АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Д. В. Викторов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия; Южно-Уральский институт искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0635-1162 viktorovdv@yandex.ru
  • В. Ю. Кокин Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6476-3582 valeriikokin@mail.ru
  • В. С. Лешуков Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-3534-3789 leshukovvs@susu.ac.ru
  • Ю. А. Ярушев Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-9459-8810 iarushevya@susu.ac.ru
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, ограниченные возможности здоровья у студентов, методика прикладного физкультурного образования, профессиональная адаптация

Аннотация

Цель: актуализировать концепцию прикладного физкультурного образования студентов с учётом имеющихся у них ограничений в состоянии здоровья и потенциала профессионально-прикладной физической подготовки, обеспечивающей возможность эффективного формирования профессиональной адаптации. Организация и методы. В исследовании принимали участие 40 студентов Южно-Уральского государственного университета, имеющих патологию различных систем жизнедеятельности организма. Сформированы конт­рольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 20 человек, при этом каждому студенту индивидуально определена интенсивность профессионально-прикладных нагрузок. В ходе исследования использовались методы: проба Серкина и проба Мартине – Кушелевского, метод стабилометрии, экспресс-метод PWC170 и МПК. Результаты. В процессе исследования показатели в ЭГ существенно отличались от аналогичных показателей в КГ (p< 0,05) или в ЭГ они значительно улучшились. Характерно, что среднеквадратическое отклонение по всем показателям стабилометрии в ЭГ снижается, что является отражением улучшения стабильности. Заключение. Показатели методики прикладного физкультурного образования (ПФО) создают предпосылки для обеспечения успешности в будущей профессиональной деятельности студентов всех медицинских групп, а осуществлять эту концепцию необходимо в учебных заведениях высшего образования для достижения значительной работоспособности и производительности труда.

Информация об авторах

Д. В. Викторов , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия; Южно-Уральский институт искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск; доцент кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский институт искусств им. П.И. Чайковского. 454091, г. Челябинск

В. Ю. Кокин , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

В. С. Лешуков , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Ю. А. Ярушев , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

Литература

1. Викторов, Д.В. Актуализация прикладного физкультурного образования студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Викторов, А.Н. Титов, В.В. Шкляев // Проблемы соврем. пед. образования. Серия «Педагогика и психология». – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 58. – Ч. 3. – С. 70–73.
2. Коданева, Л.Н. Динамический контроль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 125–131.
3. Коновалова, Г.М. Адаптация современной молодежи к условиям обучения в высшей школе: физиологический аспект / Г.М. Коновалова, Г.А. Севрюкова // Вестник АГУ. – 2011. – № 3. – С. 81–92.
4. Никифоров, Г.С. Психология профессионального здоровья как актуальное научное направление / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Психол. журнал. – 2015. – Т. 36. – № 2. – С.  44–54.
5. Сафонова, О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода / О.А. Сафонова, В.Г. Кривощёков // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 9. – С. 29–30.
6. Чекалева, Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования / Н.В. Чекалева // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитар. исследования. – 2017. – № 3 (16). – С. 175–178.
7. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogics, psychology, medical biological problems of physical training and sports. – 2016. – Vol. 1. – Р. 4–12. DOI: 10.15561/18189172. 2016.0101
8. Kostyuchenko, V.F. The individual differentiated training design of health-promoting shaping with mature age women / V.F. Kostyuchenko, A.А. Skidan, E.Р. Vrublevskiy // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2018. – Vol. 22 (6). – Р. 295–300.
9. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level / O.A. Shokhan, R. Mohd, R. Abdul et al. // American Journal of Engineering Research (AJER). – 2018. – Vol. 8. – P. 29–35.
10. Postural balance in middle-distance runners / V.V. Epishev, K.E. Ryabina, A.P. Isaev, V.V. Erlikh // Russian Journal of Biomechanics. – 2017. – Vol. 21, Iss. 2. – P. 144–154.
11. Functional systems of students’ organism depending on physical fitness to physical load / S.L. Popel’, G.A. Pyatnychuk, D.V. Pyatnichuk et al. // Physicаl Еducаtion of Studеnts. – 2017. – Vol. 21, no. 6. – P. 302–308. DOI: 10.15561/20755279.2017.0607
12. Welk, G. Physical activity assessment: A practical revive of instruments and their use in the curriculum / G. Welk, K. Wood // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. – 2000. – Vol. 71 (1). – Р. 30–40.

References

1. Viktorov D.V., Titov A.N., Shklyayev V.V. [Actualization of Applied Physical Education of University Students with Disabilities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. Ser. Pedagogika i psikhologiya [Problems of Modern Pedagogical Education. Ser. Pedagogy and Psychology], 2018, iss. 58, part 3, pp. 70–73. (in Russ.)
2. Kodaneva L.N., Ketlerova E.S. Dynamic Control of Load in the Process of Physical Culture Lessons with Students of a Special Medical Group. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 125–131. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200215
3. Konovalova G.M., Sevryukova G.A. [Adaptation of Modern Youth to Learning Conditions in Higher Education. Physiological Aspect]. Vestnik AGU [Bulletin of ASU], 2011, no. 3, pp. 81–92. (in Russ.)
4. Nikiforov G.S., Shingayev S.M. [Psychology of Professional Health as an Actual Scientific Direction]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2015, vol. 36, no. 2, pp.  44–54. (in Russ.)
5. Safonova O.A., Krivoshchëkov V.G. [Professional-Applied Physical Training of Female Students of Construction Profile on the Basis of an Integrated Approach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 9, pp. 29–30. (in Russ.)
6. Chekaleva N.V. [Effects of Modernization of Pedagogical Education]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities Research], 2017, no. 3 (16), pp. 175–178. (in Russ.)
7. Adyrkhaev S.G. Modern Technology of Physical Education of Disabled Students in Con-ditions of Inclusive Education. Pedagogics, Psychology, Medicalbiological Problems of Physical Training and Sports, 2016, vol. 1, pp. 4–12. DOI: 10.15561/ 18189172.2016.0101
8. Kostyuchenko V.F., Skidan A.A., Vrublevskiy E.P. The Individual Differentiated Training Design of Health-Promoting Shaping with Mature Age Women. Pedagogics, Psychology, Medicalbiological Problems of Physical Training and Sports, 2018, vol. 22 (6), pp. 295–300. DOI: 10.15561/18189172.2018.0603
9. Shokhan O.A., Mohd R., Abdul R. et al. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level. American Journal of Engineering Research (AJER), 2018, vol. 8, pp. 29–35.
10. Epishev V.V., Ryabina K.E., Isaev A.P., Erlikh V.V. Postural Balance in Middle-Distance Runners. Russian Journal of Biomechanics, 2017, vol. 21, iss. 2, pp. 144–154.
11. Popel’ S.L., Pyatnychuk G.A., Pyatnichuk D.V. et al. Functional Systems of Students’ Or-ganism Depending on Physical Fitness to Physical Load. Physicаl Еducаtion of Studеnts, 2017, vol. 21, no. 6, pp. 302–308. DOI: 10.15561/20755279.2017.0607
12. Welk G., Wood K. Physical Activity Assessment: A Practical Revive of Instruments and their Use in the Curriculum. Journal of Physical Education, Recreation and Dance, 2000, vol. 71 (1), pp. 30–40. DOI: 10.1080/07303084.2000.10605982
Опубликован
2021-07-08
Как цитировать
Викторов, Д., Кокин, В., Лешуков, В., & Ярушев, Ю. (2021). АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Человек. Спорт. Медицина, 21(2), 107-113. https://doi.org/10.14529/hsm210213
Раздел
Спортивная тренировка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)