ПОВЫШЕНИЕ АДАПТИВНЫХ СВОЙСТВ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКВАТРЕНИНГОМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

  • В. И. Павлова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1347-3408 pavlovavi@cspu.ru
  • О. А. Гизингер Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-9302-0155 OGizinger@gmail.com
  • А. А. Семченко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0974-6047 semchenkoaa@cspu.ru
  • Н. В. Мамылина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5880-439X mamilinanv@cspu.ru
  • Д. А. Сарайкин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0298-6507 saraykind@cspu.ru
Ключевые слова: акватренинг, аквааэробика, мозговая гемодинамика, компонентный состав тела

Аннотация

Цель исследования – оценить влияние занятий акватренингом на адаптивные свойства организма студентов, состояние мозгового кровообращения и параметры компонентного состава тела. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 40 студенток, средний возраст 17 ± 0,45 года. Для оценки мозгового кровообращения во фронто-мастоидальном отведении использовали реоанализатор «Мицар-РЕО». Морфологию построения тотальной типологии и функциональной изменчивости лабильных компонентов состава тела обследуемых студенток изучали путем измерения массы тела и определения морфологических параметров с использованием профессиональных весов-анализаторов Tanita BC-418MA. Результаты. В ходе исследования установлены особенности реакции мозговой гемодинамики и компонентных показателей тела у студенток в динамике учебного процесса при занятиях акватренингом. Определена степень выраженности изменений сосудистого тонуса, свидетельствующего об уровне кровоснабжения головного мозга. Показано постепенное улучшение кровотока и пульсового кровенаполнения в сосудах каротидного бассейна головного мозга, улучшение мозгового кровообращения, снижение тонуса сосудов головного мозга, повышение их эластичности, венозного оттока у студенток в течение девяти месяцев занятий аквааэробикой. Выявлены особенности компонентного состава тела студенток, имеющих различные режимы мышечных нагрузок. Установлено отсутствие выраженных изменений содержания общей воды тела по сравнению с физиологической нормой. Наибольшие значения основного обмена отмечаются у студенток при занятиях аквааэробикой. В основной группе к концу исследования установлено снижение жировой массы тела и увеличение безжировой. Заключение. Результаты проведенного исследования позволили выявить особенности мозговой гемодинамики и компонентного состава тела у обучающихся в динамике учебного года и показать высокую эффективность занятий акватренингом как компонентом дополнительной физической активности в аспекте повышения адаптивных возможностей организма в условиях повышенных эмоциональных перегрузок, возникающих в процессе обучения. Эффекты аэробного акватренинга рассматриваются в качестве адаптивного ресурса, который опосредованно влияет на достижение оптимального баланса между показателями компонентного состава тела и параметрами мозговой гемодинамики у обучающихся, что является физиологической основой для эффективной умственной и физической деятельности

Информация об авторах

В. И. Павлова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник управления научных исследований, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск

О. А. Гизингер , Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры микробиологии и вирусологии Медицинского института, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва

А. А. Семченко , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, заместитель директора по учебной работе Профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск

Н. В. Мамылина , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск

Д. А. Сарайкин , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 454080, г. Челябинск

Литература

1. Анфиногенова, О.И. Влияние условий обучения в вузе на адаптационные возможности организма студентов / О.И. Анфиногенова // Вестник Ставропол. гос. ун-та. – 2011. – Т. 74. – С. 19–23.
2. Василец, В.В. Оценка эффективности физкультурно-оздоровительных занятий с помощью биоимпедансного анализа компонентного состава тела / В.В. Василец, Е.П. Врублевский // Здоровье для всех. – 2015. – № 1. – С. 26–30.
3. Дедов, И.И. Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко. – М.: Мед. информ. агентство, 2006. – 456 c.
4. Динамика развития функциональных показателей как фактор двигательной подготовленности студентов / Д.А. Раевский, Т.Е. Симина, В.П. Румянцев, Н.Г. Пучкова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3 (133). – С. 197–201.
5. Изучение особенностей состава тела юношей – учащихся 11-х классов и студентов 1-го курса / А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2015. – Т. 15. – № 4. – С. 89–92.
6. Исследование физиологических показателей тхэквондистов при сенсорном конфликте / Д.А. Сарайкин, Е.Л. Бачериков, Ю.Г. Камскова, В.И. Павлова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 12. – С. 62–64.
7. Калинина, Е.А. Фитнес-тренировки: плюсы и минусы / Е.А. Калинина, А.Э. Кутузова, Т.А. Евдокимова // Лечебная физ. культура и спортив. медицина. – 2011. – Т. 88. – № 4. – С. 58–62.
8. Подходы к прогнозированию адаптивного состояния энергетической системы мозга в условиях гипоксии / А.Н. Мошкова, Е.И. Ерлыкина, Т.Ф. Сергеева, Е.М. Хватова // Бюл. эксперимент. биологии и медицины. – 2010. – Т. 149. – № 3. – С. 282–285.
9. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 12 (130). – С. 177–181.
10. Семченко, А.А. Роль интегральной оценки морфофункциональных параметров тела у барьеристов в системе тренировочно-соревновательной подготовки / А.А. Семченко, А.В. Ненашева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24262.
11. Федоров, В.Н. Анализ состояния показателей мозгового кровообращения в юношеском возрасте / В.Н. Федоров // Вестник науки Казах. агротехн. ун-та им. С. Сейфуллина. – 2014. – № 4 (83). – С. 7–12.
12. Predicting body fat mass by ir thermographic measurement of skin temperature: a novel multivariate model / G. Laffaye, V.V. Epishev, I.A. Tetin et al. // Quantitative InfraRed Thermography. – 2019. DOI: 10.1080/17686733. 2019.1646449
13. Semchenko, A.A. Assessment of the functional capacity of the heart in hurdlers within the system of training-competitive conditioning / A.A. Semchenko, A.V. Nenasheva // Minerva Ortopedica e Traumatologica. – 2018. – 69 (3 Suppl 1). – Р. 7–10. DOI: 10.23736/S0394-3410.17.03854-1

References

1. Anfinogenova O.I. [The Influence of Educational Conditions at the University on the Adaptive Capabilities of the Student Body]. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universi-teta [Bulletin of Stavropol State University], 2011, vol. 74, pp. 19–23. (in Russ.)
2. Vasilets V.V., Vrublevsky E.P. [Assessment of the Effectiveness of Physical Education and Recreational Activities Using Bioimpedance Analysis of Component Body Composition]. Zdorov'e dlya vsekh [Health for All], 2015, no. 1, pp. 26–30. (in Russ.)
3. Dedov I.I., Melnichenko G.A. Ozhirenie: etiologiya, patogenez, klinicheskie aspekty [Obesity. Etiology, Pathogenesis, Clinical Aspects]. Moscow, Medical News Agency Publ., 2006. 456 p.
4. Raevsky D.A., Simina T.E., Rumyantsev V.P., Puchkova N.G. [Dynamics of the Development of Functional Indicators as a Factor in the Motor Fitness of Students]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2016, no. 3 (133), pp. 197–201. (in Russ.)
5. Ushakov A.S., Nenasheva A.V., Kleshchenkova N.E. et al. Study of the Body Composition of Young Men – Students of 11th Grades and Students of the 1st Year. Bulletin of South Ural State University. Series: Education, Health, Physical Education, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 89–92. (in Russ.) DOI: 10.14529/ozfk150416
6. Saraykin D.A., Bacherikov E.L., Kamskova Yu.G., Pavlova V.I. [Study of Physiological Indices of Taekwondokas in Case of Sensory Conflict]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 12, pp. 62–64. EID: 2-s2.0-85042302268. (in Russ.)
7. Kalinina E.A., Kutuzova A.E., Evdokimova T.A. [Fitness Training. Pros and Cons]. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sportivnaya medicina [Medical Physical Culture and Sports Medicine], 2011, vol. 88, no. 4, pp. 58–62. (in Russ.)
8. Moshkova A.N., Erlykina E.I., Sergeeva T.F., Khvatova E.M. [Approaches to Predicting the Adaptive State of the Brain Energy System in Hypoxia]. Byulleten' eksperimental'noy biologii i mediciny [Bulletin of Experimental Biology and Medicine], 2010, vol. 149, no. 3, pp. 282–285. (in Russ.) DOI: 10.1007/s10517-010-0933-0
9. Rybakova E.O. [Improving the Professional Education of Students of a Physical Education University with Fitness Aids]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2015, no. 12 (130), pp. 177–181. (in Russ.)
10. Semchenko A.A., Nenasheva A.V. [The Role of Integral Assessment of Morphofunctional Body Parameters in Hurdlers in the System of Training and Competitive Training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2016, no. 2. Avail-able at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24262 (in Russ.)
11. Fedorov V.N. [Analysis of the State of Cerebral Circulation Indicators in Adolescence]. Vestnik nauki Kazahskogo agrotekhnicheskogo universiteta im. S. Sejfullina [Bulletin of Science of the Kazakh Agricultural University named after S. Seyfullin], 2014, no. 4 (83), pp. 7–12. (in Russ.)
12. Laffaye G., Epishev V.V., Tetin I.A. et al. Predicting Body Fat Mass by ir Thermographic Measurement of Skin Temperature: a Novel Multivariate Model. Quantitative InfraRed Thermography, 2019. DOI: 10.1080/17686733.2019.1646449
13. Semchenko A.A., Nenasheva A.V. Assessment of the Functional Capacity of the Heart in Hurdlers Within the System of Training-Competitive Conditioning. Minerva Ortopedica e Traumatologica, 2018, vol. 69, suppl. 1, no. 3, pp. 7–10. DOI: 10.23736/S0394-3410.17.03854-1
Опубликован
2022-02-03
Как цитировать
Павлова, В., Гизингер, О., Семченко, А., Мамылина, Н., & Сарайкин, Д. (2022). ПОВЫШЕНИЕ АДАПТИВНЫХ СВОЙСТВ ОРГАНИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ АКВАТРЕНИНГОМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. Человек. Спорт. Медицина, 21(4), 64-72. https://doi.org/10.14529/hsm210408
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)