ЗАВИСИМОСТЬ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1–3-го КУРСОВ ОТ КОЛИЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СЕМЕСТРЕ

  • C. А. Баранцев Государственный университет управления, Москва, Россия; Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-7765-1755 barancev_sergei@mail.ru
  • В. П. Чичерин Государственный университет управления, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-4884-4635 5052726@mail.ru
  • Т. Е. Сиверкина Государственный университет управления, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2773-4835 tsiverkina@yandex.ru
  • И. А. Кабанова Государственный университет управления, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-5267-6713 bia.1977@mail.ru
Ключевые слова: общая физическая подготовленность, практические занятия, физические упражнения, студенты основного отделения

Аннотация

Цель исследования – определить наличие или отсутствие зависимости динамики показателей двигательной подготовленности юношей и девушек основного отделения от количества практических занятий в семестре. Материалы и методы. Исследовали динамику показателей общей физической подготовленности студентов (попарносвязные варианты). При тестировании ОФП студентов использовали следующие тесты: бег на 60 м (юноши и девушки), прыжок в длину с места (юноши и девушки), бег на 1000 м (юноши), подтягивания на высокой перекладине (юноши). В исследованиях приняли участие 706 юношей и 1109 девушек 1-го курса, 207 юношей и 377 девушек
2-го курса, 33 юноши и 16 девушек 3-го курса. Результаты. Уровень развития быстроты, скоростно-силовых возможностей нижних конечностей у юношей и девушек 1-го и 2-го курсов, а также выносливости и силовых возможностей верхнего плечевого пояса у юношей достоверно снижается при уменьшении количества практических занятий дисциплины «Физическая культура» на одно в две недели. У студентов 3-го курса вышеуказанные физические качества достоверно увеличиваются при увеличении количества практических занятий на одно в две недели. У девушек 3-го курса не выявлено достоверных различий в динамике показателей бега на 60 м и прыжков в длину с места. Заключение. Увеличение или уменьшение количества практических занятий на 1 в 2 недели в семестре оказывает значительное влияние на динамику показателей общей физической подготовленности студентов независимо от учебного курса. При анализе динамики показателей общей физической подготовленности студентов в течение учебного года и разработке нормативов оценки изменений этих показателей важно указывать количество учебных недель в весеннем семестре и количество практических занятий в недельном или двухнедельном цикле.

Информация об авторах

C. А. Баранцев , Государственный университет управления, Москва, Россия; Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры, Государственный университет управления. Россия, 109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99; ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования. Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2.

В. П. Чичерин , Государственный университет управления, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Государственный университет управления. Россия, 109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99.

Т. Е. Сиверкина , Государственный университет управления, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Государственный университет управления. Россия, 109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99.

И. А. Кабанова , Государственный университет управления, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Государственный университет управления. Россия, 109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99.

Литература

1. Бака, Р. Индивидуальная динамика физической подготовленности студентов в трёхлетнем цикле обучения в педагогическом колледже / Р. Бака // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 6. – С. 3–7.
2. Бака, Р. Особенности формирования физической подготовленности студентов вузов Белостока и Гродно / Р. Бака, А. Шпаков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 6. – С. 5–9.
3. Баранцев, С.А. Индикаторы эффективности физического воспитания студентов: учеб. пособие / С.А. Баранцев. – М.: Совет. спорт, 2020. – 161 с. – (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).
4. Баранцев, С.А. Общая физическая и спортивно-техническая подготовленность студентов: моногр. / С.А. Баранцев, В.С. Домащенко, В.П. Чичерин. – М.: РУСАЙНС, 2019. – 62 с.
5. Баранцев, С.А. Планирование содержания учебных занятий дисциплины «Физическая культура»: учеб.-метод. пособие / С.А. Баранцев. – М.: Издат. дом ФГБОУВПО «ГУУ», 2015. – 112 с.
6. Белых, С.И. Физическая культура в учебных заведениях Украины: проблемы и решения / С.И. Белых // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 25–27.
7. Блинков, С.Н. Динамика физической подготовленности студентов 1-3 курсов Самарской ГСХА с мая по сентябрь 2015 года / С.Н. Блинков // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 4 (134). – С. 33–37.
8. Блинков, С.Н. Сравнительный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и хронической заболеваемости обучающихся 18 лет аграрного вуза в гендерном аспекте / С.Н. Блинков, А.Ф. Башмак, В.А. Мезенцева и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 31–36.
9. Борисова, О.А. Готовность студентов-первокурсников московского государственного областного университета к выполнению контрольных тестов / О.А. Борисова, А.И. Бойко, А.А. Колдашова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 50–54.
10. Бриллиантова, О.О. Темпы прироста физической подготовленности студентов в течение года с учетом сезонных периодов / О.О. Бриллиантова, В.А. Баландин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 7 (41). – С. 14–19.
11. Взаимосвязь физической активности и функциональной связанности мозга / И. Фекличева, Н. Чипеева, И.Захаров и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 19, № 4. – С. 50–59.
12. Динамика психофизиологических характеристик и физической подготовленности студентов физкультурного факультета педагогического вуза / Л. Каташинская, Л. Губанова, Е. Ермакова и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 19, № 4. – С. 29–36.
13. Звягинцев, М.В. Анализ физической подготовленности студентов 1 курса Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета / М.В. Звягинцев, Т.В. Карпова, Н.Г. Зауэр // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 1 (179). – С. 143–148.
14. Иванова, Н.Л. Динамика уровня развития выносливости у студенческой молодежи первого курса / Н.Л. Иванова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 7 (173). – С. 77–79.
15. Колокольцев, М.М. Отношение студенток вуза к ценностям физической культуры и их физическая подготовленность на разных курсах обучения / М.М. Колокольцев, Л.В. Бархатова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. – С. 52.
16. Корреляционные взаимосвязи между личностными характеристиками, показателями физической подготовленности у здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями / К. Сухинина, О. Александрович, А. Колесникова и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 69–78.
17. Кушманова, В.П. Динамика основных показателей физической подготовленности студентов технического вуза и изучение их ценностных ориентаций: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.П. Кушманова. – 1997. – 21 с.
18. Мониторинг здоровья студенток III функциональной группы как инструмент контроля и основа проектирования образовательной среды (физическая культура) в непрофильном вузе / В. Лебединский, О. Кузьмина, М. Кудрявцев и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 19, № 4. – С. 78–91.
19. Особенности содержания программ по физическому воспитанию студентов вузов / А.А. Зайцев, Т.Г. Коваленко, Б.В. Сорока, Д.А. Ульянов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 2. – С. 103–104.
20. Распознавание образов: характеристика функциональной и двигательной подготовленности студентов высших учебных заведений / С.О. Черненко, С.С. Ермаков, О.М. Олийник, Ю.О. Долинний // Теория и методика физ. воспитания. – 2018. – № 18 (4). – С. 200–206.
21. Решетников, Н.В. К вопросу формирования нормативной базы физической подготовленности студентов / Н.В. Решетников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 6. – С. 75–76.
22. Семенов, Л.А. «Паспорт физической подготовленности студента» как средство обратной связи в процессе управления физическим воспитанием в вузе / Л.А. Семенов, С.П. Миронова // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 5. – С. 46–48.
23. Синельников, Ю.А. Проблема обеспечения коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза и возможности ее решения / Ю.А. Синельников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 6. – С. 31–33.
24. Титова, Т.В. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов с возрастными оценочными нормативами / Т.В. Титова, Ю.А. Дьяченко, О.Д. Жукова // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Природообустройство и строительство: наука, образование, практика». – 2017. – С. 160–165.
25. Шкляр, А.Л. Динамика физического развития и физической подготовленности студентов-медиков женского пола / А.Л. Шкляр // Фундамент. исследования. – 2006. – № 11. – С. 53.
26. Щербаков, В.Г. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» / В.Г. Щербаков, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко. – М., 2010. – 12 с.
27. Aaberge, K. Comparative Study of Fitness Levels among Norwegian Youth in 1988 and 2001 / K. Aaberge, A.A. Mamen // Sports. – 2019. – No. 7 (2). – P. 50.
28. Andres, A. Physical education of students, considering their physical fitness level / A. Andres // Physical Education of Students. – 2017. – No. 21 (3). – P. 103–107.
29. Effects of specialized physical education and additional aerobic training on aerobic endurance of police students / F. Kukić, N. Koropanovski, R. Janković, M. Dopsaj // Human. Sport. Medicine. – 2020. – Vol. 19, No. S2. – Р. 58–64.
30. Grinko, V. Prediction and increasing of general level of students’ endurance by the exercises of aerobic direction / V. Grinko, V. Kudelko, Y. Hlotov // Physical Education of Students. – 2018. – No. 22 (1). – Р. 23–30.
31. Kоrol, S.A. Assessment of physical health and physical fitness of students of technical specialties of I course / S.A. Kоrol // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2014. – No. 11. – Р. 23–29.
32. Leifa, A. Influence of physical activity on students’ life quality / A. Leifa, Y. Zheleznyak // Physical Education of Students. – 2017. – No. 21 (5). – Р. 244–248.
33. Physical activity, nutritional status, and dietary habits of students of a medical university / B. Grygiel-Górniak, A. Tomczak, N. Krulikowska et al. // Sport Sciences for Health. – 2016. – No. 12 (2). – Р. 261–267.
34. Pop, C.L. Physical and health education facing the technology challenge / C.L. Pop // Physical Education of Students. – 2016. – No. 20 (2). – Р. 45–49.
35. Risk Estimates for Diabetes and Hypertension with Different Physical Activity Methods / B. Sternfeld, K.P. Gabriel, Sh.-F. Jiang et al. // Medicine & Science in Sports & Exercise. – 2019. – No. 3.
36. Salatenko, I. Psycho-physical perfection of economic specialties’ girl students under influence of sport-oriented technology, based on prevalence of volleyball practicing / I. Salatenko, O. Dubinskaya // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2015. – No. 19 (12). – Р. 103–108.

References

1. Baka R. [Individual Dynamics of Physical Fitness of Students in a Three-Year Cycle of Training in a Pedagogical College]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology and Medical and Biological Problems of Physical Education and Sports], 2009, no. 6, pp. 3–7. (in Russ.)
2. Baka R., Shpakov A. [Peculiarities of Formation of Physical Readiness of Students of Bialystok and Grodno Universities]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskiye problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, Psychology and Medical and Biological Problems of Physical Education and Sports], 2008, no. 6, pp. 5–9. (in Russ.)
3. Barantsev S.A. Indikatory effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov: ucheb. posobiye [Indicators of the Effectiveness of Physical Education of Students]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2020. 161 p.
4. Barantsev S.A., Domashchenko V.S., Chicherin V.P. Obshchaya fizicheskaya i sportivno-tekhnicheskaya podgotovlennost’ studentov: monografiya [General Physical and Sports-Technical Readiness of Students]. Moscow, RUSAYNS Publ., 2019. 62 p.
5. Barantsev S.A. Planirovaniye soderzhaniya uchebnykh zanyatiy distsipliny “Fizicheskaya kul’tura” [Planning the Content of Training Sessions of the Discipline Physical Culture]. Moscow, 2015. 112 p.
6. Belykh S.I. [Physical Culture in Educational Institutions of Ukraine. Problems and Solutions]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 9, pp. 25–27. (in Russ.)
7. Blinkov S.N. [Dynamics of Physical Fitness of Students of 1–3 Courses of the Samara State Agricultural Academy from May to September 2015]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2016, no. 4 (134), pp. 33–37. (in Russ.)
8. Blinkov S.N., Bashmak A.F., Mezentseva V.A. et al. [Comparative Analysis of Indicators of Physical Development, Physical Fitness and Chronic Morbidity of 18-Year-Old Students of an Agrarian University in the Gender Aspect]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2019, no. 10 (176), pp. 31–36. (in Russ.)
9. Borisova O.A., Boyko A.I., Koldashova A.A. [The Readiness of First-Year Students of the Moscow State Regional University to Perform Control Tests]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2020, no. 2 (180), pp. 50–54. (in Russ.)
10. Brilliantova O.O., Balandin V.A. [Growth Rates of Physical Fitness of Students During the Year, Taking Into Account Seasonal Periods]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2008, no. 7 (41), pp. 14–19. (in Russ.)
11. Feklicheva I., Chipeyeva N., Zakharov I. et al. [The Relationship of Physical Activity and Functional Connectivity of the Brain]. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 19, no. 4, pp. 50–59. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190407
12. Katashinskaya L., Gubanova L., Ermakova E. et al. [Dynamics of Psychophysiological Characteristics and Physical Readiness of Students of the Physical Culture Faculty of a Pedagogical University]. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 19, no. 4, pp. 29–36. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190404
13. Zvyagintsev M.V., Karpova T.V., Zauer N.G. [Analysis of Physical Fitness of 1st Year Students of the Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2020, no. 1 (179), pp. 143–148. (in Russ.)
14. Ivanova N.L. [Dynamics of the Level of Development of Endurance in First-Year Students]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2019, no. 7 (173), pp. 77–79. (in Russ.)
15. Kolokol’tsev M.M., Barkhatova L.V. [The Attitude of Female Students of the University to the Values of Physical Culture and Their Physical Fitness in Different Courses of Study]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2016, no. 1, p. 52.
16. Sukhinina K., Aleksandrovich O., Kolesnikova A. et al. [Correlation Relationships Between Personal Characteristics, Indicators of Physical Readiness in Healthy Students and Students with Chronic Diseases]. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. 2, pp. 69–78. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190209
17. Kushmanova V.P. Dinamika osnovnykh pokazateley fizicheskoy podgotovlennosti studentov tekhnicheskogo vuza i izucheniye ikh tsennostnykh oriyentatsiy. Avtoref. kand. diss. [Dynamics of the Main Indicators of Physical Readiness of Students of a Technical University and the Study of Their Value Orientations. Autoref. Cand. Diss.]. 1997. 21 p.
18. Lebedinskiy V., Kuz’mina O., Kudryavtsev M. et al. [Monitoring the Health of Female Students of the III Functional Group as a Control Tool and the Basis for Designing an Educational Environment (Physical Culture) in a Non-Core University]. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 19, no. 4, pp. 78–91. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm190410
19. Zaytsev A.A., Kovalenko T.G., Soroka B.V., Ul’yanov D.A. [Features of the Content of Programs for the Physical Education of University Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 2, pp. 103–104. (in Russ.)
20. Chernenko S.O., Ermakov S.S., Oliynik O.M., Dolinniy Yu.O. [Pattern Recognition. Characteristics of Functional and Motor Readiness of Students of Higher Educational Institutions]. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and Methods of Physical Education], 2018, vol. 18 (4), pp. 200–206. (in Russ.) DOI: 10.17309/tmfv.2018.4.06
21. Reshetnikov N.V. [To the Question of the Formation of the Normative Base of Physical Fitness of Students]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Upbringing, Education, Training], 2009, no. 6, pp. 75–76. (in Russ.)
22. Semenov L.A., Mironova S.P. [Passport of Physical Fitness of a Student as a Means of Feedback in the Process of Managing Physical Education at a University]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2006, no. 5, pp. 46–48. (in Russ.)
23. Sinel’nikov Yu.A. [The Problem of Ensuring the Correction of the Low Level of Physical Fitness of University Students and the Possibility of Its Solutio]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Upbringing, Education, Training], 2009, no. 6, pp. 31–33. (in Russ.)
24. Titova T.V., D’yachenko Yu.A., Zhukova O.D. [Comparative Analysis of Indicators of Physical Fitness of Students with Age-Related Estimated Standards]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Prirodoobustroystvo i stroitel’stvo: nauka, obrazovaniye, praktika” [Proceedings of the International Scientific-Practical Conference Nature Management and Construction. Science, Education, Practice], 2017, pp. 160–165. (in Russ.)
25. Shklyar A.L. [Dynamics of Physical Development and Physical Fitness of Female Medical Students]. Fundamental’nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2006, no. 11, p. 53. (in Russ.)
26. Shcherbakov V.G., Volkov V.Yu., Davidenko D.N. Primernaya programma distsipliny “Fizicheskaya kul’tura” [Approximate Program of the Discipline Physical Culture]. Moscow, 2010. 12 p.
27. Aaberge K., Mamen A.A. Comparative Study of Fitness Levels among Norwegian Youth in 1988 and 2001. Sports, 2019, no. 7 (2), p. 50. DOI: 10.3390/sports7020050
28. Andres A. Physical Education of Students, Considering Their Physical Fitness Level. Physical Education of Students, 2017, no. 21 (3), pp. 103–107. DOI: 10.15561/20755279.2017.0301
29. Kukić F., Koropanovski N., Janković R., Dopsaj M. Effects of Specialized Physical Education and Additional Aerobic Training on Aerobic Endurance of Police Students. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 19, no. S2, pp. 58–64. DOI: 10.14529/hsm19s208
30. Grinko V., Kudelko V., Hlotov Y. Prediction and Increasing of General Level of Students’ Endurance by the Exercises of Aerobic Direction. Physical Education of Students, 2018, no. 22 (1), pp. 23–30. DOI: 10.15561/20755279.2018.0104
31. Kоrol S.A. Assessment of Physical Health and Physical Fitness of Students of Technical Specialties of I Course. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2014, no. 11, pp. 23–29. DOI: 10.15561/18189172.2014.1105
32. Leifa A., Zheleznyak Y. Influence of Physical Activity on Students’ Life Quality. Physical Education of Students, 2017, no. 21 (5), pp. 244–248. DOI: 10.15561/20755279.2017.0507
33. Grygiel-Górniak B., Tomczak A., Krulikowska N. et al. Physical Activity, Nutritional Status, and Dietary Habits of Students of a Medical University. Sport Sciences for Health, 2016, no. 12 (2), pp. 261–267. DOI: 10.1007/s11332-016-0285-x
34. Pop C.L. Physical and Health Education Facing the Technology Challenge. Physical Education of Students, 2016, no. 20 (2), pp. 45–49. DOI: 10.15561/20755279.2016.0207
35. Sternfeld B., Gabriel K.P., Jiang Sh.-F. et al. Risk Estimates for Diabetes and Hypertension with Different Physical Activity Methods. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2019, no. 3. DOI: 10.1249/MSS.0000000000002083
36. Salatenko I., Dubinskaya O. Psycho-Physical Perfection of Economic Specialties’ Girl Students Under Influence of Sport-Oriented Technology, Based on Prevalence of Volleyball Practicing. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2015, no. 19 (12), pp. 103–108. DOI: 10.15561/18189172.2015.12016
Опубликован
2022-09-01
Как цитировать
БаранцевC., Чичерин, В., Сиверкина, Т., & Кабанова, И. (2022). ЗАВИСИМОСТЬ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1–3-го КУРСОВ ОТ КОЛИЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СЕМЕСТРЕ. Человек. Спорт. Медицина, 22(2), 108-119. https://doi.org/10.14529/hsm220213
Раздел
Спортивная тренировка