ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 8–17 ЛЕТ ПО ДАННЫМ ПОПУЛЯЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • В. Д. Сонькин Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-3834-8080 sonkin@mail.ru
  • Т. М. Параничева Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-8804-0116 t.paranicheva@mail.ru
  • Л. В. Макарова Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1051-0883 ludaludamk@mail.ru
  • К. В. Орлов Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9854-2195 kior@comtv.ru
  • С. П. Левушкин Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6250-2231 levushkinsp@mail.ru
Ключевые слова: школьники, двигательные возможности, коэффициент ловкости, удельные показатели моторного развития, популяционное исследование

Аннотация

Цель исследования: в ходе популяционного исследования, проведенного в 6 регионах РФ, провести возрастно-половое сравнение динамики двигательных возможностей учащихся начальной, основной и старшей школы. Материал и методы. В исследовании приняли участие свыше 10 000 учащихся начальной (2-х и 4-х классов), основной (5-х и 7-х классов) и старшей (10-х классов) школы. Для оценки двигательных возможностей использованы расчетные коэффициенты, устраняющие влияние скоростного компонента (для коэффициента ловкости) и длины тела (для удельных показателей скорости спринтерского и стайерского бега, а также удельной длины прыжка с места). Результаты. Для анализа развития моторики обследованных детей и подростков были применены расчетные индексы двигательной подготовленности: наряду с показателем «коэффициент ловкости» были предложены также показатели удельной скорости спринта и удельной скорости стайерского бега, а также удельной дальности прыжка с места. Возрастная динамика и половые различия в этих показателях отражают закономерности развития моторики у современных школьников. В том числе выявлены возрастные этапы, на которых можно ожидать сенситивности двигательных функций, что позволяет рационально планировать физические нагрузки в рамках физического воспитания школьников. Заключение. Полученные результаты демонстрируют наличие полового диморфизма в развитии двигательных возможностей, периодичность и гетерохронию их созревания, а также в ряде случаев синхронизацию изменений у мальчиков и девочек. Выявленные закономерности важны для планирования и организации физического воспитания школьников, которое призвано максимально эффективно использовать формирующиеся по биологическим причинам задатки в развитии физических возможностей.

Информация об авторах

В. Д. Сонькин , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

Т. М. Параничева , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

Л. В. Макарова , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, заведующий лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

К. В. Орлов , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Научный сотрудник, лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

С. П. Левушкин , Институт возрастной физиологии Российской академии образования, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора, Институт возрастной физиологии Российской академии образования. 119121, г. Москва

Литература

1. Андреева, А.М. Кластерная структура психомоторной и координационной сфер детей младшего школьного возраста /А.М. Андреева, Е.Б. Акимов // Физиология человека. – 2011. – Т. 37, № 4. – С. 44–54.
2. Аршинник, С.П. К вопросу об учете спортивных интересов школьников средних классов / С.П. Аршинник, В.А. Мартынова, В.И. Тхорев // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – Т. 20, № 3. – С. 83–87.
3. Возрастные изменения энергетики скелетных мышц / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Г.М. Маслова, В.И. Демин // Новые исследования по возрастной физиологии. – М.: Педагогика, 1989. – № 1 (32). – С. 32–36
4. Грачев, А.С. Оценка уровня развития ловкости студентов с учетом гендерного признака / А.С. Грачев, И.В. Куликова, Р.П. Фиронова // Научный журнал «Дискурс». – 2016. – № 1 (1). – С. 33–38.
5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. – 2-е изд. – М.: ФиС, 1970. – 200 с.
6. Корниенко, И.А. Возрастная периодизация развития скелетных мышц в онтогенезе человека / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2001. – Вып. 1. – С. 47–60.
7. Мусаева, З.Т. Влияние половых гормонов на развитие биоэнергетики скелетных мышц / З.Т. Мусаева, Р.И. Тамбовцева // Материалы V Всесоюз. конф. по биохимии мышц. – Телави, 1985. – С. 156–157.
8. Полянский, А.В. Методика измерения ловкости как физического качества / А.В. Полянский, Д.А. Романов // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 71–72.
9. Смирнов, А.Н. Эндокринная регуляция. Биохимические и физиологические аспекты / А.Н. Смирнов / под ред. В.А. Ткачука. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 368 с.
10. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. – М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 365 с.
11. Сонькин, В.Д. Биологическая индивидуальность и судьба юниора / В.Д. Сонькин // Авторские лекции по педиатрии. Т. 10: Детская спортивная медицина / под ред. В.Ф. Дёмина, С.О. Ключникова, Л.А. Балыковой, А.С. Самойлова. – М., 2017. – С. 81–99.
12. Уваров, В.А. Методология научного обоснования содержания видов испытаний и нормативных требований 1–11 ступеней Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / В.А. Уваров // Вестн. спортив. истории. – 2016. – № 1 (3). – С. 9–31.
13. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990. – 49 с.
14. Фарфель, В.С. Физиологические основы классификации физических упражнений // Руководство по физиологии. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта / В.С. Фарфель. – Л.: Наука,1969. – С. 425–439.
15. Шварц, С.С. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных / С.С. Шварц, В.С. Смирнов, Л.Н. Добринский // Тр. Ин.-та экологии растений и животных АН СССР, вып. 58. – Свердловск, 1968. – 387 с.
16. Шмидт-Нильссен, К. Размеры животных: почему они так важны? / К. Шмидт-Нильссен. – М.: Мир, 1987. – 259 с.
17. Astrand P.-O., Rodahl K. Textbook of work physiology. Physiological basis of exercise. – N.Y.: McGraw-Hill, 1977. – 691 p.
18. AUXOLOGY. Studying Human Growth and Development / M. Hermanussen (ed.). – Germany: E.Schweizerbart’sche Ver-lagsbuchhandlung. – 2013. – XII. – 324 p.
19. Van Praagh E. Short-term muscle power during growth and maturation / E. Van Praagh, E. Dore // Sports Medicine (Auck-land, N.Z.). – 2002. – Vol. 32, № 11. – P. 701.

References

1. Andreyeva A.M., Akimov E.B. [Cluster Structure of Psychomotor and Coordination Spheres of Children of Primary School Age]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2011, vol. 37, no. 4, pp. 44–54. (in Russ.) DOI: 10.1134/S0362119711040049
2. Arshinnik S.P., Martynova V.A., Tkhorev V.I. [On the Issue of Taking Into Account the Sports Interests of Middle-Grade Schoolchildren]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2018, vol. 20, no. 3, pp. 83–87. (in Russ.)
3. Korniyenko I.A., Son’kin V.D., Maslova G.M., Demin V.I. [Age-Related Changes in the Energy of Skeletal Muscles]. Novyye issledovaniya po vozrastnoy fiziologii [New Research on Age Physiology], 1989, no. 1 (32), pp. 32–36. (in Russ.)
4. Grachev A.S., Kulikova I.V., Fironova R.P. [Assessment of the Level of Development of Students' Dexterity with Regard to Gender]. Nauchnyy zhurnal Diskurs [Scientific Journal Discourse], 2016, no. 1 (1), pp. 33–38. (in Russ.)
5. Zatsiorskiy V.M. Fizicheskiye kachestva sportsmena: (osnovy teorii i metodiki vospitaniya) [Physical Qualities of an Athlete], 2nd ed. Moscow, FiS Publ., 1970. 200 p.
6. Korniyenko I.A., Son’kin V.D., Tambovtseva R.V. [Age Periodization of Skeletal Muscle Development in Human Ontogenesis]. Al’manakh “Novyye issledovaniya” [Almanac New Research], 2001, iss. 1, pp. 47–60. (in Russ.)
7. Musayeva Z.T., Tambovtseva R.I. [The Influence of Sex Hormones on the Development of Bioenergetics of Skeletal Muscles]. Materialy V Vserossiyskoy konferentsii po biokhimii myshts [Materials of the V All-Russian Conference on Muscle Biochemistry], 1985, pp. 156–157. (in Russ.)
8. Polyanskiy A.V., Romanov D.A. [Methods for Measuring Agility as a Physical Quality]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of Modern Natural Science], 2007, no. 10, pp. 71–72. (in Russ.)
9. Smirnov A.N. Endokrinnaya regulyatsiya. Biokhimicheskiye i fiziologicheskiye aspekty [Endocrine Regulation. Biochemical and Physiological Aspects]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2009. 368 p.
10. Son’kin V.D., Tambovtseva R.V. Razvitiye myshechnoy energetiki i rabotosposobnosti v ontogeneze [Development of Muscle Energy and Performance in Ontogenesis]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2011. 365 p.
11. Son’kin V.D. Biologicheskaya individual’nost’ i sud’ba yuniora // Avtorskiye lektsii po pediatrii. Detskaya sportivnaya meditsina [Biological Individuality and the Fate of a Junior. Author's Lectures on Pediatrics. Children's Sports Medicine]. Moscow, 2017. pp. 81–99.
12. Uvarov V.A. [Methodology of Scientific Substantiation of the Content of the Types of Tests and Normative Requirements of 1–11 Steps of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex Ready for Labor and Defense]. Vestnik sportivnoy istorii [Bulletin of Sports History], 2016, no. 1 (3), pp. 9–31. (in Russ.)
13. Farber D.A., Korniyenko I.A., Son’kin V.D. Fiziologiya shkol’nika [Physiology of a Schoolchild]. Moscow, Pedagogy Publ., 1990. 49 p.
14. Farfel’ V.S. Fiziologicheskiye osnovy klassifikatsii fizicheskikh uprazhneniy. V kn.: Rukovodstvo po fiziologii. Fiziologiya myshechnoy deyatel’nosti, truda i sporta [Physiological Foundations of the Classification of Physical Exercises. In the Book. Guide to Physiology. Physiology of Muscle Activity, Labor and Sport]. Leningrad, Science Publ., 1969. pp. 425–439.
15. Shvarts S.S., Smirnov V.S., Dobrinskiy L.N. [Method of Morphophysiological Indicators in the Ecology of Terrestrial Vertebrates]. Trudy Instituta ekologii rasteniy i zhivotnykh AN SSSR [Proceedings of the Institute of Plant and Animal Ecology of the USSR Academy of Sciences], 1968, iss. 58, 387 p.
16. Shmidt-Nil’ssen K. Razmery zhivotnykh: pochemu oni tak vazhny? [Animal Sizes. Why are they so Important?]. Moscow, World Publ., 1987. 259 p.
17. Astrand P.O., Rodahl K. Textbook of Work Physiology. Physiological Basis of Exercise. N.Y.: McGraw-Hill, 1977. 691 p.
18. Hermanussen M. AUXOLOGY. Studying Human Growth and Development. Germany: E. Schweizerbart’sche Verlagsbuchhandlung, 2013, XII, 324 p.
19. Van Praagh E., Dore E. Short-term Muscle Power During Growth and Maturation. Sports Medicine (Auckland, N.Z.), 2002, vol. 32, no. 11, p. 701. DOI: 10.2165/00007256-200232110-00003
Опубликован
2021-06-04
Как цитировать
Сонькин, В., Параничева, Т., Макарова, Л., Орлов, К., & Левушкин, С. (2021). ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 8–17 ЛЕТ ПО ДАННЫМ ПОПУЛЯЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 21(1), 71-79. https://doi.org/10.14529/hsm210109
Раздел
Физиология