ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Ключевые слова: детский церебральный паралич, спастическая диплегия, адаптивная физическая культура

Аннотация

Цель. Исследование моторного развития детей со спастической диплегией в процессе занятий адаптивной физической культурой. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 10 детей с сохранным интеллектом в возрасте от 7 до 9 лет со спастической диплегией II и III уровня по системе GMFCS. Исследование двигательных умений и навыков проводилось с помощью комплекса контрольных упражнений (тестов), разработанного ГБОУ «Центр «Динамика» (г. Санкт-Петербург), позволяющего оценить состояние опорно-двигательного аппарата, уровень сформированности функций равновесия и зрительно-моторной координации. Результаты. В динамике наблюдений показатели моторики у детей со спастической диплегией, такие как вестибулярная устойчивость, ориентация в пространстве, мышечная сила, существенно улучшились. В среднем по всем показателям оценочного тестирования увеличение значений в конце периода исследования составило 1,8 раза по сравнению со значениями в начале данного периода. Заключение. Регулярные занятия адаптивной физической культурой, целенаправленное выполнение физических упражнений дает положительный эффект в реабилитации детей со спастической диплегией, оптимизируя их моторное развитие.

Информация об авторах

М. А. Савина , Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

Магистрант 3-го года обучения кафедры физической культуры и спорта, Курганский государственный университет. 640020, г. Курган

А. В. Речкалов , Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физической культуры и спорта, Курганский государственный университет. 640020, г. Курган

О. Л. Речкалова , Курганский государственный университет, г. Курган, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Курганский государственный университет. 640020, г. Курган

Литература

1. Батышева, Т.Т. Лечение и реабилитация детей со спастическими формами церебрального паралича / Т.Т. Батышева // Метод. рекомендации. – 2016. – № 26. – 24 с.
2. Клочкова, Е.В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
3. Немкова, С.А. Детский церебральный паралич: Современные технологии в комплексной диагностики и реабилитации когнитивных расстройств / С.А. Немкова. – М.: Медпрактика-М, 2013. – 440 с.
4. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Е.В. Семенова, Е.В. Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова и др. – М.: Лента Книга, 2018. – 584 с.5. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом / М-во здравоохранения РФ. Союз педиатров России. – 2015. – 20 с.
6. Щипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Щипицына. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 552 с.
7. State of the Evidence Traffic Lights 2019: Systematic Review of Interventions for Preventing and Treating Children with Cerebral Palsy / Iona Novak, Catherine Morgan, Michael Fahey et al. // Pediatric Neurology. – 2020. – Vol. 3. – P. 2–22.

References

1. Batysheva T.T. [Treatment and Rehabilitation of Children with Spastic Forms of Cerebral Palsy]. Metodicheskiye rekomendatsii [Methodical Recommendations], 2016, no. 26, 24 p. (in Russ.)
2. Klochkova E.V. Vvedeniye v fizicheskuyu terapiyu: reabilitatsiya detey s tserebral’nym paralichom i drugimi dvigatel’nymi narusheniyami nevrologicheskoy prirody [Introduction to Physical Therapy. Rehabilitation of Children with Cerebral Palsy and Other Motor Disorders of a Neurological Nature]. Moscow, Terevinf Publ., 2018. 288 p.
3. Nemkova S.A. Detskiy tserebral’nyy paralich: Sovremennyye tekhnologii v kompleksnoy diagnostiki i reabilitatsii kognitivnykh rasstroystv [Cerebral Palsy. Modern Technologies in Complex Diagnostics and Rehabilitation of Cognitive Disorders]. Moscow, Medpraktika-M Publ., 2013. 440 p.
4. Semenova E.V., Klochkova E.V., Korshikova-Morozova A.E. et al. Reabilitatsiya detey s DTsP: obzor sovremennykh podkhodov v pomoshch’ reabilitatsionnym tsentram [Rehabilitation of Children with Cerebral Palsy. An Overview of Modern Approaches to Help Rehabilitation Centers]. Moscow, Lenta Kniga Publ., 2018. 584 p.
5. Federal Clinical Guidelines for the Provision of Medical Care to Children with Cerebral Palsy. Ministry of Health of the Russian Federation. Union of Pediatricians of Russia, 2015. 20 p.
6. Shchipitsyna L.M. Detskiy tserebral’nyy paralich [Cerebral Palsy]. St. Petersburg, Didactics Plus Publ., 2001. 552 p.
7. Novak I., Morgan C., Fahey M. et al. State of the Evidence Traffic Lights 2019: Systematic Review of Interventions for Preventing and Treating Children with Cerebral Palsy. Pediatric Neurology, 2020, vol. 3, pp. 2–22. DOI: 10.1007/s11910-020-1022-z
Опубликован
2021-06-24
Как цитировать
Савина, М., Речкалов, А., & Речкалова, О. (2021). ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СО СПАСТИЧЕСКОЙ ДИПЛЕГИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. Человек. Спорт. Медицина, 21(S1), 111-116. https://doi.org/10.14529/hsm21s117
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина