ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

  • В. Е. Жабаков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0003-0897-1840 gabakovvu@yandex.ru
  • Т. В. Жабакова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0001-9947-5505 zhabakova@inbox.ru
  • В. Г. Макаренко Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0001-5651-4543 makarenkovg@cspu.ru
  • Г. П. Коняхина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия http://orcid.org/0000-0003-0132-3568 konyahinagp@cspu.ru
Ключевые слова: Трансдисциплинарный подход, метод многомерных матриц, самореализация личности спортсмена

Аннотация

Цель работы. Выявить психологические особенности внедрения трансдисциплинарного подхода к организации учебно-тренировочного процесса. Организация и методы исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 120 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Для исследования психологических особенностей «ядра» трансдисциплинарности использовался многомерный опросник самореализации С.И. Кудинова; субъективная значимость трансдисциплинарных методов организации учебно-тренировочного процесса изучалась с помощью модифицированной анкеты Е.А. Лебедевой. Результаты и обсуждение. Установлено, что в общей выборке испытуемых наблюдается тенденция к полярности показателей самореализации. В соответствии с психологическими особенностями самореализации личности мы реализовали метод многомерных матриц, включающий сбор элементов учебно-тренировочной задачи по самостоятельно выбранным параметрам в соответствии с уровнем самореализации, но при обязательном «присутствии» материала учебных дисциплин, включенных в поле трансдисциплинарности. Используя критерий ?* Фишера, мы выявили различия в субъективной значимости трансдисциплинарных методов в группах испытуемых с различным уровнем самореализации до и после внедрения метода многомерных матриц. Заключение. Введение метода многомерных матриц как формы трансдисциплинарного подхода обеспечивает особую значимость самореализации личности спортсмена, наполняет новым смыслом учебно-тренировочный процесс.

Литература

1. Быховская, И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность: моногр. / И.М. Быховская. – М.: ГЦИФК, 1993. – 180 с.
2. Жабаков, В.Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры: моногр. / В.Е. Жабаков. – Челябинск: Изд-во Челяб. Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 237 с.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
4. Князева, Е.Н. Трансдисциплинарные стратегии исследования / Е.Н. Князева // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 10 (112). – С. 193–201.
5. Кудинов, С.И. Психодиагностика личности: учеб. пособие / С.И. Кудинов, С.С. Кудинов. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – 270 с.
6. Лебедева, Е.А. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе удовлетворенности потребителей образовательных услуг / Е.А. Лебедева, Г.Б. Скок // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 1. – 104–108 с.
7. Львов, Л.В. Трансдисциплинарный учебно-методический комплекс формирования организационно-управленческой компетентности: учеб. пособие / Л.В. Львов, О.В. Перевозова. – Челябинск: Изд-во НОУВПО РБИУ, 2011. – 218 с.
8. Мокий, М.С. Методология научных исследований: учеб. для магистров / В.С. Мокий, А.Л. Никифоров. – М.: Юрайт, 2018. – 255 с.
9. Мокий, В.С. Методология трансдисциплинарности-4 / В.С. Мокий. – 3-е изд., испр. и доп. – Нальчик: АНОИТТ, 2017. – 112 с.
10. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1997. – 239 с.
11. Baumann, S. Psychologieim Sport / S. Baumann. – Aachen: Meyer & Meyer, 2000. – 357 p.
12. Evans, B.M. Informing Programs to Improve Interpersonal Coach Behaviours. A Systematic Review Using the RE-AIM Framework / B.M. Evans, M. McGuckin, H. Gainforth et al. // The British Journal of Sports Medicine. – 2015. – No. 49 (13). – P. 871–877. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094634
13. Holt, N.L. Coping in Professional Sport: A Case Study of an Experienced Cricket Player / N.L. Holt // Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology. – 2003. – Vol. 5, no. 1. – Р. 1–9.
14. Jarvis, M. Psychologie in Sport. Sport Psychology. A Student’s Handbook / M. Jarvis. – NewYork: Routledge, 2006. – 256 p.
15. Karageorghis, C. Inside Sport Psychology / C. Karageorghis, P. Тerry. – Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, Inc., 2011. – 248 p.

References

1. Bykhovskaya I.M. Chelovecheskaya telesnost’ v sotsiokul’turnom izmerenii: traditsii i sovremennost’: monografiya [Human Corporality in the Sociocultural Dimension. Traditions and Modernity. Monograph]. Moscow, GTSIFK Publ., 1993. 180 p.
2. Zhabakov V.E. Pedagogicheskoye upravleniye kachestvom podgotovki spetsialista fizicheskoy kul’tury: monografiya [Pedagogical Management of the Quality of Training a Specialist in Physical Education. Monograph]. Chelyabinsk, Chelyabinsk South-Ural State Humanitarian-Pedagogical University Publ., 2016. 237 p.
3. Il’in E.P. Psikhologiya sporta [Psychology of Sport]. St. Petersburg, Peter Publ., 2012. 352 p.
4. Knyazeva E.N. [Transdisciplinary Research Strategies]. Vestnik TGPU (TSPU Bulletin) [TSPU Bulletin], 2011, no. 10 (112), pp. 193–201. (in Russ.)
5. Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhodiagnostika lichnosti: uchebnoye posobiye [Psychodiagnostics of Personality]. Tol’yatti, TGU Publ., 2012. 270 p.
6. Lebedeva E.A., Skok G.B. [Management of the Quality of the Educational Process and the Activity of a Teacher Based on the Satisfaction of Consumers of Educational Services]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz [University Management. Practice and Analysis], 2005, no. 1, pp. 104–108. (in Russ.)
7. L’vov L.V., Perevozova O.V. Transdistsiplinarnyy uchebno-metodicheskiy kompleks formirovaniya organizatsionno-upravlencheskoy kompetentnosti: uchebnoye posobiye [Transdisciplinary Educational and Methodical Complex of Forming Organizational and Managerial Competence]. Chelyabinsk, 2011, 218 p.
8. Mokiy M.S., Nikiforov A.L. Metodologiya nauchnykh issledovaniy: ucheb. dlya magistrov [Research Methodology]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 255 p.
9. Mokiy V.S. Metodologiya transdistsiplinarnosti-4 [Methodology of Transdisciplinarity-4]. 2nd ed. Nal’chik, ANOITT Publ., 2017. 112 p.
10. Krylova A.A., Korostyleva L.A. Psikhologicheskiye problemy samorealizatsii lichnosti [Psychological Problems of Self-Realization of Personality]. St. Petersburg, St. Petersburg State University Publ., 1997. 239 p.
11. Baumann S. Psychologieim Sport. Aachen: Meyer & Meyer, 2000. 357 p.
12. Evans B.M., McGuckin M., Gainforth H., Bruner M.W., Cote J. Informing Programs to Improve Interpersonal Coach Behaviours. A Systematic Review Using the RE-AIM Framework. The British Journal of Sports Medicine, 2015, no. 49 (13), pp. 871–877. DOI: 10.1136/bjsports-2015-094634
13. Holt N.L. Coping in Professional Sport: A Case Study of an Experienced Cricket Player. Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology. 2003, vol. 5, no. 1, pp. 1–9.
14. Jarvis M. Psychologie in Sport. Sport Psychology. A Student’s Handbook. NewYork: Routledge, 2006. 256 p.
15. Karageorghis C., Тerry P. Inside Sport Psychology. Champaign, IL: Human Kinetics Publishers, Inc., 2011. 248 p.
Опубликован
2018-11-01
Как цитировать
Жабаков, В., Жабакова, Т., Макаренко, В., & Коняхина, Г. (2018). ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. Человек. Спорт. Медицина, 18(S), 98-103. https://doi.org/10.14529/hsm18s13
Раздел
Спортивная тренировка