ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Аннотация
Цель : установить психолого-педагогические условия формирования спортивной мотивации у юных волейболистов. Высокие результаты в спорте тесно связаны с мотивационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности. Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие волейболисты 15–16 лет. Применение методов внушения и убеждения доводятся до сознания и понимания спортсменов, какими по направленности и эмоциональной окрашенности должны быть отношения к этим условиям (на уровне целей, мотивов, волевых усилий), при которых достигается высокая результативность спортивной деятельности (действие механизма «сверху вниз»). Результаты. Развитие спортивной мотивации следует осуществлять в направлении от внешне организованной, когда эти отношения возникают и актуализируются преимущественно под влиянием социального окружения и обусловлены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной преимущественно свойствами личности спортсмена: свойствами темперамента, мотивами занятий спортом, волевыми качествами, способностями к субъективному самоконтролю и самоуправлению. Заключение. Установлено, что для управления формированием спортивной мотивации необходимо ежедневно в процессе внетренировочной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности создавать педагогические условия для возникновения, функционирования и стабилизации этих отношений посредством психологических механизмов «снизу вверх» и «сверху вниз».Литература
1. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 112 с. 2. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности / Н.А. Батурин. – Челябинск: ЧГИФК, 1988. – 86 с. 3. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с. 4. Кузьмин, Е.Б. Психическая готовность юных волейболистов к занятиям спортом высших достижений / Е.Б. Кузьмин, Г.Л. Драндров // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». – 2006. – № 10(81). – Вып. 6. – Т. 2. – С. 40–47. 5. Козин, В.В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В.В. Козин, А.А. Гераськин, А.В. Родионов // Омский науч. вестник. – 2014. – № 1(125). – С. 167–173. 6. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – Омск: СибГАФК, 2000. – 179 с. 7. Шаболтас, А.В. Рискованное поведение как реакция на неконтролируемый стресс / А.В. Шаболтас, Д.А. Жуков // Вестник СПбГУ. Серия 12: Педагогика, психология, социология. – 2011. – Вып. 1. – С. 227–234. 8. Степанский, В.И. Исследование соотношения мотива достижения и избегания неудачи / В.И. Степанский // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – С. 25–32. 9. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт,1986. – 208 с. 10. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1980. – 199 с.
References
Опубликован
2016-02-01
Как цитировать
Кузьмин, Е., Денисенко, Ю., Ахметов, А., Чухно, П., & Андрущишин, И. (2016). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ. Человек. Спорт. Медицина, 16(1), 82-87. https://doi.org/10.14529/hsm160114
Выпуск
Раздел
Краткие сообщения
Copyright (c) 2019 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.