АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 9–10 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Аннотация
Цель исследования: на основе контроля результатов физической подготовки провести анализ изменений показателей кардиореспираторной системы и физической подготовленности футболистов 9–10 лет в период самоизоляции. Материалы и методы. Исследование проводилось в марте – апреле 2020 года в условиях карантинных мер (31 день). В исследовании приняли участие 18 футболистов 9–10 лет. Тренировочный процесс реализовывался в соответствии с программой физической подготовки, разработанной для самостоятельных форм занятий. В качестве методов исследования использовались: тестирование физической подготовленности, функциональная диагностика (пробы Руфье, Штанге, Генчи), методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена). Результаты. За время самостоятельных занятий в режиме самоизоляции положительный прирост показателей физической подготовленности установлен в тестах, характеризующих: гибкость – на 20 %; силовая выносливость мышц рук и пресса – на 22,6 и 2,7 % соответственно; скоростно-силовые способности – на 1,4 %. Снижение результатов от 1 до 5 % отмечено в показателях общей выносливости, скоростных и координационных способностях. По результатам диагностики кардиреспираторной системы среднее значение пробы Руфье ухудшилось на 0,7 %; пробы Генчи – на 0,9 %; в пробе Штанге показатель вырос на 0,6 %. Во всех показателях уровень различий не достоверен (P > 0,05). Между результатами функциональных проб и беговых контрольных упражнений установлены достоверные средние и сильные корреляционные взаимосвязи (r = 0,491–0,785). С силовыми способностями кардиореспираторные показатели имеют среднюю и низкую взаимосвязь (r = 0,544–0,262). Заключение. Самостоятельные занятия физическими упражнениями в ограниченных условиях жилища позволяют успешно поддерживать и развивать силовые способности и гибкость, но снижают возможности для формирования кардиореспираторной системы, комплексных проявлений координационных способностей, быстроты и общей выносливости. Способом решения этой проблемы может стать использование в самостоятельных занятиях кардиотренажеров, велоэргометров и других аналогичных технических устройств, обеспечивающих всестороннее воздействие на организм.
Литература
2. Кудря, О.Н. Адаптация сердечно-сосудистой системы спортсменов к нагрузкам разной направленности / О.Н. Кудря, Л.Е. Белова, Л.В. Капилевич // Вестник Томского гос. ун-та. – 2012. – № 356. – С. 162–166.
3. Лукина, А.С. Организация и проведение дистанционных тренировочных занятий в условиях пандемии / А. С. Лукина, М.Р. Глухарева // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лес-гафта. – 2020. – № 11 (189). – С. 313–316.
4. Овсянникова, Т.В. Технология организации дистанционного тренировочного процес-са гимнасток / Т.В. Овсянникова // Гуманитарные исследования Центральной России. – 2020. – № 2 (15). – С. 33–38.
5. Овчинникова, Н.А. Аэробные нагрузки как фактор развития когнитивных способностей в подростковом возрасте / Н.А. Овчинникова, Л.В. Капилевич // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 11. – С. 50–51.
6. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Спорт, 2019. – 657 с.
7. Танцикужин, Н.О. Педагогическое сопровождение занятий по физической культуре младших школьников в режиме дистанционного обучения / Н.О. Танцикужин, А.А. Найн // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 7 (185). – C. 389–394.
8. Яблонских, А.М. Анализ средств и методов контроля и дистанционной подготовки спортсменов-ориентировщиков в период самоизоляции / А.М. Яблонских // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 535–540.
9. Ainsworth, B.E. Physical activity during the coronavirus disease-2019 global pandemic / B.E. Ainsworth, F. Li // Journal of Sport and Health Science. – 2020. – Vol. 9, no. 4. – P. 291–292. DOI: 10.1016/j.jshs.2020.06.004
10. Füzéki, E. Physical activity during COVID-19 induced lockdown: recommendations / E. Füzéki, D.A. Groneberg, W. Banzer // J Occup Med Toxicol. – 2020. – Vol. 15. – P. 25. DOI: 10.1186/s12995-020-00278-9
11. Jeong, H.-C. Difficulties of Online Physical Education Classes in Middle and High School and an Efficient Operation Plan to Address Them / H.-C. Jeong, W.-Y. So // J. Environ. Res. Public Health. – 2020. – Vol. 17, no. 19, 7279. DOI: 10.3390/ijerph17197279
12. Kovacs, R. Cardiovascular adaptation in athletes / R. Kovacs, A.L. Baggish // Trends Cardiovasc Med. – 2016. – Vol. 26, no. 1. – P. 46–52. DOI: 10.1016/j.tcm.2015.04.003
13. Krustrup, P. Small-sided football in schools and leisure-time sport clubs improves physical fitness, health profile, well-being and learning in children / P. Krustrup, J. Dvorak, J. Bangsbo // Br J Sports Med. – 2016. – Vol. 50, no. 19. – P. 1166–1167. DOI: 10.1136/bjsports-2016-096266
14. Muscular fitness and cardiorespiratory fitness are associated with health-related quality of life: Results from labmed physical activity study / S. Evaristoa, C. Moreiraa, L. Lopesa et al. // J Exerc Sci Fit. – 2019. – Vol. 17, no. 2. – P. 55–61. DOI: 10.1016 / j.jesf.2019.01.002
15. Positive effects on bone mineralisation and muscular fitness after 10 months of intense school-based physical training for children aged 8–10 years: the FIT FIRST randomised controlled trial / M.N. Larsen, C.M. Nielsen, E.W. Helge et al. // Br J Sports Med. – 2018. – Vol. 52, no. 4. – P. 254–260. DOI: 10.1136/bjsports-2016-096219
16. The association between physical activity, fitness and body mass index on mental well-being and quality of life in adolescents / W.T.B. Eddolls, M.A. McNarry, L. Lester et al. // Qual Life Res. – 2018. – Vol. 27, no. 9. – P. 2313–2320. DOI: 10.1007 / s11136-018-1915-3
References
1. Guba V.P., Antipov A.V., Bezuglov E.N. [Self-Isolation Physical Training Plan for Football Players]. Fizicheskaya kul’tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture. Upbringing, Education, Training], 2020, no. 4, pp. 5–7. (in Russ.)2. Kudrya O.N., Belova L.Ye., Kapilevich L.V. [Adaptation of the Cardiovascular System of Athletes to Various Loads]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2012, no. 356, pp. 162–166. (in Russ.)
3. Lukina A.S. Glukhareva M.R. [Organization and Conducting of Remote Classes in the Conditions of the Pandemic]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2020, no. 11 (189), pp. 313–316. (in Russ.)
4. Ovsyannikova T.V. [Technology of Organization of Distant Process of Gymnastics Training]. Gumanitarnie issledovaniya Centralnoi Rossii [Humanitarian Studies of Central Russia], 2020, no. 2 (15), pp. 33–38. (in Russ.)
5. Ovchinnikova N.A., Kapilevich L.V. [Aerobic Trainings to Facilitate Cognitive Progress in Adolescents]. Teoriya i praktika fizicheskoi kulturi [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 11, pp. 42–44. (in Russ.)
6. Platonov V.N. Dvigatel’nyye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor Qualities and Physical Training of Sportsmen]. Moscow, Sport Publ., 2019. 657 p.
7. Tantsikuzhin N.O., Nain A.A. [Pedagogical Support of Classes on Physical Culture of Primary School Children in Distance Learning Mode]. Uchenyye zapiski universitetaimeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2020, no. 7 (185), pp. 389–394. (in Russ.)
8. Yablonskikh A. M. [Analysis of Means and Methods of Control and Remote Preparation of Athletes in Orienteering in Self-Insulation]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2020, no. 4 (182), pp. 535–540. (in Russ.)
9. Ainsworth B.E., Li F. Physical Activity During the Coronavirus Disease-2019 Global Pandemic. Journal of Sport and Health Science, 2020, vol. 9, no. 4, pp. 291–292. DOI: 10.1016/j.jshs.2020.06.004
10. Füzéki E., Groneberg D.A., Banzer W. Physical Activity During COVID-19 Induced Lockdown: Recommendations. Journal Occup Medical Toxicol, 2020, vol. 15, p. 25. DOI: 10.1186/s12995-020-00278-9
11. Jeong H.-C., So W.-Y. Difficulties of Online Physical Education Classes in Middle and High School and an Efficient Operation Plan to Address Them. Journal Environment Resersh Public Healthcare, 2020, vol. 17, no. 19, 7279. DOI: 10.3390/ijerph17197279
12. Kovacs R., Baggish A.L. Cardiovascular Adaptation in Athletes. Trends Cardiovascular Medical, 2016, vol. 26, no. 1, pp. 46–52. DOI: 10.1016/j.tcm.2015.04.003
13. Krustrup P., Dvorak J., Bangsbo J. Small-Sided Football in Schools and Leisure-Time Sport Clubs Improves Physical Fitness, Health Profile, Well-Being and Learning in Children. Br Journal Sports Medical, 2016, vol. 50, no. 19, pp. 1166–1167. DOI: 10.1136/bjsports-2016-096266
14. Evaristoa S., Moreiraa C., Lopesa L. et al. Muscular Fitness and Cardiorespiratory Fitness are Associated with Health-Related Quality of Life: Results from Labmed Physical Activity Study. Journal Exercise Science Fit, 2019, vol. 17, no. 2, pp. 55–61. DOI: 10.1016/j.jesf.2019.01.002
15. Larsen M.N., Nielsen C.M., Helge E.W. et al. Positive Effects on Bone Mineralisation and Muscular Fitness After 10 Months of Intense School-Based Physical Training for Children Aged 8–10 Years: the FIT FIRST Randomised Controlled Trial. Br Journal Sports Medical, 2018, vol. 52, no. 4, pp. 254–260. DOI: 10.1136/bjsports-2016-096219
16. Eddolls W.T.B., McNarry M.A., Lester L. et al. The Association between Physical Activity, Fitness and Body Mass Index on Mental Well-Being and Quality of Life in Adolescents. Qual Life Reserch, 2018, vol. 27, no. 9, pp. 2313–2320. DOI: 10.1007/s11136-018-1915-3
Copyright (c) 2022 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.