ПОИСК ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

  • В. К. Таланцева Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары, Россия https://orcid.org/0000-0003-4158-6063 sport_chieim21@mail.ru
  • А. И. Орлов Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия https://orcid.org/0000-0003-1286-1097 san-04@rambler.ru
  • Т. Н. Петрова Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары, Россия https://orcid.org/0000-0001-9039-117X tanushapetr@mail.ru
  • Н. Н. Пьянзина Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия https://orcid.org/0000-0001-9849-3840 npianzina@mail.ru
Ключевые слова: реформирование высшего образования, физическая культура личности, студенты вузов, коррекция содержания физического воспитания, функциональные показатели, индекс массы тела

Аннотация

Цель. Определить пути совершенствования физического воспитания обучающихся в высшей школе на основе использования функциональных проб. Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие студенты (n = 57) 1-го и 2-го курсов Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. В проводимом исследовании были использованы следующие методы: определение длины и массы тела, рассчитывался индекс массы тела (ИМТ) испытуемых, вычислялось среднеарифметическое значение (M), ошибка среднеарифметической (m), стандартное отклонение (δ) и коэффициент вариации (V). Полученные данные ИМТ испытуемых рассматривались в соответствии с законом нормального распределения (f(x)). Результаты. Несмотря на то, что среднеарифметическое значение ИМТ девушек и юношей находились в пределах нормальных значений, но при распределении полученных результатов в соответствии с кривой Гаусса были выявлены две разнонаправленные тенденции: у девушек к недостатку массы тела, у юношей – к его увеличению. Заключение. Полученные данные проведённого констатирующего эксперимента обосновывают необходимость коррекции содержания физического воспитания в высшей школе с учётом показателей функциональных проб и гендерных различий студентов. Отмечается, что использование функциональных проб на занятиях по физическому воспитанию создаёт условия не только к оперативному внесению коррекций в содержательно-методическое обеспечение учебного процесса, но и способствует более эффективному формированию деятельностного компонента физической культуры личности обучающихся.

Информация об авторах

В. К. Таланцева , Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Чувашский государственный аграрный университет. Россия, 429003, Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 29.

А. И. Орлов , Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Россия, 428015, Чебоксары, Московский пр-т, д. 15.

Т. Н. Петрова , Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, Чувашский государственный аграрный университет. Россия, 429003, Чебоксары, ул. Карла Маркса, д. 29.

Н. Н. Пьянзина , Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Россия, 428015, Чебоксары, Московский пр-т, д. 15.

Литература

1. Алтынова, Н.В. Пути совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности / Н.В. Алтынова, В.К. Таланцева, Н.Н. Пьянзина // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. – Ялта: РИО ГПА, 2019. – С. 26–30.
2. Викторов, Д.В. Компетентностный подход в физкультурном образовании / Д.В. Викторов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2015. – Т. 15, № 2. – С. 5–10.
3. Дефицит веса. – https://dcenergo.ru/wiki/defitsit-vesa__338830.html (дата обращения: 29.04.2019).
4. Ефремова, А.А. Гендерные особенности восприятия тела студентами вуза / А.А. Ефремова, А.И. Пьянзин, Н.Н. Пьянзина // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы V Междунар. научно-метод. конф., Казань, 29–30 ноября 2019 г. / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. – Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2019. – С. 114–116.
5. Набиев, В.Ш. Проблема идентификации образовательных достижений бакалавров: компетентностный подход / В.Ш. Набиев // Европ. науч. обзор. – 2015. – № 5–6. – С. 115–117.
6. Орлов, А.И. Альтернативное направление в развитии физического воспитания в учреждениях профессионального образования / А.И. Орлов, А.А. Лукутин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 242–248.
7. Орлов, А.И. К вопросу о выборе содержания физического воспитания студентов в современных условиях / А.И. Орлов, А.Г. Шугаев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 55–60.
8. Пьянзин, А.И. Формирование функциональных систем как основа адаптации организма спортсмена к нагрузкам / А.И. Пьянзин // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – № 1 (Т. 2). – С. 33–45.
9. Райхесбер, Н.М. Адольф Кетле. Его жизнь и научная деятельность / Н.М. Райхесберг. – СПб., 1894.
10. Философия / Л.Н. Кочеткова, Е.В. Гладышева и др.; под общ. ред. д-ра филос. наук Л.Н. Кочетковой. – М.: МИРЭА, МГУПИ, 2015. – 356 с.
11. Шайхетдинов, Р.Г. Достижение выпускником университета психофизической готовности к профессиональной деятельности / Р.Г. Шайхетдинов, В.А. Громов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 26–28.
12. Chelli, S. The competency-based approachin high education / S. Chelli // Revue Elwahat. – 2010. – Vol. 14, no. 8. – P. 16–28. – http://elwahat.univ-ghardaia.dz.
13. Corley, D.A. Body mass index and gastroesophageal reflux disease: a systematic review and meta-analysis / D.A. Corley, A Kubo // The American journal of gastroenterology. – 2006. – Vol. 101, no. 11. – С. 2619–2628.
14. Krotee, M.L. Management of physical education and sport / M.L. Krotee, C.A. Bucher. – Boston: McGrow-Hill, 2007. – 606 p.
15. Kubo, A. Body mass index and adenocarcinomas of the esophagus or gastric cardia: a systematic review and meta-analysis / A. Kubo, D.A. Corley // Cancer Epidemiology Biomarkers & Prevention. – 2006. – Vol. 15, no. 5. – С. 872–878.
16. Moore, V. Spirometry: step by step / V. Moore // Breathe. – 2012. – Vol. 8 (3). – Р. 232–240. DOI: 10.1183/20734735.0021711
17. Renehan, A.G. Body-mass index and incidence of cancer: a systematic review and meta-analysis of prospective observational studies / A.G. Renehan // The Lancet. – 2008. – Vol. 371, no. 9612. – С. 569–578.

References

1. Altynova N.V., Talantseva V.K., P’yanzina N.N. [Ways to Improve the Process of Formation of Physical Readiness of Students for the Upcoming Professional Activity]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov [Problems of Modern Pedagogical Education. A Collection of Scientific Papers], 2019, pp. 26–30. (in Russ.)
2. Viktorov D.V. [Competence-Based Approach in Physical Education]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Healthcare, Physical Culture, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 5–10. (in Russ.) DOI: 10.14529/ozfk150201
3. Defitsit vesa. Available at: https://dcenergo.ru/wiki/defitsit-vesa__338830.html (accessed 29.04.2019).
4. Efremova A.A., P’yanzin A.I., P’yanzina N.N. [Gender Features of Body Perception by University Students]. Fizicheskoye vospitaniye i studencheskiy sport glazami studentov: materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Physical Education and Student Sports Through the Eyes of Students. Materials of the V International Scientific and Methodological Conference], 2019, pp. 114–116. (in Russ.)
5. Nabiyev V.Sh. [The Problem of Identification of Educational Achievements of Bachelors. Competence-Based Approach]. Evropeyskiy nauchnyy obzor [European Scientific Review], 2015, no. 5–6, pp. 115–117. (in Russ.)
6. Orlov A.I., Lukutin A.A. [Alternative Direction in the Development of Physical Education in Vocational Education Institutions]. Aktual’nyye problemy fizicheskoy kul’tury i sporta v sov-remennykh sotsial’no-ekonomicheskikh usloviyakh: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual Problems of Physical Culture and Sports in Modern Socio-Economic Conditions. Materials of the International Scientific and Practical Conference], 2019, pp. 242–248. (in Russ.)
7. Orlov A.I., Shugayev A.G. [On the Issue of Choosing the Content of Physical Education of Students in Modern Conditions]. Aktual’nyye problemy fizicheskoy kul’tury i sporta v sovremennykh sotsial’no-ekonomicheskikh usloviyakh: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual Problems of Physical Culture and Sports in Modern Socio-Economic Conditions. Materials of the International Scientific and Practical Conference], 2019, pp. 55–60. (in Russ.)
8. P’yanzin A.I. [Formation of Functional Systems as a Basis for Adaptation of an Athlete's Body to Loads]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Science and Sport. Current Trends], 2014, no. 1, vol. 2, pp. 33–45. (in Russ.)
9. Raykhesber N.M. Adol’f Ketle. Ego zhizn’ i nauchnaya deyatel’nost’ [Adolf Quetelet. His Life and Scientific Activity]. St. Petersburg, 1894.
10. Kochetkova L.N., Gladysheva E.V. et al. Filosofiya [Philosophy]. Moscow, MIR·EA, MGUPI Publ., 2015. 356 p.
11. Shaykhetdinov R.G., Gromov V.A. [Achievement of Psychophysical Readiness for Professional Activity by University Graduates]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 3, pp. 26–28. (in Russ.)
12. Chelli S. The Competency-Based Approachin High Education. Revue Elwahat, 2010, vol. 14, no. 8, pp. 16–28.
13. Corley D.A., Kubo A. Body Mass Index and Gastroesophageal Reflux Disease: a Systematic Review and Meta-Analysis. The American Journal of Gastroenterology, 2006, vol. 101, no. 11, pp. 2619–2628. DOI: 10.1111/j.1572-0241.2006.00849.x
14. Krotee M.L., Bucher C.A. Management of Physical Education and Sport. Boston: McGrow-Hill, 2007. 606 p.
15. Kubo A., Corley D.A. Body Mass Index and Adenocarcinomas of the Esophagus or Gastric Cardia: a Systematic Review and Meta-Analysis. Cancer Epidemiology Biomarkers & Prevention, 2006, vol. 15, no. 5, pp. 872–878. DOI: 10.1158/1055-9965.EPI-05-0860
16. Moore V. Spirometry: step by step. Breathe, 2012, vol. 8 (3), pp. 232–240. DOI: 10.1183/ 20734735.0021711
17. Renehan A.G. Body-Mass Index and Incidence of Cancer: a Systematic Review and Meta-Analysis of Prospective Observational Studies. The Lancet, 2008, vol. 371, no. 9612, pp. 569–578. DOI: 10.1016/S0140-6736(08)60269-X
Опубликован
2022-09-01
Как цитировать
Таланцева, В., Орлов, А., Петрова, Т., & Пьянзина, Н. (2022). ПОИСК ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Человек. Спорт. Медицина, 22(2), 100-107. https://doi.org/10.14529/hsm220212
Раздел
Спортивная тренировка