ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ, ФУТБОЛИСТОВ И ГИМНАСТОВ 6–9 ЛЕТ

  • Т. Ф. Абрамова Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5671-3806 abramova.t.f@vniifk.ru
  • Т. М. Никитина Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6581-8052 nikitina.t.m@vniifk.ru
  • А. В. Полфунтикова Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2779-5045 polfuntikova.a.v@vniifk.ru
  • К. А. Облог Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-3393-3283 oblog.k.a@vniifk.ru
  • Н. М. Якутович Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2915-3134 yakutovich.n.m@vniifk.ru
Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, единоборства, спортивная гимнастика, футбол, не занимающиеся спортом, 6–9 лет

Аннотация

Цель исследования – изучить влияние спортивных занятий на морфофункциональные особенности и физическую подготовленность мальчиков 6–9 лет, занимающихся единоборствами, футболом и спортивной гимнастикой. Материалы и методы. Контингент: 352 мальчика 6–9 лет с различной двигательной активностью (не занимающиеся спортом – 121; единоборцы – 79; гимнасты – 46; футболисты – 106). Определялись тотальные размеры тела, ИМТ, лабильные компоненты массы тела, ЧСС, АД, кистевая сила, время в челночном беге, длина прыжка, гибкость. Результаты. Тотальные размеры тела юных спортсменов в период от 6 до 9 лет отражают биологические закономерности роста с элементами влияния требований вида спорта. Развитие лабильных компонентов массы тела, начиная с 6 лет, маркирует положительное влияние спортивных занятий с большей выраженностью у единоборцев и гимнастов. Физическая подготовленность более высока в группах юных спортсменов, среди них – у юных гимнастов. Заключение. Занятия спортом для мальчиков 6–9 лет снижают риск избыточного веса и ожирения, являются условием развития мышечной массы, что соотносится с повышением физических качеств, включающих ловкость, силовую подготовленность верхних и нижних конечностей, гибкость. Преимущества физического развития и подготовленности юных спортсменов относительно мальчиков, не занимающихся спортом, возрастают по мере повышения стажа занятий спортом и возраста при наименьших отличиях в 6 лет. Влияние вида спорта на физическое развитие и подготовленность мальчиков соотносится со сроком начала и объемом при влиянии направленности занятий: наименьшие различия между мальчиками, занимающимися единоборствами и футболом и не занимающимися спортом, при лидировании юных гимнастов в физической подготовленности на фоне более высокой напряженности процессов адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам в условиях возрастного развития, что требует систематического медико-биологического контроля.

Информация об авторах

Т. Ф. Абрамова , Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией проблем комплексного сопровождения подготовки спортсменов, Федеральный научный центр физической культуры и спорта. 105005, Россия, Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1.

Т. М. Никитина , Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия

Ведущий научный сотрудник лаборатории проблем комп­лексного сопровождения подготовки спортсменов, Федеральный научный центр физической культуры и спорта. 105005, Россия, Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1.

А. В. Полфунтикова , Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия

Научный сотрудник лаборатории проблем комплексного сопровождения подготовки спортсменов, Федеральный научный центр физической культуры и спорта. 105005, Россия, Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1.

К. А. Облог , Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия

Младший научный сотрудник лаборатории проблем комплексного сопровождения подготовки спортсменов, Федеральный научный центр физической культуры и спорта. 105005, Россия, Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1.

Н. М. Якутович , Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва, Россия

Научный сотрудник лаборатории проблем комплексного сопровождения подготовки спортсменов, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, 105005, Россия, Москва, Елизаветинский пер., д. 10, стр. 1.

Литература

1. Абрамова, Т.Ф. Особенности физического развития и физической подготовленности футболистов и велосипедистов (BMX) 6–10 лет / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 2. – С. 60–62.
2. Абрамова, Т.Ф. Темпы физического развития и подготовленности детей как маркеры эффективности двигательной активности / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 8. – С. 58–60.
3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. – 275 с.
4. Большев, А.С. Частота сердечных сокращений. Физиолого-педагогические аспекты: учеб. пособие / А.С. Большев, Д.Г. Сидоров, С.А. Овчинников. – Н. Новгород, 2017. – 76 с.
5. Горяченко, В.Д. Задачи по теории колебаний, устойчивости движения и качественной теории дифференциальных уравнений: Учебно-методическое пособие / В.Д. Горяченко, А.Л. Пригоровский, В.М. Сандалов. – Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т, 2014. – 25 с.
6. Криволапчук, И.А. Влияние систематических занятий физическими упражнениями различной интенсивности на функциональное состояние детей 5–6 и 6–7 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 71–79.
7. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2004. – 56 с.
8. Мартиросов, Э.Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э.Г. Мартиросов, Д.В. Николаев, С.Г. Руднев. – М.: Наука, 2006. – 248 с.
9. Мельник, В.А. Половозрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы и их взаимосвязь с антропометрическим и параметрами у городских школьников / В.А. Мельник // Проблемы здоровья и экологии. – 2014. – № 3 (41). – С. 116–121.
10. Физическое развитие детей и подростков российской федерации / В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина и др. – М.: Литтера, 2019. – 176 с.
11. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста / Д.Б. Дорджиева, И.А. Бадмаева, Т.Н. Эрднева и др. // Естественные науки и медицина: теория и практика: сб. Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2018. – С. 14–18.
12. Хвацкая, Е.Е. Проблема ранней специализации (профессионализации) / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Вестник Псков. гос. ун-та. Серия «Психолого-педагогические науки». – 2015. – Вып. 1. – С. 194–200.
13. Boguszewski, D. Influence of karate exercises on motor development in pre-school children / D. Boguszewski, M. Socha // Journal of Combat Sports and Martial Arts. – MEDSPORTPRESS. – 2011. – Vol. 2 (2). – P. 103–107.
14. Falk, B. The Effects of Resistance and Martial Arts Training in 6- to 8-Year-Old Boys / B. Falk, G. Mor // Pediatric Exercise Science. – 1996. – Vol. 8. – Iss. 1. – P. 48–56. DOI: 10.1123/pes.8.1.48
15. Physical activity and clustered cardiovascular risk in children: a cross-sectional study (The European Youth Heart Study) / L.B. Andersen, M. Harro, L.B. Sardinha et al. // Lancet. – 2006. – Vol. 368. – P. 299–304. DOI: 10.1016/S0140-6736(06)69075-2
16. Sollerhed, A.-C. Physical benefits of expanded physical education in primary school: findings from a 3-year intervention study in Sweden / A.-C. Sollerhed, G. Ejlertsson // Scand J Med Sci Sports. – 2008. – Vol. 18. – P. 102–107. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2007.00636.x

References

1. Abramova T.F., Nikitina T.M., Polfuntikova A.V. [Features of Physical Development and Physical Fitness of Junior Footballers and Cyclists (BMX) Aged 6–10 Year]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 2, pp. 60–62. (in Russ.)
2. Abramova T.F., Nikitina T.M., Polfuntikova A.V. [Physical Development and Physical Fit-ness Rates as Markers of Effectiveness of Children’s Motor Sctivity]. Teoriya i praktika fizi-cheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 8, pp. 58–60. (in Russ.)
3. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human Ontokinesiology]. Moscow, Theory and Practice of Physical Culture Publ., 2000. 275 p.
4. Bolshev A.S., Sidorov D.G., Ovchinnikov S.A. Chastota serdechnyh sokrashcheniy. Fiziologo-pedagogicheskie aspekty: ucheb. posobie [Heart Rate. Physiological and Pedagogical Aspects]. Nizhny Novgorod, 2017. 76 p.
5. Goryachenko V. D., Prigorovsky A. L., Sandalov, V. M. Zadachi po teorii kolebaniy, ustoychivosti dvizheniya i kachestvennoy teorii differencial'nyh uravneniy: uchebno-metodicheskoe posobie [Problems in the Theory of Vibrations, Stability of Motion, and Qualitative Theory of Differential Equations]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University Publ., 2014. 25 p.
6. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B., Gerasimova A.A. Effect of Regular Physical Activity of Various Intensity on the Functional Status of 5–6 and 6–7–Year-Old Children. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 71–79. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200209
7. Lyakh V.I., Zdanevich A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchaschihsya 1–11 klassov [A Comprehensive Program of Physical Education for Schoolchildren in Grades 1–11]. Moscow, Prosveshenie Publ., 2004. 56 p.
8. Martirosov E.G., Nikolaev D.V., Rudnev S.G. Tekhnologii i metody opredeleniya sostava tela cheloveka [Technologies and Methods for Determining the Composition of the Human Body]. Moscow, Science Publ., 2006. 248 p.
9. Melnik V.A. [Age-Sex Dynamics of Cardiovascular System Indicators and Their Relationship with Anthropometric Parameters in Urban Schoolchildren]. Problemi zdorovyia i ekologii [Health and Environmental Issues], 2014, vol. 3, (41), pp. 116–121. (in Russ.)
10. Kuchma V.R., Skoblina N.A., Milushkina O.Yu. et al. Fizicheskoe razvitie detey i podrostkov rossiyskoy federacii: uchebnoe posobie [Physical Development of Children and Adoles-cents of the Russian Federation]. Moscow, Littera Publ., 2019. 176 p.
11. Dordzhieva D.B., Badmaeva I.A., Erdneva T.N. et al. [Functional Indicators of the Cardiovascular System of Primary School Children]. Estestvennyye nauki i meditsina: teoriya i praktika: Sbornik mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Natural Sciences and Medi-cine. Theory and Practice. Collection of International Scientific and Practical Conference], 2018, pp. 14–18. (in Russ.)
12. Khvatskaya E.E., Latysheva N.E. [The Problem of Early Specialization (Professionalization)]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki [Bulletin of Pskov state University. Ser. Psychological and Pedagogical Sciences], 2015, vol. 1, pp. 194–200. (in Russ.)
13. Boguszewski D., Socha M. Influence of Karate Exercises on Motor Development in Pre-School Children. Journal of Combat Sports and Martial Arts, 2011, vol. 2 (2), pp. 103–107. DOI: 10.5604/20815735.1047142
14. Falk B., Mor G. The Effects of Resistance and Martial Arts Training in 6- to 8-Year-Old Boys. Pediatric Exercise Science, 1996, vol. 8, iss. 1, pp. 48–56. DOI: 10.1123/pes.8.1.48
15. Andersen L.B., Harro M., Sardinha L.B. et al. Physical Activity and Clustered Cardiovascular Risk in Children: a Cross-Sectional Study (The European Youth Heart Study). Lancet, 2006, vol. 368, pp. 299–304. DOI: 10.1016/S0140-6736(06)69075-2
16. Sollerhed A.-C., Ejlertsson G. Physical Benefits of Expanded Physical Education in Primary School: Findings from a 3-Year Intervention Study in Sweden. Scand J Med Sci Sports, 2008, vol. 18, pp. 102–107. DOI: 10.1111/j.1600-0838.2007.00636.x
Опубликован
2022-08-30
Как цитировать
Абрамова, Т., Никитина, Т., Полфунтикова, А., Облог, К., & Якутович, Н. (2022). ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ, ФУТБОЛИСТОВ И ГИМНАСТОВ 6–9 ЛЕТ. Человек. Спорт. Медицина, 22(2), 37-45. https://doi.org/10.14529/hsm220204
Раздел
Физиология