ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

  • Е. В. Артеменко Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия https://orcid.org/0000-0002-0193-0723 ewa12@mail.ru
  • Т. Г. Артеменко Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия https://orcid.org/0000-0002-8737-3672 2336964@mail.ru
Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, инклюзивная компетентность, учитель по физической культуре

Аннотация

Цель: проверить эффективность программы развития инклюзивной компетентности учителей по физической культуре в условиях образовательной среды. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, психодиагностические, эмпирические и математико-статистические методы, анкетирование, собеседование. Для выявления и оценки инклюзивной компетентности учителей по физической культуре создана экспериментальная выборка, включающая 30 учителей по физической культуре образовательных учреждений города Якутска Республики Саха (Якутия). С целью контроля изменений показателей выборка респондентов была рандомной и поделена на две группы – контрольную и экспериментальную, по 15 учителей в каждой группе. Равнозначность группы была определена с помощью U-критерия Манна – Уитни. Результаты. По результатам эксперимента были выделены  следующие педагогические условия развития инклюзивной компетентности педагогов: 1) компетентносный подход является основой для реализации разработанной программы; 2) программа направлена на развитие инклюзивной компетентности и усовершенствование профессионального мастерства; 3) у педагогов развивается мотивационный, когнитивный и рефлексивный компоненты инклюзивной компетентности; 4) реализация программы будет непрерывной и с учетом основных тенденций зарубежной и отечественной инклюзивных практик; 5) в образовательной организации формируется единая команда специалистов инклюзивной образовательной среды. Заключение. Учет выявленных педагогических условий будет способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки учителей по физической культуре для работы в инклюзивной образовательной среде.

Информация об авторах

Е. В. Артеменко , Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия.

Т. Г. Артеменко , Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия

Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, доцент кафедры естественных дисциплин, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), Россия.

Литература

1. Артеменко, Е.В. Формирование инклюзивной компетентности педагога физической культуры в образовательной организации / Е.В. Артеменко, К.Г. Пермякова // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи»: материалы VIII Регион. науч. конф. молодых ученых. – Чурапча: ЧГИФКИС, 2021. – С. 151–155.
2. Буренинa, Е.Е. Готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к внедрению инклюзии / Е.Е. Буренинa // Человек и образование. – 2014. – № 4 (41). – С. 54–57.
3. Волхова, Ю.А. Особенности внедрения инклюзивной практики в образовательную систему России / Ю.А. Волхова // Науч.-метод. электрон. журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. –
С. 1136–1140.
4. Емельянова, И.Д. Профессиональная компетентность педагогов, реализующих инклюзивную практику в системе дошкольного образования, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / И.Д. Емельянова, С.В. Маркова, О.А. Подольская // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 4 (40). – С. 361–376. DOI: 10.32744/pse.2019.4.28
5. Жихарева, Е.В. Семья ребенка с ОВЗ: технологии помощи и поддержки / Е.В. Жихарева. – Барнаул: Западно-Сибирский МОЦ, 2017. – 64 с.
6. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. – СПб.: Нестор-История, 2014. – 376 с.
7. Першина, Н.А. Исследование психологической готовности участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Першина, Ю.В. Кузьмина, М.В. Шамардина // Сибир. психол. журнал. – 2019. – № 72. – C. 180–191.
8. Токарева, И.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из основных направлений работы с детьми и родителями в рамках сопровождения инклюзивного образования / И.А. Токарева, Т.В. Загоскина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Между-нар. науч.-практ. конф. – М.: МГППУ, 2015. – С. 276–279.
9. Хитрюк, В.В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов / В.В. Хитрюк // Вестник Моск. ун-та. Серия 20. Пед. обра-зование. – 2015. – № 1. – С. 100–112.
10. Taylor Brian Lavinscky Pereira. Individualized education plan applied to physical education as a support for inclusion in Brazilian schools / Taylor Brian Lavinscky Pereira, Mey de Abreu van Munster, Michelle Grenier // International Journal of Inclusive Education. DOI: 10.1080/13603116.2022.2123963 (дата обращения: 15.09.2022).

References

1. Artemenko E.V., Permyakova K.G. Formirovanie inklyuzivnoi kompetentnosti pedagoga fizicheskoy kul'tury v obrazovatel'noy organizatsii [Formation of Inclusive Compensation of Pedagogical Physical Culture in an Educational Organization]. Sovremennye problemy fizicheskoy kul'tury, sporta i molodezhi: materialy VIII Regional'noy nauchnoy konferencii molodyh uchenyh [Modern Problems of Physical Culture, Sports and Youth. Proceedings of the VIII Regional Scientific Conference of Young Scientists], 2021, pp. 151–155. (in Russ.)
2. Burenina E.E. [Readiness of Pedagogical Workers of Educational Organizations to Implement Inclusion]. Chelovek i obrazovanie [Human and Education], 2014, no. 4 (41), pp. 54–57. (in Russ.)
3. Volkhova Yu.A. [Features of the Implementation of Inclusive Practice in the Educational System of Russia]. Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal “Kontsept” [Concept], 2017, vol. 39, pp. 1136–1140. (in Russ.)
4. Emelyanova I.D., Markova S.V., Podolskaya O.A. [Professional Competence of Teachers Implementing Inclusive Practice in the System of Preschool Education as a Condition for the Socialization of Children with Disabilities]. Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education], 2019, no. 4 (40), pp. 361–376. (in Russ.) DOI: 10.32744/pse.2019.4.28
5. Zhikhareva E.V. Sem'ya rebenka s OVZ: tekhnologii pomoshchi i podderzhki [Family of a Child with Disabilities. Technologies of Assistance and Support]. Barnaul, West-Siberian MOC Publ., 2017. 64 p.
6. Mitina L.M. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub"ektov obrazovaniya [Psychology of Personal and Professional Development of Subjects of Education]. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2014. 376 p.
7. Pershina N.A., Kuzmina Yu.V., Shamardina M.V. [Study of the Psychological Readiness of Participants in the Educational Process for Inclusive Education of Children with Disabilities]. Sibirskiy psihologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2019, no. 72, pp. 180–191. (in Russ.) DOI: 10.17223/17267080/72/10
8. Tokareva I.A., Zagoskina T.V. [Formation of a Tolerant Attitude Towards Children with Disabilities as One of the Main Areas of Work with Children and Parents as Part of the Support of Inclusive Education]. Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-praktichesko konferencii [Inclusive Education. Results, Experience and Prospects. Collection of Materials of the III International Scientific and Practical Conference], 2015, pp. 276–279. (in Russ.)
9. Khitryuk V.V. [Inclusive Education. Pedagogical Technology of Formation of Readiness of Future Teachers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Ser. 20. Teacher Education], 2015, no. 1, pp. 100–112. (in Russ.) DOI: 10.51314/2073-2635-2015-1-100-112
10. Taylor Brian Lavinscky Pereira, Mey de Abreu van Munster, Michelle Grenier. Individualized Education Plan applied to Physical Education as a Support for Inclusion in Brazilian Schools. International Journal of Inclusive Education, 2022. DOI: 10.1080/13603116.2022.2123963
Опубликован
2023-06-22
Как цитировать
Артеменко, Е., & Артеменко, Т. (2023). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Человек. Спорт. Медицина, 23(S1), 70-75. https://doi.org/10.14529/hsm23s110
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании