ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТУДЕНТАМИ GPS-НАВИГАТОРОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

  • Н. В. Козявина Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия https://orcid.org/0000-0001-5601-1962 kozyavina.nv@dvfu.ru
  • О. В. Шакирова Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия https://orcid.org/0000-0002-4060-3485 shakirova.ov@dvfu.ru
  • Ю. А. Красников Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия https://orcid.org/0000-0002-0388-1777 krasnikov.yu.a@dvfu.ru
  • Г. В. Сафонова Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия https://orcid.org/0000-0001-9911-1269 safonova.gv@dvfu.ru
  • А. П. Пальченко Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия https://orcid.org/0000-0001-9415-0584 palchenko.ap@dvfu.ru
Ключевые слова: физическая культура, спортивное ориентирование, электронная карта

Аннотация

Цель. Обосновать целесообразность использования средств спортивного ориентирования (GPS-навигаторов и электронных карт) на занятиях по физической культуре у студентов Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Материалы и методы. Педагогический эксперимент проводился на территории кампуса ДВФУ (г. Владивосток) в лесопарковой зоне и открытых спортивных сооружениях. В эксперименте участвовали 20 студентов 2–3-го курсов, разделенные на контрольную и экспериментальную группы. В подготовительной части занятия экспериментальной группы проводились упражнения с музыкальным сопровождением, которые поднимали эмоциональный фон занимающихся и настраивали их на предстоящую работу. В основной части занятия студенты использовали GPS-навигаторы, встроенные в мобильные устройства, с помощью приложения Мaps.me, которое работает в режиме offline с установленными электронными топографическими картами. Результаты. Применение современных информационных средств спортивного ориентирования на занятиях по физической культуре оказало позитивное воздействие на психофизическое состояние и уровень физической подготовленности студентов 2–3-го курсов. Заключение. Спортивное ориентирование с использованием GPS-навигаторов и электронных карт является инновационным средством физической рекреации при проведении спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятий, соответствует специфическим запросам современной молодёжи, мотивирует к ведению здорового образа жизни.

Информация об авторах

Н. В. Козявина , Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент Департамента физической культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

О. В. Шакирова , Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Доктор медицинских наук, доцент, профессор Департамента физической культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

Ю. А. Красников , Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, профессор Департамента физической культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

Г. В. Сафонова , Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента физической культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

А. П. Пальченко , Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Доцент, доцент Департамента физической культуры и спорта, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия.

Литература

1. Агальцов, В.Н. Взаимосвязь уровня подготовленности спортсменов-ориентировщиков и психологических особенностей их деятельности / В.Н. Агальцов, В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – № 10. – С. 38–40.
2. Алешин, В.К. Карта в спортивном ориентировании / В.К. Алешин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 152 с.
3. Болотин, А.Э. Спортивное ориентирование в системе физической культуры студентов / А.Э. Болотин, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.Н. Щедрин. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – 89 с.
4. Воронов, Ю.С. Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов. – Смоленск: СГИФК, 1995. – 79 с.
5. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
6. Горовой, В.А. Физическая рекреация студентов / В.А. Горовой. – Мозырь: УЩ МГПУ им. И.П. Шамякина, 2011. – 158 с.
7. Данильченкова, О.Е. Единство общей специальной и вариативной физической подготовки в спортивном ориентировании / О.Е. Данильченкова, Л.Д. Назаренко // Пед.-психол. и мед.-биол. проблемы физ. культуры и спорта. – 2009. – № 2 (11). – С. 11–17.
8. Иванова, А.С. Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников / А.С. Иванова, П.Н. Трофимова, С.И. Колодезникова // Проблемы соврем. пед. образования. – 2018. – № 2 (59). – С. 45–49.
9. Казанцев, С.А. Спортивное ориентирование. Физкультурно-спортивное совершенствование / С.А. Казанцев. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 60 с.
10. Миронов, В.В. Ориентирование как спорт / В.В. Миронов, А.Н. Мисоченко, С.В. Левин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). – С. 129–133.
11. Сорокина, Е.В. Повышение эффективности процесса подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков // Е.В. Сорокина, Р.В. Чижиков // Наука-2020. – 2017. – № 1 (12). – С. 38–42.

References

1. Agaltsov V.N., Salnikov V.A. [The Relationship between the Level of Preparation of Orienteering Athletes and the Psychological Features of Their Activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1988, no. 10, pp. 38–40. (in Russ.)
2. Aleshin V.K. Karta v sportivnom orientirovanii [Map in Orienteering]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1983. 152 p.
3. Bolotin A.E., Silchuk S.M., Silchuk A.M., Shchedrin Yu.N. Sportivnoe orientirovanie v sisteme fizicheskoy kul'tury studentov [Sports Orientation in the System of Physical Education of Students]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 2009. 89 p.
4. Voronov Yu.S. Kompleksniy pedagogicheskiy kontrol' v sportivnom orientirovanii [Comprehensive Pedagogical Control in Orienteering]. Smolensk, Smolensk State Institute Physical Cul-ture Publ., 1995. 79 p.
5. Vyatkin L.A., Sidorchuk E.V. Turizm i sportivnoe orientirovanie [Tourism and Sports Orienteering]. Moscow, Academy Publ., 2013. 224 p.
6. Gorovoy V.A. Fizicheskaya rekreaciya studentov [Physical Recreation of Students]. Mozyr, USCH MGPU them. I.P. Shamyakina Publ., 2011. 158 p.
7. Danilchenkova O.E., Nazarenko L.D. [Unity of General Special and Variable Physical Training in Orienteering]. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kul'tury i sporta [Pedagogical-Psychological and Medical-Biological Problems of Physical Culture and Sports], 2009, no. 2 (11), pp. 11–17. (in Russ.)
8. Ivanova A.S., Trofimova P.N., Kolodeznikova S.I. [Orienteering as a Means of Increasing the Motor Activity of Schoolchildren]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2018, no. 2 (59), pp. 45–49. (in Russ.)
9. Kazantsev S.A. Sportivnoe orientirovanie. Fizkul'turno-sportivnoe sovershenstvovanie [Sports Orientation. Physical Education and Sports Improvement]. St. Petersburg, Nation. State University P.F. Lesgaft Publ., 2010. 60 p.
10. Mironov V.V., Misochenko A.N., Levin S.V. [Orientation as a Sport]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2017, no. 4 (146), pp. 129–133. (in Russ.)
11. Sorokina E.V., Chizhikov R.V. [Increasing the Efficiency of the Process of Training Qualified Orienteering Athletes]. Nauka-2020 [Science-2020], 2017, no. 1 (12), pp. 38–42. (in Russ.)
Опубликован
2023-12-28
Как цитировать
Козявина, Н., Шакирова, О., Красников, Ю., Сафонова, Г., & Пальченко, А. (2023). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТУДЕНТАМИ GPS-НАВИГАТОРОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ КАРТ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. Человек. Спорт. Медицина, 23(3), 71-76. https://doi.org/10.14529/hsm230309
Раздел
Спортивная тренировка