ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАГРУЗКЕ НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА ДАННЫХ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

  • И. И. Новикова Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0557-2764 novik_ir70@rambler.ru
  • Е. В. Усачева Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия https://orcid.org/0000-0002-6134-1533 elenav.usacheva@yandex.ru
  • О. М. Куликова Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия», г. Омск, Россия https://orcid.org/0000-0001-9082-9848 ya.aaaaa11@yandex.ru
  • И. П. Флянку Страховая компания «СОГАЗ-Мед», г. Омск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0212-5627 flyanku@rambler.ru
Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, обучающиеся, интеллектуальная нагрузка, успеваемость

Аннотация

Цель исследования. Определить готовность обучающихся к выполнению нагрузок на основе анализа данных вариабельности сердечного ритма. Материалы и методы. Проведено экспериментальное исследование с участием 193 юношей, обучающихся в университете физической культуры и спорта в возрасте от 19 до 21 года. Для определения готовности обучающихся к выполнению нагрузок за 1 месяц до начала сессии проведен эксперимент, во время которого обучающиеся выполняли интеллектуальную нагрузку в течение 5 минут, при этом осуществлялась регистрация частоты сердечных сокращений и интервалов R-R. Проводился анализ и сопоставление показателей вариабельности сердечного ритма и успеваемости. Расчеты проводились в программе Statistica 6.0. Результаты. На этапе включения в эксперимент у всех испытуемых регистрировалось состояние покоя системы дыхания и гемодинамики, а показатели вариабельности сердечного ритма указывали на оптимальность функционирования сердечно-сосудистой системы при используемом для эксперимента виде нагрузок. Заключение. При анализе функционального состояния обучающихся на основе комплексной оценки показателей вариабельности сердечного ритма установлено, что 56 % обучающихся находились в состоянии эмоционального возбуждения, 18 % – психического напряжения, т. е. у 74 % испытуемых изменение функционирования вегетативной нервной системы адекватно нагрузке. Использование метода оценки вариабельности сердечного ритма с определением функционального класса в предсессионном периоде позволяет определить готовность испытуемого к сессии и открывает перспективу для продолжения исследований с целью разработки здоровьесберегающих технологий обучения.

Информация об авторах

И. И. Новикова , Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Новосибирск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, директор, Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 630108, г. Новосибирск

Е. В. Усачева , Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. 644099, г. Омск

О. М. Куликова , Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия», г. Омск, Россия

Кандидат технических наук, доцент, научный сотрудник, ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия». 644105, г. Омск

И. П. Флянку , Страховая компания «СОГАЗ-Мед», г. Омск, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент, ведущий специалист, страховая компания «СОГАЗ-Мед». 644043, г. Омск

Литература

1. Белова, Е.Л. Умственная нагрузка и вариабельность сердечного ритма спортсменов / Е.Л. Белова, А.Д. Викулов // Третья всерос. с междунар. участием школа-конференция по физиологии кровообращения: материалы конференции. – 2004. – С. 50–51.
2. Копаев, В.П. Гармонизация умственных и физических нагрузок как условие повышения эффективности обучения студентов физкультурных вузов / В.П. Копаев // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2000. – № 5. – С. 22–24.
3. Кубланов, В.С. Анализ биомедицинских сигналов в среде MATLAB: учеб. пособие / В.С. Кубланов, В.И. Борисов, А.Ю. Долганов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
4. Машин, В.А. Анализ вариабельности ритма сердца при негативных функциональных состояниях в ходе сеансов психологической релаксации / В.А. Машин, М.Н. Машина // Физиология человека. – 2000. – Т. 26, № 4. – С. 48–54.
5. Машин, В.А. К вопросу классификации функциональных состояний человека / В.А. Машин // Эксперимент. психология. – 2011. – Т. 4, № 1. – С. 40–57.
6. Особенности регуляции ритма сердца у студентов-спортсменов на разных этапах учебного процесса / О.Г. Коурова [и др.] // Наука и спорт: современные тенденции. – 2017. – Т. 17. – № 4 (17). – С. 17–21.
7. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса / Э.А. Алексеева, Л.Н. Шантанова, А.Н. Петунова, И.К. Иванова // Вестник Бурят. гос. ун-та. Медицина и фармация. – 2010. – № 12. – C. 108–113.
8. Попова, Т.В. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное состояние у студентов-спортсменов с разной успеваемостью / Т.В. Попова // Изв. Тульского гос. ун-та. Физ. культура. Спорт. – 2015. – № 3. – С. 141–146.
9. Попова, Т.В. Изменения нейродинамических показателей у студентов-спортсменов в период сессии / Т.В. Попова, О.Г. Коурова, Г.И. Максутова // Изв. Тульского гос. ун-та. Физ. культура. Спорт. – 2014. – № 3. – С. 132–137.
10. Discrimination of multiple stress levels in virtual reality environments using heart rate variability / J. Ham et al. // 39th Annual International Conference of the IEEE Engineering in Medicine and Biology Society (EMBC). – IEEE, 2017. – P. 3989–3992.
11. Effects of heart rate variability bio-feedback training in athletes exposed to stress of university examinations / V. Deschodt-Arsac et al. // PloS one. – 2018. – Vol. 13. – No. 7. – P. 14–20.
12. “Konkoor Giant”, a narrative of high school female students from Gorgan, Iran / S. Arab et al. // International journal of adolescent medicine and health. – 2017. – Vol. 31. – P. 13–19.
13. Koshova, S.P. Characteristics of stress resistance and adaptive potential in the training of doctors in the system of postgraduate edu-cation / S.P. Koshova, A.H. Krut // Wiadomosci lekarskie (Warsaw, Poland: 1960). – 2018. – Vol. 71. – No. 7. – P. 1379–1384.
14. Mutual information between heart rate variability and respiration for emotion characterization / M.T .Valderas et al. // Phys-iological measurement. – 2019. – Vol. 40, no. 8. – P. 084001.
15. Sweeny K. Bracing Later and Coping Better: Benefits of Mindfulness During a Stressful Waiting Period / K. Sweeny, J.L. Howell // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2017. – Vol. 43 (10). – P. 1399–1414.
16. Young, H. We should be using nonlin-ear indices when relating heart-rate dynamics to cognition and mood / H. Young, D. Benton // Scientific reports. – 2015. – Vol. 5. – P. 16619.

References

1. Belova E.L., Vikulov A.D. [Mental Load and Heart Rate Variability of Athletes]. Tret’ya vserossiyskaya s mezhdunarodnym uchastiyem shkola-konferentsiya po fiziologii krovoobrash-cheniya Materialy konferentsii [Third All-Russian School-Conference on the Physiology of Blood Circulation with International Participation Conference Proceedings], 2004, pp. 50–51. (in Russ.)
2. Kopayev V.P. [Harmonization of Mental and Physical Loads as a Condition for Increasing the Effectiveness of Teaching Students of Physical Culture Universities]. Teoriya i praktika fizi-cheskoy kul’tury i sporta [Theory and Practice of Physical Culture and Sport], 2000, no. 5, pp. 22–24. (in Russ.)
3. Kublanov V.S., Borisov V.I., Dolganov A.Yu. Analiz biomeditsinskikh signalov v srede MATLAB: uchebnoye posobiye [Analysis of Biomedical Signals in the MATLAB Environment]. Ekaterinburg, Ural Institute Publ., 2016. 120 p.
4. Mashin V.A., Mashina M.N. [Analysis of Heart Rate Variability in Negative Functional States during Psychological Relaxation Sessions]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology], 2000, vol. 26, no. 4, pp. 48–54. (in Russ.) DOI: 10.1007/BF02760270
5. Mashin V.A. [On the Issue of Classification of Human Functional States]. Eksperi-mental’naya psikhologiya [Experimental Psychology], 2011, vol. 4, no. 1, pp. 40–57. (in Russ.)
6. Kourova O.G. et al. [Features of the Regulation of Heart Rhythm in Student Athletes at Different Stages of the Educational Process]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Modern Trends], 2017, vol. 17, no. 4 (17), pp. 17–21.
7. Alekseyeva E.A., Shantanova L.N., Petunova A.N., Ivanova I.K. [Assessment of the Func-tional State of the Organism of Students during the Examination Stress]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Meditsina i farmatsiya [Bulletin of the Buryat State University. Medicine and Pharmacy], 2010, no. 12, pp. 108–113. (in Russ.)
8. Popova T.V. [Influence of Examination Stress on Psychoemotional State in Student-Athletes with Different Academic Performance]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universi-teta. Fizicheskaya kul’tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Education. Sport], 2015, no. 3, pp. 141–146. (in Russ.)
9. Popova T.V., Kourova O.G., Maksutova G.I. [Changes in Neurodynamic Indicators in Student Athletes during the Session]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizi-cheskaya kul’tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Education. Sport], 2014, no. 3, pp. 132–137. (in Russ.)
10. Ham J. et al. Discrimination of Multiple Stress Levels in Virtual Reality Environments Us-ing Heart Rate Variability. 39th Annual International Conference of the IEEE Engineering in Med-icine and Biology Society (EMBC). – IEEE, 2017, pp. 3989–3992. DOI: 10.1109/EMBC.2017.8037730
11. Deschodt-Arsac V. et al. Effects of Heart Rate Variability Biofeedback Training in Ath-letes Exposed to Stress of University Examinations. PloS one, 2018, vol. 13, no. 7, pp. 14–20. DOI: 10.1371/journal.pone.0201388
12. Arab S. et al. “Konkoor Giant”, a Narrative of High School Female Students from Gorgan, Iran. International Journal of Adolescent Medicine and Health, 2017, vol. 31, pp. 13–19. DOI: 10.1515/ijamh-2017-0057
13. Koshova S.P., Krut A.H. Characteristics of Stress Resistance and Adaptive Potential in the Training of Doctors in the System of Postgraduate Education. Wiadomosci lekarskie (Warsaw, Poland: 1960), 2018, vol. 71, no. 7, pp. 1379–1384.
14. Valderas M.T. et al. Mutual Information between Heart Rate Variability and Respiration for Emotion Characterization. Physiological Measurement, 2019, vol. 40, no. 8, p. 084001. DOI: 10.1088/1361-6579/ab310a
15. Sweeny K., Howell J.L. Bracing Later and Coping Better: Benefits of Mindfulness during a Stressful Waiting Period. Personality and Social Psychology Bulletin, 2017, vol. 43 (10), pp. 1399–1414. DOI: 10.1177/0146167217713490
16. Young H., Benton D. We should be Using Nonlinear Indices when Relating Heart-Rate Dynamics to Cognition and Mood. Scientific Reports, 2015, vol. 5, 16619 p. DOI: 10.1038/srep16619
Опубликован
2021-12-17
Как цитировать
Новикова, И., Усачева, Е., Куликова, О., & Флянку, И. (2021). ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАГРУЗКЕ НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА ДАННЫХ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА. Человек. Спорт. Медицина, 21(3), 23-30. https://doi.org/10.14529/hsm210303
Раздел
Физиология