ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация
Цель: определить основные показатели престижа преподавателя высших образовательных организаций физкультурно-спортивного профиля. Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, эмпирические и математико-статистические методы, анкетирование. Для выявления и анализа фундаментальных личностно-профессиональных качеств преподавателя как главного субъекта показателя престижа указанной профессии проведено анкетирование 40 студентов Донского государственного университета. Результаты. По результатам исследования было выявлено, что студенты наиболее значимыми считают профессионально-компетентностные качества преподавателя образовательной организации высшего образования физкультурно-спортивного профиля. Это обусловлено оценкой педагога, в первую очередь, как специалиста в определенной области знаний. Профессиональными и личностными качествами, формирующими престиж профессии преподавателя, являются: оригинальность, способность эффективно и интересно организовать образовательный процесс, способность выстраивать межличностные взаимоотношения как с коллегами, так и со студентами, умение находить личностный подход к каждому из обучающихся. Отдельно стоит выделить такое качество, как уважение к обучающимся, важность которого была отмечена всеми опрошенными. Заключение. Деятельность педагога на учебном занятии является ключевым фактором обеспечения престижа его профессии. С целью повышения престижа профессии педагога в высших образовательных организациях физкультурно-спортивного профиля стоит уделять значительное внимание его профессионально-компетентностным качествам.
Литература
2. Акопов, Г.В. Технология диагностики профессионального сознания / Г.В. Акопов // Современные образовательные технологии: сб. статей / под общ. ред. Г.М. Никитиной. – Самара: ООО «Книга», 2011. – С. 103–143.
3. Акопов, Г.В. Диагностика профессионального сознания: методическая разработка для студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям: «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Социология образования», а также для аспирантов и др. исследователей / Г.В. Акопов, И.В. Архипова; отв. ред. Т.В. Семенова. – Самара: ООО «Порто-принт», 2016. – 45 с.
4. Девдариани, Н.В. Ключевые персонализированные качества преподавателя, способствующие успешному ведению профессиональной деятельности / Н.В. Девдариани // Регион. вестник. – 2019. – № 23 (38). – С. 42–43.
5. Лукиянец, Н.Ф. Формирование престижа профессии преподавателя у обучающихся в вузах физической культуры и спорта / Н.Ф. Лукиянец, Е.Ю. Архипов, А.С. Митрюков // Глобал. науч. потенциал. – 2018. – № 1 (82). – С. 21–24.
6. Метляева, Т.В. Особенности формирования имиджа педагога в современной российской культуре / Т.В. Метляева, Н.А. Ларкина // Территория новых возможностей. Вестник Владивосток. гос. ун-та. – 2023. – Т. 15, № 2 (66). – С. 127–141. DOI: 10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/127-141
7. Настуев, Э.Б. Способы реализации профессиональной компетентности преподавателя в обеспечении качества высшего образования / Э.Б. Настуев // Пед. журнал. – 2020. – Т. 10, № 3–1. – С. 432–439. DOI: 10.34670/AR.2020.16.33.096
8. Показатели престижа профессии преподавателя у обучающихся в вузах физкультурно-спортивного профиля / Н.Ф. Лукиянец, А.И. Новиков, О.П. Попов и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 11 (165). – С. 180–183.
9. Профессионально значимые личностные качества тренера-преподавателя, влияющие на формирование авторитетных отношений на различных этапах спортивной подготовки / Ю.Д. Ушхо, Н.А. Цеева, Н.А. Корохова и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 11 (213). – С. 577–581. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p577-581
10. Calaguas, G.M. Teacher effectiveness scale in higher education; development and psychometric properties / G.M. Calaguas // International Journal of Research Studies in Education. – 2012. – Vol. 1, No. 1. – P. 1–18.
References
1. Angelovsky A.A. [Analysis of the Concepts of Profession, Professional Consciousness, Professional Activity, Professionalism]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk [Izvestia Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2010, vol. 12, no. 5 (2), pp. 306–314. (in Russ.)2. Akopov G.V. [Technology of Diagnostics of Professional Consciousness]. Sovremennyye obrazovatel’nyye tekhnologii: sb. statey [Modern Educational Technologies. Collection of Articles], 2011, pp. 103–143. (in Russ.)
3. Akopov G.V., Arkhipova I.V. Diagnostika professional’nogo soznaniya: metodicheskaya razrabotka dlya studentov bakalavriata i magistratury po napravleniyam: “Psikhologiya”, “Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye”, “Pedagogicheskoye obrazovaniye”, “Sotsiologiya obrazovaniya”, a takzhe dlya aspirantov i dr. issledovateley [Diagnostics of Professional Consciousness. Methodical Development for Students of Bachelor's and Master's Degree Programs in the Directions. Psychology, Psychological and Pedagogical Education, Pedagogical Education, Sociology of Education, as well as for Graduate Students and Other Researchers]. Samara, LLC Porto Publ., 2016. 45 p.
4. Devdariani N.V. [Key Personalized Qualities of the Teacher, Contributing to the Successful Conduct of Professional Activity]. Regional`niy vestnik [Regional Bulletin], 2019, no. 23 (38), pp. 42–43. (in Russ.)
5. Lukiyanets N.F., Arkhipov E.Y., Mitryukov A.S. [Formation of the Prestige of the Teaching Profession Among Students in Universities of Physical Culture and Sports]. Global’niy nauchniy potencial [Global Scientific Potential], 2018, no. 1 (82), pp. 21–24. (in Russ.)
6. Metlyaeva T.V., Larkina N.A. [Features of Teacher Image Formation in Modern Russian Culture]. Territoriya novyh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta [Territory of New Opportunities. Bulletin of Vladivostok State University], 2023, vol. 15, no. 2 (66), pp. 127–141. (in Russ.) DOI: 10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/127-141
7. Nastuev E.B. [Ways to Realize the Professional Competence of the Teacher in Ensuring the Quality of Higher Education]. Pedagogicheskiy zhurnal [Pedagogical Journal], 2020, vol. 10, no. 3–1, pp. 432–439. (in Russ.) DOI: 10.34670/AR.2020.16.33.096
8. Lukiyanets N.F., Novikov A.I., Popov O.P. [Indicators of the Prestige of the Teaching Profession Among Students in Universities of Physical Culture and Sports Profile]. Uchenie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2018, no. 11 (165), pp. 180–183. (in Russ.)
9. Ushkho Y.D., Tseeva N.A., Korokhova N.A. [Professionally Significant Personal Qualities of a Coach-teacher Influencing the Formation of Authoritative Relations at Different Stages of Sports Training]. Uchenie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2022, no. 11 (213), pp. 577–581. (in Russ.) DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p.577-581
10. Calaguas G.M. Teacher Effectiveness Scale in Higher Education; Development and Psychometric Properties. International Journal of Research Studies in Education, 2012, vol. 1, no. 1, pp. 1–18. DOI: 10.5861/ijrse.2012.108
Copyright (c) 2025 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.