ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Аннотация
Цель: выявление особенностей реакции организма на занятия адаптивной физической культурой у студентов, освобожденных от физической культуры по состоянию здоровья. Методы. У студентов с ограниченными физическими возможностями изучены данные вариабельности сердечного ритма до занятий и после занятий адаптивной физической культурой. Вариабельность ритма сердца фиксировалась регистрацией ЭКГ-сигнала с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 2.51» до и после занятий адаптивной физической культурой. Статистическая обработка данных осуществлялась с применением пакета прикладных программ Microsoft Excel 2013. Результаты. Выявлены индивидуальные типологические особенности регуляторных систем организма у студентов с различными заболеваниями, освобожденных от физической культуры по состоянию здоровья. Определены специфические реакции регуляторных систем на занятия адаптивной физической культурой. Заключение. Адекватной реакцией на занятие адаптивной физической культурой считается, когда после занятия повышается активность парасимпатической автономной нервной системы и центральной регуляции и снижается активность симпатической регуляции автономной нервной системы. Адаптивная физическая культура должна быть дозированной, с учетом индивидуального подхода к студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Литература
2. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 236 с.
3. Гаврилова, Е.А. Ритмокардиография в спорте: моногр. / Е.А. Гаврилова. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 164 с.
4. Иванова, Е.С. Медико-биологические основы физической культуры: учеб.-метод. пособие / Е.С. Иванова, И.И. Шумихина. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2018. – 172 с.
5. Кончиц, Н.С. Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной физической культуры: учеб. пособие / Н.С. Кончиц, Т.Н Васильева. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2007. – 124 с.
6. Михайлов, В.М. Вариабельность ритма сердца (новый взгляд на старую парадигму): моногр. / В.М. Михайлов. – Иваново, 2017. – 516 с.
7. Новикова, И.А. Познавательные психические процессы и личностные характеристики социально-дезадаптированных студентов / И.А. Новикова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев // Гигиена и санитария. – 2002. – № 4. – С. 24–27.
8. Радаев, С.В. Оздоровительная физическая культура специальной медицинской группы вуза: учеб.-метод. пособие / С.В. Радаев, В.Г. Шилько, А.И. Загревская. – Томск: Изд-во ТГУ, 2009. – 61 с.
9. Семенов, Ю.Н. Использование комплексов варикард для дозирования уровней физических нагрузок в ходе спортивных тренировок / Ю.Н. Семенов // Материалы VI Всерос. симп. с междунар. участием, посвящ. 85-летию образования Удмурт. гос. ун-та. – 2016. – С. 251–257.
10. Семенов, Ю.Н. Комплекс для переработки кардиоитервалов и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51». Руководство к эксплуатации / Ю.Н. Семенов. – Рязань: ИВНМТ «Рамена», 2014. – 303 с.
11. Сидоров, А.С. Инновационные разделы профессионального образования учителей физической культуры, работающих с контингентом учащихся специальных медицинских групп / А.С. Сидоров, С.В. Чепик // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2011 – № 12 (82). – С. 150–155.
12. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности / В.В. Колпаков, Е.А. Томилова, Н.Ю. Стрижак и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19, № S2. – С. 7–17. DOI: 10.14529/hsm19s201
13. Численность населения, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом. – https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 25.12.2020).
14. Шлык, Н.И. Вариабельность сердечного ритма в покое и ортостазе при разных диапазонах значений МxDMn у лыжниц-гонщиц в тренировочном процессе / Н.И. Шлык // Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – Т. 8, № 1. – С. 83–96.
15. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: моногр. / Н.И. Шлык. – Ижевск.: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 259 с.
16. Flyanku, I.P. Estimation of factors of the health of schoolchildren / I.P. Flyanku // International Research Journal. – 2019. – No. 1 (20). – Part 4. – Р. 59–61.
17. Optimization of the processes of adaptation to the conditions of study at school as a component of health forming activities of primary school-age children / V. Kashuba, S. Futorny і, O. Andrieieva et al. // Journal of Physical Education and Sport. – 2018. – Vol. 18 (4). – Р. 2515–2521. DOI: 10.7752/jpes.2018.04377
18. Gliedman, J. The unexpected minority: Handicapped children in America / J. Gliedman, W. Roth // International Journal of Rehabilitation Research. – 1980. – Vol. 3. – P. 601.
19. Margaria, R. Biomechanics and energetics of muscular exercise / R. Margaria. – Oxford: Clarendon Press, 1976. – 184 p.
20. Heart rate variability: Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use // Circulation. – 1996. – Vol. 93 (5). – Р. 1043–1065.
References
1. Babunts I.V., Miridzhanyan E.M., Mashayekh Yu.A. Azbuka analiza variabel’nosti serdechnogo ritma [Alphabet Analysis of Heart Rate Variability]. Stavropol, Electronic Version of the Book, 2011. pp. 49–50. (in Russ.)2. Bayevskiy R.M. Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostey organizma i risk razvitiya zabolevaniy [Assessing the Body's Adaptive Capabilities and the Risk of Disease]. Moscow, Med-icine Publ., 1997. 236 p.
3. Gavrilova E.A. Ritmokardiografiya v sporte: monografiya [Rhythmocardiography in Sports]. SZGMU them. I.I. Mechnikov Publ., 2014. 164 p.
4. Ivanova E.S., Shumikhina I.I. Mediko-biologicheskiye osnovy fizicheskoy kul′tury [Medical and Biological Basics of Physical Culture]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2018. 172 p.
5. Konchits N.S., Vasil′yeva T.N. Sotsial’no-biologicheskiye aspekty ozdorovitel’noy i adaptivnoy fizicheskoy kul’tury: uchebnoye posobiye [Socially-Biological Aspects of Wellness and Adaptive Physical Culture]. Novosibirsk, 2007. 124 p.
6. Mikhaylov V.M. Variabel’nost’ ritma serdtsa (novyy vzglyad na staruyu paradigmu) [Heart Rate Variability (A New Look at the Old Paradigm)]. Ivanovo, 2017. 516 p.
7. Novikova I.A., Sidorov P.I., Solov′yev A.G. [Cognitive Mental Processes and Personality Characteristics of Socially-Disadapted Students]. Gigiyena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 2002, no. 4, pp. 24–27. (in Russ.)
8. Radayev S.V., Shil′ko V.G., Zagrevskaya A.I. Ozdorovitel′naya fizicheskaya kul′tura spetsial′noy meditsinskoy gruppy vuza. Uchebno-metodicheskoye posobiye [The Wellness of the Physical Culture of the Special Medical Group of the University]. Tomsk, TGU Publ., 2009. 61 p.
9. Semenov Yu.N. [Use of Varicard Complexes to Dosed Levels of Exercise During Sports Training]. Materialy VI vserossiyskogo simpoziuma s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennogo 85-letiyu obrazovaniya Udmurtskogo gosudarstvennogo universiteta [Materials VI of the All-Russian Symposium with International Participation Dedicated to the 85th Anniversary of the Founding of Udmurt State University], 2016, pp. 251–257. (in Russ.)
10. Semenov Yu.N. Kompleks dlya pererabotki kardiointervalov i analiza variabel’nosti serdechnogo ritma “Varikard 2.51” [Complex for Processing Cardiointervals and Analysis of Heart Rate Variability Varicard 2.51]. Ryazan, IVNMT Ramena Publ., 2014. 303 p.
11. Sidorov A.S., Chepik S.V. [Innovative Sections of Vocational Education for Physical Education Teachers Working with a Contingent of Students of Special Medical Groups]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes University P.F. Lesgaft], 2011, no. 12 (82), pp. 150–155. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2011.82.12.p150-155
12. Kolpakov V.V., Tomilova E.A., Strizhak N.Yu. et al. Typological Variability of Psycho-physiological Characteristics of Junior Schoolchildren as a Prognostic Basis for the Formation of Success in Sports and Health-Improving Activities. Human. Sport. Medicine, 2019, vol. 19, no. S2, pp. 7–17. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm19s201
13. Chislennost’ naseleniya, sistematicheski samostoyatel’no zanimayushchegosya fizicheskoy kul’turoy i sportom [The Size of the Population Systematically Engaged in Physical Culture and Sports on Their Own]. Available at: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed 25.12.2020)
14. Shlyk N.I. [Heart Rate Variability at Rest and Orthostasis at Different Ranges of MxDMn Values in Female Racers in the Training Process]. Nauka i sport: sovremennyye tendentsii [Sci-ence and Sport. Modern Trends], 2020, vol. 8, no. 1, pp. 83–96. (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-1-83-96
15. Shlyk N.I. Serdechnyy ritm i tip regulyatsii u detey, podrostkov i sportsmenov [Heart Rate and Type of Regulation in Children, Adolescents and Athletes]. Izhevsk, Udmurt University Publ., 2009. 259 p.
16. Flyanku I.P. Estimation of Factors of the Health of Schoolchildren. International Re-search Journal, 2019, no. 1 (20), part 4, pp. 59–61.
17. Kashuba V., Futorny S., Andrieieva O. et al. Optimization of the Processes of Adaptation to the Conditions of Study at School as a Component of Health Forming Activities of Primary School-Age Children. Journal of Physical Education and Sport, 2018, vol. 18 (4), pp. 2515–2521. DOI: 10.7752/jpes.2018.04377
18. Gliedman J., Roth W. The Unexpected Minority: Handicapped Children in America. International Journal of Rehabilitation Research, 1980, vol. 3, p. 601. DOI: 10.1097/00004356-198012000-00030
19. Margaria R. Biomechanics and Energetics of Muscular Exercise. Oxford: Clarendon Press, 1976. 184 p.
20. Heart Rate Variability: Standards of Measurement, Physiological Interpretation, and Clinical Use. Circulation, 1996, vol. 93 (5), pp. 1043–1065. DOI: 10.1161/01.CIR.93.5.1043
Copyright (c) 2022 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.