МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

  • Д. С. Губарева Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-1379-4693 fedorovadaria2013@yandex.ru
  • С. Ю. Максимова Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия https://orcid.org/0000-0002-5469-746X mal-msy@rambler.ru
Ключевые слова: синдром Дауна, двигательная реабилитация

Аннотация

Цель исследования – определить медико-педагогические параметры двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна. Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 20 детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 до 12 лет. Для оценки типа телосложения использовался индекс Пинье; для оценки состояния вегетативной нервной системы – индекс Кердо; уровень оценки физического состояния оценивался по методу Е.А. Пироговой; для количественной оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем использовался индекс Робинсона; в качестве оценки уровня быстроты, силы, скоростной выносливости применялся индекс мощности Шаповаловой; для оценки здоровья и уровня адаптационных возможностей использовался метод Р.М. Баевского. Все измерения для расчетов проводились в первой половине дня, в состоянии покоя. Результаты. Полученные данные позволили дать комплексную оценку функционального состояния организма и здоровья детей с синдромом Дауна. Заключение. Экспериментальные данные указывают нам на слаборазвитое телосложение, нарушение нервных процессов, низкое функциональное состояние организма, низкий уровень здоровья воспитанников.

Информация об авторах

Д. С. Губарева , Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия

Аспирант кафедры теории и методики физического воспитания, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград

С. Ю. Максимова , Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физического воспитания, Волгоградская государственная академия физической культуры. 400005, г. Волгоград

Литература

1. Блинова, Н.Г. Психофизиологическое сопровождение обучающихся с ранним детским аутизмом / Н.Г. Блинова, Н.Н. Кошко, Р.М. Акбиров // Сибир. вестник спец. образования. – 2016. – № 1–2. – С. 32–35.
2. Гориянова, А.В. Оценка темпов психомоторного развития детей с синдромом Дауна / А.В. Гориянова, Н.А. Семенова // Вестник Рос. гос. мед. ун-та. Спец. вып. – 2013. – № 1. – С. 311–312.
3. Ерофеева, У.С. Изменения респираторного тракта у детей с синдромом Дауна / У.С. Ерофеева // Материалы Всерос. науч. форума студентов и молодых ученых с междунар. участием «Студенческая наука – 2017», 2017. – С. 9.
4. Есипова, Т.П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста / Т.П. Есипова, Е.А. Кобякова, А.В. Мерковская; под ред. Т.П. Есиповой, Е.А. Кобяковой, А.В. Мерковской. – Новосибирск: ГОО и «Общество «ДАУН СИНДРОМОМ», 2008. – 68 с.
5. Жиянова, П.Л. Малыш с синдромом Дауна: книга для родителей. – П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. – Изд. 4-е. – М.: Благотворит. фонд «Даунсайд-Ап», 2015. – 195 с.
6. Коновалова, Н.Г. Нейрофизиологическое обоснование физических тренировок детей младшего школьного возраста с перинатальным поражением центральной нервной системы / Н.Г. Коновалова, А.А. Колтунова, А.В. Коновалова // Сибир. пед. журнал. – 2010. – № 6. – С. 208–217.
7. Мухина, А.А. Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна / А.А. Мухина, А.З. Дроздов, Б.М. Коган // Спец. образование. – 2014. – № 3. – С. 63–70.
8. Фишман, М.Н. Функциональное состояние коры и регуляторных структур, ствола у детей с нарушениями речевого развития / М.Н. Фишман // Физиология человека. – 2001. – Т. 27, № 5. – С. 30–34.
9. Элементы гимнастики как средство физического воспитания детей 7–8 лет с расстройством аутистического спектра / В.Н. Сабанина, Н.В. Булдакова, О.В. Анфилатова и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 3. – С. 144–154.
10. Blood Pressure Elevation and Risk of Moyamoya Syndrome in Patients With Trisomy 21 / J.D. Santoro, S. Lee, M. Mlynash et al. // Pediatrics. – 2018. – P. 142–143.
11. Occurrence of Hypothyroidism, Diabetes Mellitus, and Celiac Disease in Emirati Children with Down's Syndrome / Y. Abdulrazzaq, T.I. ElAzzabi, S.M. Al Hamad et al. // Oman Med J. – 2018. – Vol. 33. – P. 387–392.

References

1. Blinova N.G., Koshko N.N., Akbirov R.M. [Psychophysiological Support of Students with Early Childhood Autism]. Sibirskiy vestnik spetsial’nogo obrazovaniya [Siberian Bulletin of Special Education], 2016, no. 1–2, pp. 32–35. (in Russ.)
2. Goriyanova A.V., Semenova N.A. [Assessment of the Pace of PsyChomotor Development in Children with Down Syndrome]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. Spetsial’nyy vypusk [Bulletin of the Russian State Medical University. Special Issue], 2013, no. 1, p. 311–312.
3. Erofeyeva U.S. [Changes in the Respiratory Tract in Children with Down Syndrome]. Materialy Vserossiyskogo nauchnogo foruma studentov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiyem “Studencheskaya nauka – 2017” [Materials of the All-Russian Scientific Forum of Students and Young Scientists with International Participation Student Science – 2017], 2017, p. 9.
4. Esipova T.P., Kobyakova E.A., Merkovskaya A.V. Kompleksnoye razvitiye detey s sindromom Dauna rannego vozrasta [Complex Development of Children with Down Syndrome at an Early Age]. Novosibirsk, GOO and Society DOWN SYNDROME Publ., 2008. 68 p.
5. Zhiyanova P.L., Pole E.V. Malysh s sindromom Dauna: kniga dlya roditeley [Kid with Down Syndrome], 4nd ed. Moscow, Downside-Up Charitable Foundation Publ., 2015. 195 p.
6. Konovalova N.G., Koltunova A.A., Konovalova A.V. [Neurophysiological Substantiation of Physical Training in Children of Primary School Age with Perinatal Lesions of the Central Nervous System]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, no. 6, pp. 208–217. (in Russ.)
7. Mukhina A.A., Drozdov A.Z., Kogan B.M. [The Use of Sensory-Motor Correction Tech-niques in the Rehabilitation of Children with Down's Syndrome]. Spetsial’noye obrazovaniye [Special Education], 2014, no. 3, pp. 63–70. (in Russ.)
8. Fishman M.N. [Functional State of the Cortex and Regulatory Structures, Trunk in Children with Speech Development Disorders]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2001, vol. 27, no. 5, pp. 30–34. (in Russ.) DOI: 10.1023/A:1011947924416
9. Sabanina V.N., Buldakova N.V., Anfilatova O.V. et al. Elements of Gymnastics as a Means of Physical Education for Children 7–8 Years Old with Autism Spectrum Disorder. Human. Sport. Medicime, 2018, vol. 18, no. 3, pp. 144–154. DOI: 10.14529/hsm180314
10. Santoro J.D., Lee S., Mlynash M. et al. Blood Pressure Elevation and Risk of Moyamoya Syndrome in Patients with Trisomy 21. Pediatrics, 2018, pp. 142–143. DOI: 10.1542/peds.2018-0840
11. Abdulrazzaq Y., ElAzzabi T.I., Al Hamad S.M. et al. Occurrence of Hypothyroidism, Diabetes Mellitus, and Celiac Disease in Emirati Children with Down's Syndrome. Oman Med J, 2018, vol. 33, pp. 387–392. DOI: 10.5001/omj.2018.72
Опубликован
2021-02-09
Как цитировать
Губарева, Д., & Максимова, С. (2021). МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА. Человек. Спорт. Медицина, 20(4), 139-144. https://doi.org/10.14529/hsm200416
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина