ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • М. Ю. Федорова Забайкальский государственный университет, Чита, Россия https://orcid.org/0000-0002-8053-9393 fmarin888@gmail.com
  • Е. К. Гильфанова Забайкальский государственный университет, Чита, Россия https://orcid.org/0009-0001-0872-7015 gilfanovaelena@mail.ru
  • Н. В. Бочкарникова Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия https://orcid.org/0009-0006-9436-069X bo4kanat@yandex.ru
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, физическая подготовленность, моделирование

Аннотация

Цель: моделирование физического воспитания студентов на основе профессионально-ориентированного развития физических качеств и двигательных способностей. Материалы и методы. Исследования были проведены в физкультурно-оздоровительном комплексе «Университет» Забайкальского государственного университета в течение 2022/2023 учебного года. В исследовании приняли участие студенты (n = 80): КГ (n = 40) – учебные занятия проводились на основе типовой рабочей программы с направленностью на развитие физических качеств и двигательных способностей; ЭГ (n = 40) – модульная рабочая программа на основе профессионально-ориентированного развития физических качеств и двигательных способностей в развивающем и поддерживающем режиме. Проведены теоретический анализ научной и методической литературы, педагогическое тестирование для определения уровня физической подготовленности студентов. Для обработки результатов исследования использован метод математической статистики. Результаты. Полученные результаты, характеризующие динамику изменения показателей у студентов ЭГ, позволяют говорить о благоприятном воздействии экспериментальной модели на физическую подготовленность испытуемых. Наблюдается улучшение показателей физической подготовленности во всех тестовых упражнениях. Динамика показателей физической подготовленности у студентов КГ варьируется от 4,23 до 7,14 %; у студентов ЭГ – от 5,78 до 12,46 %. Заключение. Реализация модульной технологии планирования профессионально-ориентированного развития физических качеств и двигательных способностей в развивающем и поддерживающем режиме способствует поступательному развитию у студентов общей выносливости, гибкости, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей.

Информация об авторах

М. Ю. Федорова , Забайкальский государственный университет, Чита, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия.

Е. К. Гильфанова , Забайкальский государственный университет, Чита, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия.

Н. В. Бочкарникова , Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Институт общественного здоровья и цифровой медицины, Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия.

Литература

1. Авдеева, М.С. Развитие физических качеств девушек-первокурсниц неспортивных специальностей средствами волейбола и легкой атлетики / М.С. Авдеева, Т.В. Беличева // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № S2. – С. 49–54. DOI: 10.14529/hsm20s208
2. Алтынова, Н.В. Пути совершенствования процесса формирования физической готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности / Н.В. Алтынова, В.К. Таланцева, Н.Н. Пьянзина // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. тр. – Ялта: РИО ГПА, 2019. – С. 26–30.
3. Бикьянова, Ф.Р. Воспитание физических качеств у студентов вуза на занятиях физической культурой и спортом / Ф.Р. Бикьянова, О.Р. Кабирова, Е.А. Конева // Изв. Тульского гос. ун-та. Физ. культура. Спорт. – 2021. – № 3. – С. 18–23. DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-18-23
4. Динамика показателей выносливости у студенток, занимающихся фитнес-аэробикой / О.В. Шиленко, Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова, А.И. Пьянзин // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 33–35.
5. Зезюля, В.С. Формирование профессионально важных физических качеств студентов в процессе физического воспитания в вузе / В.С. Зезюля // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы научно-методической конференции, Брянск, 01 апр. 2012 г. – Брянск: Брянская гос. инженер.-технол. академия, 2012. – С. 95–98.
6. Карамельский, Р.В. Проблемы и пути совершенствования системы физического воспитания студентов вузов / Р.В. Карамельский, А.К. Гвоздев, И.А. Мудрик // Перспективы науки. – 2021. – № 4 (139). – С. 90–92.
7. К вопросу профессионально важных двигательных качеств военных инженеров-ремонтников / С.А. Моисеев, А.Н. Левочкин, А.Ю. Асеева, Н.П. Филатова // Междунар. науч.-исслед. журнал. – 2020. – № 8. – С. 6–10.
8. Моисеев, С.А. Динамика показателей уровня развития профессионально важных двигательных качеств курсантов старших курсов Военной академии материально-технического обеспечения / С.А. Моисеев // Междунар. науч.-исследоват. журнал. – 2021. – № 1. – С. 146–149.
9. Павлова, И.В. Совершенствование контрольно-нормативной части дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе / И.В. Павлова, Е.В. Герман, В.Е. Павлов // Соврем. проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 102.
10. Павлютина, Л.Ю. К вопросу о проектировании содержания элективной дисциплины «Прикладная физическая культура» в вузе / Л.Ю. Павлютина // Вестник Нижневарт. гос. ун-та. – 2019. – № 1. – С. 124–129.
11. Перунов, В.И. Характеристика современных проблем физической культуры и основные положения концепции системы образования в вузе / В.И. Перунов, М.Н. Скидан, Г.В. Красюк // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 8 (42). – С. 396–398.
12. Рыбачук, Н.А. Содержание и организация физического воспитания в вузе / Н.А. Рыбачук // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. науч.-практ. конф., Ереван, 25–26 окт. 2019 г. – Ереван: Рос.-Армян. ун-т, 2020. – С. 657–661.
13. Связи психоэмоционального состояния студентов с физической выносливостью и показателями деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем / И.З. Хабибуллина, А.Р. Шамратова, Л.З. Садыкова и др. // Соврем. проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 110.
14. Шувалов, А.М. Комплексная система контроля, оценки и прогноза физической подготовленности студентов управленческих специальностей / А.М. Шувалов, А.Ф. Самоуков // Науч. труды Сев.-Запад. ин-та управления РАНХиГС. – 2019. – Т. 10. – № 5 (42). – С. 228–231.
15. Эффективность модели воспитания профессионально важных двигательных качеств будущих военных инженеров-ремонтников с использованием технологии построения спортивной подготовки / Н.П. Филатова, С.А. Моисеев, Л.Ю. Башта, Д.А. Якубович // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – Т. 22, № S 2. – С. 91–98. DOI: 10.14529/hsm22s212
16. Dadelo, S. Physical education in Gediminas technical university in Vilnius / S. Dadelo // Health Problems of Civilization. – 2017. – Vol. 11. – P. 261–267.
17. Effect of sport education on students’ perceived physical literacy, motivation, and physical activity levels in university required physical education: a cluster-randomized trial / S.M. Choi1, K.W.R. Sum, F.L.E. Leung et al. // High Educ. – 2021. – Vol. 81. – P. 1137–1155.
18. Individual modeling of speed-strength preparedness / A.I. Pyanzin, N.N. Pyanzina, Z.M. Kuznetsova et al. // Minerva Orthopedics. – 2021. – Vol. 72, No. 3. – P. 341–342. DOI: 10.23736/S2784-8469.20.04007-2
19. Personality oriented system of strengthening of students' physical, psychic and social-moral health / M. D. Kudryavtsev, Yu. A. Kopylov, V. A. Kuzmin et al. // Physical Education of Students. – 2016. – No. 3. – P. 58–64. DOI: 10.15561/20755279.2016.0308
20. Regular Physical Activity and Educational Outcomes in Youth: A Longitudinal Study / K.B. Owen, P.D. Parker, T. Astell-Burt, C. Lonsdale // Journal of Adolescent Health. – 2018. – Vol. 62. – Iss. 3. – P. 334–340. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2017.09.014

References

1. Avdeeva M.S., Belicheva T.V. Development of Physical Qualities of First-year Female Students of Non-sports Specialties by Means of Volleyball and Athletics. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. S2, pp. 49–54. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm20s208
2. Altynova N.V., Talantseva V.K., P'yanzina N.N. [Ways to Improve the Process of Forming Students' Physical Readiness for their Upcoming Professional Activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh trudov [Problems of Modern Pedagogical Education. Collection of Scientific Papers], 2019, pp. 26–30. (in Russ.)
3. Bik'yanova F.R., Kabirova O.R., Koneva E.A. [Development of Physical Qualities in University Students in Physical Education and Sports Classes]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport], 2021, no. 3, pp. 18–23. (in Russ.) DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-18-23
4. Shilenko O.V., P'yanzina N.N., Petrova T.N., P'yanzin A.I. [Dynamics of Endurance Indicators in Female Students Engaged in Fitness Aerobics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2020, no. 7, pp. 33–35. (in Russ.)
5. Zezyulya V.S. [Formation of Professionally Important Physical Qualities of Students in the Process of Physical Education at the University]. Sovremennye problemy vysshego profession-al'nogo obrazovaniya: materialy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Modern Problems of Higher Professional Education. Materials of Scientific and Methodological Conference], 2012, pp. 95–98. (in Russ.)
6. Karamel'skiy R.V., Gvozdev A.K., Mudrik I.A. [Problems and Ways of Improving the System of Physical Education of University Students]. Perspektivy nauki [Science Perspectives], 2021, no. 4 (139), pp. 90–92. (in Russ.)
7. Moiseev S.A., Levochkin A.N., Aseeva A.Yu., Filatova N.P. [On the Issue of Professionally Important Motor Qualities of Military Repair Engineers]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal], 2020, no. 8, pp. 6–10. (in Russ.)
8. Moiseev S.A. [Dynamics of Indicators of the Level of Development of Professionally Important Motor Qualities of Senior Cadets of the Military Academy of Logistics]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal], 2021, no. 1, pp. 146–149. (in Russ.)
9. Pavlova I.V., German E.V., Pavlov V.E. [Improving the Control and Regulatory Part of the Discipline Physical Education and Sports in the University]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2020, no. 6, p. 102. (in Russ.)
10. Pavlyutina L.Yu. [On the Issue of Designing the Content of the Elective Discipline Applied Physical Education in the University]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2019, no. 1, pp. 124–129. (in Russ.) DOI: 10.36906/2311-4444/19-1/18
11. Perunov V.I., Skidan M.N., Krasyuk G.V. [Characteristics of Modern Problems of Physical Education and the Main Provisions of the Concept of the Education System in the University]. Nauchnyy elektronnyy zhurnal Meridian [Meridian Scientific Electronic Journal], 2020, no. 8 (42), pp. 396–398. (in Russ.)
12. Rybachuk N.A. [Content and Organization of Physical Education in the University]. Problemy razvitiya lichnosti v usloviyakh globalizatsii: psikhologo-pedagogicheskie aspekty: II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Problems of Personality Development in the Conditions of Globalization. Psychological and Pedagogical Aspects. II International Scientific and Practical Conference], 2020, pp. 657–661. (in Russ.)
13. Khabibullina Z., Shamratova A.R., Sadykova L.Z. et al. [Relationships between the Psychoemotional State of Students and Physical Endurance and Performance Indicators of the Cardiovascular and Respiratory Systems]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2020, no. 3, p. 110. (in Russ.)
14. Shuvalov A.M., Samoukov A.F. [Integrated System for Monitoring, Assessing and Predicting the Physical Fitness of Students Majoring in Management Specialties]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS [Scientific Proceedings of the North-West Institute of Management of RANEPA], 2019, vol. 10, no. 5 (42), pp. 228–231. (in Russ.)
15. Filatova N.P., Moiseev S.A., Bashta L.Yu., Yakubovich D.A. Effectiveness of the Model for Developing Professionally Important Motor Qualities of Future Military Repair Engineers Using the Technology of Building Sports Training. Human. Sport. Medicine, 2022, vol. 22, no. S2, pp. 91–98. DOI: 10.14529/hsm22s212 (in Russ.)
16. Dadelo S. Physical Education in Gediminas Technical University in Vilnius. Health Problems of Civilization, 2017, vol. 11, pp. 261–267. DOI: 10.5114/hpc.2017.71895
17. Choi1 S.M., Sum K.W.R., Leung F.L.E. et al. Effect of Sport Education on Students’ Perceived Physical Literacy, Motivation, and Physical Activity Levels in University Required Physical Education: a Cluster-randomized Trial. High Education, 2021, vol. 81, pp. 1137–1155. DOI: 10.1007/s10734-020-00603-5
18. Pyanzin A.I., Pyanzina N.N., Kuznetsova Z.M. et al. Individual Modeling of Speed-strength Preparedness. Minerva Orthopedics, 2021, vol. 72, no. 3, pp. 341–342. DOI: 10.23736/S2784-8469.20.04007-2
19. Kudryavtsev M.D., Kopylov Yu.A., Kuzmin V.A. et al. Personality Oriented System of Strengthening of Students' Physical, Psychic and Socialmoral Health. Physical Education of Stu-dents, 2016, no. 3, pp. 58–64. DOI: 10.15561/20755279.2016.0308
20. Owen K.B., Parker P.D., Astell-Burt T., Lonsdale C. Regular Physical Activity and Educational Outcomes in Youth: A Longitudinal Study. Journal of Adolescent Health, 2018, vol. 62, iss. 3, pp. 334–340. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2017.09.014
Опубликован
2025-03-05
Как цитировать
Федорова, М., Гильфанова, Е., & Бочкарникова, Н. (2025). ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. Человек. Спорт. Медицина, 24(4), 126-133. https://doi.org/10.14529/hsm240416
Раздел
Спортивная тренировка