АГРЕССИЯ И МОРАЛЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • А. С. Розенфельд Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-2041-0045 letchik45@bk.ru
  • К. А. Рямова Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия; Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0001-6755-4698 ks.1608@mail.ru
  • Г. В. Степин Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия https://orcid.org/0000-0002-0101-2084 89122266157@mail.ru
Ключевые слова: спорт, агрессия, нравственность, поведение, ситуативное моделирование

Аннотация

Цель: разработать и внедрить в учебно-тренировочный процесс «ситуативную модель когнитивного контроля» над агрессивным поведением спортсменов в условиях, имитирующих «реальную» конфликтную ситуацию. Материалы и методы. В исследовании принимали участие спортсмены трех футбольных команд первого дивизиона Свердловской области (всего 43 человека). Основанием для изучения агрессии, технико-тактических умений и телесно-кинестетического интеллекта футболистов стала теория множественного интеллекта (Г. Гарднер). Уровень исследуемых параметров оценивался посредством экспертной оценки по десятибалльной системе. Результаты. Внедрение в учебно-тренировочный процесс студенческих футбольных команд ситуативного моделирования привело к улучшению ряда технико-тактических игровых и социальных проявлений, в частности: почти на 31 % снизилась общекомандная агрессия; уровень телесно-кинестетического интеллекта и технико-тактических действий повысился на 28–29 %; на 57 % выросли показатели этического мышления команды. Заключение. Метод ситуативного моделирования (имитирующий реальную конфликтную ситуацию), а также система тестовых упражнений и практико-ориентиро­ванных заданий позволяют спортсменам расширить свои знания, технико-тактическую подготовку и рефлексивные умения, обеспечив их навыками «обуздания» агрессивной эмоции.

Информация об авторах

А. С. Розенфельд , Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия

Доктор биологических наук, профессор, кафедры физического воспитания, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия.

К. А. Рямова , Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия; Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия; доцент кафедры физической культуры, Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия.

Г. В. Степин , Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия

Доцент кафедры физвоспитания, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия.

Литература

1. Виру, А.А. Гормоны и спортивная работоспособность / А.А. Виру, П.К. Кырге. – М.: Физкультура и спорт,1983. – 159 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – С. 145–152.
3. Гарднер, Г. Великолепная пятерка: Мыслительные стратегии, ведущие к успеху / Г. Гарднер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 155 с.
4. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. – М.: Мысль,1999. – 1472 с.
5. Ленц, А.Н. Некоторые особенности тактической подготовки борцов / А.Н. Ленц // Теория и практика физ. культуры. – 1971. – № 9. – С. 58–61.
6. Лоренц, К. Обратная сторона зеркала / К. Лоренц; пер. А.И. Федорова. – М.: Изд-во АСТ, 2019. – 416 с.
7. Никулин, С.Г. Проектирование ситуативных задач для формирования личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД / С.Г. Никулин // Казан. пед. журнал. – 2020. – № 3 (140). – С. 173–179.
8. Орлов, Ю.Л. Ситуационное моделирование боевых условий соревновательной деятельности в тренировке квалифицированных спортсменов-каратэистов / Ю.Л. Орлов, А.Ю. Орлова // Экстремальная деятельность человека. – 2022. – № 1 (63). – С. 67–73.
9. Платон. Государство / Платон. – М.: Изд-во АСТ, 2022. – С. 217.
10. Розенфельд, А.С. Культурологический подход в исследовании некоторых аспектов понятия «Физическая культура» / А.С. Розенфельд, К.А. Рямова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 5 (171). – С. 254–258.
11. Франц, А.С. Ценности отечественной нравственной культуры: моногр. / А.С. Франц. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. – 252 с.
12. Фрейд, З. По ту сторону принципа наслаждения Я и Оно / З. Фрейд // Труды разных лет: в 2 кн. – Тбилиси, 1991. – Кн. 1. – 159 с.
13. Athletic identity and aggressiveness: A cross-cultural analysis of the athletic identity maintenance model / A.J. Visek, J.C. Watson, J.R. Hurst et al. // International Journal of Sport and Exercise Psychology. – 2010. – Vol. 8. – № 2. – P. 99–116. – https://doi.org/10.1080/10413200802415048 (дата обращения: 19.08.2022).
14. Elcombe, T.L. Sport philosophy inquiry in 3 D: A pragmatic response to the (sport) philosophy paradox / T.L. Elcombe // Sport, ethics and philosophy. Abingdon. – 2017. – P. 1–17.
15. Habyarimana, J. de D. Physical Education and Sports: A Backbone of the Entire Community in the Twenty-First Century / J. de D. Habyarimana, E. Tugirumukiza, K Zhou // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2022. – Vol. 19 (12 Jun.-2). – P. 72–96. DOI: 10.3390/ijerph19127296
16. Kavussanu, M. Toward an understanding of transgressive behavior in sport: Progress and prospects / M. Kavussanu // Psychology of Sport and Exercise. – 2019. – Vol. 42. – P. 33–39. DOI: 10.1016/j.psychsport.2019.01.009
17. Klinesmith, J. Guns, testosterone, and aggression: an experimental test of a mediational hypothesis / J. Klinesmith, T. Kasser, F.T. McAndrew // Psychological Science. – 2006. – Vol. 17. – No. 7. – Р. 568–571. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2006.01745.x
18. Saleh, N. Moral values and their role in building society / N. Saleh // Journal of Legal Research and Studies: Abd Al-Fattah Mahmoud Idris. – 2016. – Vol. 6. – No. 1. – P. 229–254. – http://search. mandumah.com/Record/801800 (дата обращения: 22.09.2022).
19. Spaaij, R. Unsanctioned aggression and violence in amateur sport: A multidisciplinary synthesis / R. Spaaij, H. Schaillée // Aggression and Violent Behavior. – 2019. – Vol. 44. – P. 36–46. DOI: 10.1016/j.avb.2018.11.007

References

1. Viru A.A., Kirge P.K. Gormony i sportivnaya rabotosposobnost' [Hormones and Athletic Performance]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1983. 159 p.
2. Vygotsky L.S. Sobranie sochineniy: V 6 t. Т. 3: Problemy razvitiya psihiki [Collected Works. In 6 Vols. Vol. 3: Problems of Mental Development]. Moscow, Pedagogy Publ., 1983, pp. 145–152.
3. Gardner G. Velikolepnaya pyaterka: Myslitel'nye strategii, vedushhie k uspehu [The Magnificent Five. Thinking Strategies Leading to Success]. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2016. 155 p.
4. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti [Fundamentals of Metaphysics of Morality]. Moscow, Thought Publ., 1999. 1472 p.
5. Lenz A.N. [Some Features of Tactical Training of Wrestlers]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1971, no. 9, pp. 58–61. (in Russ.)
6. Lorenz K. Obratnaya storona zerkala: sbornik [The Reverse Side of the Mirror], english translation: A.I. Fedorov. Moscow, AST Publ., 2019. 416 p.
7. Nikulin S.G. [Designing Situational Tasks for the Formation of Personal and Professional Qualities of Police Officers]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2020, no. 3 (140), pp. 173–179. (in Russ.)
8. Orlov Yu.L., Orlova A.Yu. [Situational Modeling of Combat Conditions of Competitive Activity in the Training of Qualified Karate Athletes]. Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka [Extreme Human Activity], 2022, no. 1 (63), pp. 67–73. (in Russ.)
9. Platon. Gosudarstvo [Plato. The State]. Moscow, AST Publ., 2022. 217 p.
10. Rosenfeld A.S., Ryamova K.A. [Culturological Approach in the Study of Some Aspects of the Concept of Physical Culture]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft University], 2019, no. 5 (171), pp. 254–258. (in Russ.)
11. Frants A.S. Cennosti otechestvennoy nravstvennoy kul'tury [The Values of National Moral Culture]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ., 2018. 252 p. (in Russ.)
12. Freud Z. Po tu storonu principa naslazhdeniya Ya i Ono [On the Other Side of the Pleasure Principle, I and It]. Tbilisi, 1991. 159 p.
13. Visek A.J., Watson J.C., Hurst J.R. et al. Athletic Identity and Aggressiveness: A Cross-Cultural Analysis of the Athletic Identity Maintenance Model. International Journal of Sport and Exercise Psychology, 2010, vol. 8 (2), pp. 99–116. DOI: 10.1080/10413200802415048
14. Elcombe T.L. Sport Philosophy Inquiry in 3 D: A Pragmatic Response to the (Sport) Philosophy Paradox. Sport, Ethics and Philosophy. Abingdon. 2017, pp. 1–17. DOI: 10.1080/17511321.2017.1377758
15. Habyarimana J.de D., Tugirumukiza E., Zhou K. Physical Education and Sports: A Back-bone of the Entire Community in the Twenty-First Century. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, vol. 19, pp. 72–96. DOI: 10.3390/ijerph19127296
16. Kavussanu M. Toward an Understanding of Transgressive Behavior in Sport: Progress and Prospects. Psychology of Sport and Exercise, 2019, vol. 42, pp. 33–39. DOI: 10.1016/j.psychsport. 2019.01.009
17. Klinesmith J., Kasser T., McAndrew F.T. Guns, Testosterone, and Aggression: an Experimental Test of a Mediational Hypothesis. Psychological Science: Journal, 2006, vol. 17 (7), pp. 568–571. DOI: 10.1111/j.1467-9280.2006.01745.x
18. Saleh N. Moral Values and their Role in Building Society. Journal of Legal Research and Studies, 2016, vol. 6 (1), pp. 229–254. Available at: http://search.mandumah.com/Record/801800
19. Spaaij R., Schaillée H. Unsanctioned Aggression and Violence in Amateur Sport: A Multidisciplinary Synthesis. Aggression and Violent Behavior, 2019, vol. 44, pp. 36–46. DOI: 10.1016/j.avb.2018.11.007
Опубликован
2023-06-22
Как цитировать
Розенфельд, А., Рямова, К., & Степин, Г. (2023). АГРЕССИЯ И МОРАЛЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Человек. Спорт. Медицина, 23(S1), 76-84. https://doi.org/10.14529/hsm23s111
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании