentov tvorcheskikh spetsial’nostey [Physical Education of Students of Creative Specialties], 2003, no. 2, pp. 24–33. (in Russ.)2. Bystrov V.A. Osnovy obucheniya i trenirovki yunykh khokkeistov [Fundamentals of Training and Training for Young Hockey Players]. Moscow, Terra-Sport Publ., 2010. 321 p.
3. Evseyev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul’tury [Theory and Organization of Adaptive Physical Education]. Moscow, Sport Publ., 2016. 616 p.
4. Kostka V. Sovremennyy khokkey [Modern Hockey]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011. 211 p.
5. Isaev A.P., Abzalilov R.Ya., Rybakov V.V. et al. Modeling in the System of Adaptation and Sport Training Management. Human. Sport. Medicine, 2016, vol. 16, no. 2, pp. 42–51. DOI: 10.14529/hsm160204
6. Kolobkov P.A., Evseyev S.P., Tomilova M.V., Malits V.N. [On the Creation of Conditions for Physical Education and Sports for People with Disabilities and the Disabled]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Education], 2014, no. 4 (60), pp. 2–8. (in Russ.)
7. Abzalov R.A., Abzalov R.R., Abzalov N.I. et al. [Features of the Development of Speed of Movement in Athletes of Different Sports Fitness]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 8, pp. 70–74. (in Russ.)
8. Rumyantseva E.R., Khabibullina I.R. [Optimization of the Training Process for Highly Qualified Athletes Based on Biomedical Characteristics of the State of Their Body]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, no. 4, pp. 53–54. (in Russ.)
9. Mikhno L.V., Polikarpochkin A.N., Levshin I.V. et al. Fiziologiya sporta: mediko-biologicheskiye osnovy podgotovki yunykh khokkeistov [The Physiology of Sports. Medical and Biological Foundations of the Training of Young Hockey Players]. Moscow, Sport Publ., 2016. 168 p.
10. Akgul Ercan E., Kilic A., Savas S., Acak M. Deaf Athlete: Is There any Difference Beyond the Hearing Loss? Revista de Cercetare si Interventie Socialа, 2016, vol. 52, pp. 241–251.
11. Gilbert K., Schantz O.J. The Paralympic Games: Empowerment or Side Show? Maidenhead. Berks.: Meyer and Meyer Sport, 2008. 254 p.
Copyright (c) 2020 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.