ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК РЕСУРС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

  • Е. Н. Даниленко Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия https://orcid.org/0009-0003-8570-8701 elena.danilenko2011@yandex.ru
  • О. А. Джафарова Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8273-9543 jafarova@niimbb.ru
  • А. М. Голубев Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия https://orcid.org/0009-0002-0400-137X drew719@mail.ru
  • К. Г. Мажирина Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0002-1716-738X mazhirinaks@gmail.com
  • И. Н. Митин Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2168-921X pino4t@list.ru
Ключевые слова: спорт высших достижений, моделирование стресса, психофизиологическое тестирование, индивидуальные психологические особенности, эмоциональное реагирование/восстановление

Аннотация

Цель: исследование психофизиологических характеристик, влияющих на результаты спортивной деятельности, и выделение индивидуальных психологических особенностей спортсменов. Материалы и методы. Использовались психофизиологические методики с аппаратным предъявлением стимулов и регистрацией ответных реакций на скорость и точность, чередующихся с мониторингом в состоянии отдыха (АПК «БОСЛАБ», производство ООО «КОМСИБ»), а также психологические тесты, направленные на диагностику свойств и качеств личности. Результаты. Проведенная в результате многомерного дискриминантного анализа классификация позволила разделить участников исследования на 4 группы, достоверно оценить различия и сходства между группами как по психофизиологическим особенностям (реактивность на стрессовое воздействие и восстановление после него), так и по психологическим характеристикам (эмоциональная лабильность, невротичность, интроверсия-экстраверсия и ассертивность). Заключение. Выявленные взаимосвязи психологических особенностей и типов реагирования / восстановления спортсменов на моделируемый стресс позволяют оптимизировать психофизиологическую поддержку спортсменов высокого класса в рамках подготовительных/тренировочных/восстановительных мероприятий.

Информация об авторах

Е. Н. Даниленко , Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия

Научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления, Научно-исследовательский институт молекулярной биологии и биофизики, Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия.

О. А. Джафарова , Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия

Руководитель лаборатории компьютерных систем биоуправления, Научно-исследовательский институт молекулярной биологии и биофизики, Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия.

А. М. Голубев , Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Аспирант, старший преподаватель кафедры психологии личности, Институт медицины и психологии им. Зельмана, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия.

К. Г. Мажирина , Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления, Научно-исследовательский институт молекулярной биологии и биофизики, Федеральный исследовательский центр фундаментальной и трансляционной медицины, Новосибирск, Россия.

И. Н. Митин , Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА, Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник организационно-исследовательского отдела, руководитель лаборатории спортивной психофизиологии и медицинской психологии, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации Федерального медико-биологического агентства, Москва, Россия.

Литература

1. Банщикова Т.Н. Стратегии преодоления стрессовых ситуаций: психометрические характеристики русской версии методики / Т.Н. Банщикова, М.Л. Соколовский, В.И. Моросанова // Сибирский психол. журнал. – 2020. – № 76. – С. 55–77. DOI: 10.17223/17267080/76/4
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
3. Комплексная оценка адаптивных механизмов спортсмена как основа реализации эффективных восстановительных мероприятий / К.Г. Мажирина, Е.Н. Даниленко, О.А. Джафарова, К.С. Назаров, И.Н. Митин // Человек. Спорт. Медицина. 2023. – Т. 23, № 3. – С. 166–173. DOI: 10.14529/hsm230322
4. Мажирина К.Г. Психофизиологические механизмы реагирования на стресс как ресурс спортивной успешности / К.Г. Мажирина, Е.Н. Даниленко, О.А. Джафарова // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 165–172. DOI: 10.14529/hsm230122
5. Современная концепция медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд России / Ю.В. Мирошникова. А.С. Самойлов, А.И. Горячев, Т.А. Пушкина // Спортивная медицина: наука и практика. – 2014. – № 3. – С. 89–98.
6. Назарян С.Е. Оценка информативности психофизиологических и психологических методик в спорте высших достижений / С.Е. Назарян, С.М. Разинкин, В.В. Петрова // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2017. – № 4. – С. 47–52.
7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие / Е.И. Рогов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
8. Тишакин, Д.И. Анализ психофизиологических реакций при стресс-тестировании курсантов военных вузов / Д.И. Тишакин, О.А. Джафарова, О.Л. Гребнева // Бюл. сибир. медицины. – 2010. – № 2. – С. 73–78.
9. Топчий, М.В. Стресс как объект научной рефлексии. / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. – Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009. – 312 с.
10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб., 2003. – 560 с.
11. Behavioural and psychophysiological correlates of athletic performance: a test of the multiaction plan model. / M. Bertollo, L. Bortoli, S. Comani et аl. // Applied Psychophysiology and Biofeedback. – 2013. – Vol. 38, No. 2. – P. 91–99.
12. Klehe, U.C. Working hard and working smart: motivation and ability during typical and maximum performance / U.C. Klehe, N. Anderson // J Appl Psychol. – 2007. – Vol. 92 (4). – Р. 978–992.

References

1. Banshchikova T.N., Sokolovsky M.L., Morosanova V.I. [Strategies for Overcoming Stress Situations. Psychometric Characteristics of the Russian Version of the Methodology]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2020, no. 76, pp. 55–77. (in Russ.) DOI: 10.17223/ 17267080/76/4
2. Ilyin E.P. Psikhofiziologiya sostoyaniy cheloveka [Psychophysiology of Human States]. St. Petersburg, Peter Publ., 2005. 412 p.
3. Mazhirina K.G., Dzhafarova O.N., Nazarov K.S., Mitin I.N. Comprehensive Assessment of Adaptive Mechanisms of an Athlete as a Basis for the Implementation of Effective Recovery Measures. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. 3, pp. 166–173. (in Russ.)
4. Mazhirina K.G., Danilenko E.N., Dzhafarova O.A. Psychophysiological Mechanisms of Response to Stress as a Resource of Sports Success. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 165–172. (in Russ.)
5. Miroshnikova Y.V., Samoylov A.S., Goryachev A.I., Pushkina T.A. [Modern Concept of Medical and Medical and Biological Support of Athletes of Sports Teams of Russia]. Sportivnaya medicina: nauka i praktika [Sports Medicine. Science and Practice], 2014, no. 3, pp. 89–98. (in Russ.)
6. Nazaryan S.E., Razinkin S.M., Petrova V.V. [Assessment of Informativeness of Psycho-physiological and Psychological Methods in Sports of Higher Achievements]. Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neyrokhirurgii [Bulletin of Neurology, Psychiatry and Neurosurgery], 2017, no. 4, pp. 47–52. (in Russ.)
7. Rogov E.I. Nastol’naya kniga prakticheskogo psikhologa: uchebnoye posobiye [Handbook of Practical Psychology], 2nd ed. Moscow, VLADOS Publ., 1999. 384 p.
8. Tishakin D.I., Dzhafarova O.A., Grebneva O.L. [Analysis of Psychophysiological Reactions During Stress Testing of Cadets of Military Universities]. Byulleten’ sibirskoy meditsiny [Bulletin of Siberian Medicine], 2010, no. 2, pp. 73–77. (in Russ.) DOI: 10.20538/1682-0363-2010-2-73-77
9. Topchiy M.V., Churilova T.M. Stress kak ob”yekt nauchnoy refleksii [Stress as an Object of Scientific Reflection]. Stavropol, NEU VPO SKSI Publ., 2009. 312 p.
10. Krylov A.A., Manichev S.A. Praktikum po obshchey, eksperimental’noy i prikladnoy psikhologii [Practicum on General, Experimental and Applied Psychology], 2nd ed. St. Petersburg, 2003. 560 p.
11. Bertollo M., Comani S., Robazza C. et al. Behavioural and Psychophysiological Correlates of Athletic Performance: a Test of the Multiaction Plan Model. Applied Psychophysiology and Biofeedback, 2013, vol. 38, no. 2, pp. 91–99. DOI: 10.1007/s10484-013-9211-z
12. Klehe U.C., Anderson N. Working Hard and Working Smart: Motivation and Ability During Typical and Maximum Performance. Journal Appl Psychology, 2007, vol. 92 (4), pp. 978–992. DOI: 10.1037/0021-9010.92.4.978
Опубликован
2025-01-20
Как цитировать
Даниленко, Е., Джафарова, О., Голубев, А., Мажирина, К., & Митин, И. (2025). ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК РЕСУРС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. Человек. Спорт. Медицина, 24(S2), 167-174. https://doi.org/10.14529/hsm24s225
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании