КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ И СТУДЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

  • К. В. Сухинина Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия https://orcid.org/0000-0003-3949-7117 konstanta2003@inbox.ru
  • О. Ю. Александрович Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия; Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5054-0561 olgapchelnikova@mail.ru
  • А. Ю. Колесникова Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия; Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1688-8289 kolesanna@mail.ru
  • А. Н. Павлов Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия; Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия https://orcid.org/0000-0003-2466-9668 anpavlov.work@gmail.com
  • М. Д. Кудрявцев Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ, г. Красноярск, Россия; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2432-1699 kumid@yandex.ru
Ключевые слова: студенты, специальная медицинская группа, психологические особенности, личностный адаптационный потенциал, мотивация к достижению цели, физическая подготовленность, контрольные нормативы

Аннотация

Цель исследования: выявить особенности корреляционных взаимосвязей между личностными характеристиками, показателями физической подготовленности у здоровых студентов и студентов с хроническими заболеваниями. Организация и методы. В исследовании участвовали студенты 1-х курсов, юноши и девушки. Всего обследовали 426 человек, юношей и девушек, студентов 1-х курсов Иркутского государственного университета. У всех первокурсников изучали личностные психологические характеристики: личностный адаптационный потенциал, мотивацию к достижению успеха; антропометрические показатели. Также исследовали показатели физической подготовленности. Результаты.
У здоровых девушек выявлена прямая корреляционная зависимость между показателем физической подготовленности – подтягиванием – и личностным адаптивным потенциалом.
У девушек с хроническими заболеваниями была установлена прямая корреляция между силой мышц пресса (сгибанием туловища) и личностным адаптационным потенциалом.
У здоровых юношей установлена тенденция зависимостей между показателями индекса массы тела и мотивацией достижения цели. Заключение. У девушек и юношей, студентов-первокурсников, выявлены положительные корреляционные связи между личностными показателями и показателями физической подготовленности.

Информация об авторах

К. В. Сухинина , Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент физкультурно-оздоровительного центра, Иркутский государственный университет. 664001, г. Иркутск

О. Ю. Александрович , Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия; Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Старший преподаватель физкультурно-оздоровительного центра, Иркутский государственный университет. 664001, г. Иркутск; Аспирант, Иркутский национальный исследовательский технический университет. 664074, г. Иркутск

А. Ю. Колесникова , Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия; Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Старший преподаватель физкультурно-оздоровительного цент­ра, Иркутский государственный университет. 664001, г. Иркутск; Аспирант, Иркутский национальный исследовательский технический университет. 664074, г. Иркутск

А. Н. Павлов , Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия; Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Преподаватель физкультурно-оздоровительного центра, Иркутский государственный университет. 664001, г. Иркутск; Аспирант, Иркутский национальный исследовательский технический университет. 664074, г. Иркутск

М. Д. Кудрявцев , Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ, г. Красноярск, Россия; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, 660014, г. Красноярск; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ, 660131, г. Красноярск; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 660049, г. Красноярск

Литература

1. Алимов, А.В. Техника и методика антропометрических измерений: практ. пособие для мед. сестер и инструкторов физкультуры / А.В. Алимов. – М.: Медгиз, 1975. – 30 с.
2. Елисеев, О.П. Изучение потребности в достижении: практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2003. – С. 427–428.
3. Калачук, М.И. Психофизиологические особенности и личностные качества студентов-первокурсников с различными уровнями физической подготовленности / М.И. Калачук, К.В. Сухинина // Материалы Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 70-летию кафедры физкультурно-оздоровит. центра Иркут. гос. ун-та (23–24 июня 2017 г., Иркутск). – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. – С. 48–52.
4. Маклакова, А.Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ): практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / А.Г Маклакова, С.В. Чермянина / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – С. 127–129, 138–141.
5. Мартин, Р.Ф. Краткое руководство по антропометрическим измерениям / Р.Ф. Мартин. – М.: Учпедгиз, 1925. – 54 с.
6. Осипов, А.Ю. Student learning in Physical education in Russia (problems and development perspectives) / А.Ю. Осипов // Journal of Physical Education and Sport. – 2016. – Т. 16 (Supplement 1). – С. 688–693.
7. Социально-психологические особенности студентов-первокурсников в зависимости от профиля обучения / Л.И. Колесникова и [др.] // Бюллетень ВС НЦ СО РАМН. – 2015. – № 4. – С. 52–57.
8. Чермянина, С.В. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / С.В. Чермянина; под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПБ., 2001. – С. 127–129, 138–141.
9. Anthropometric indices of Irkutsk State University freshmen girls / K.V. Sukhinina [et al.] // Тhe collection includes 8th International Conference “Science and Technology” by SCIEURO in London, 23–29 April, 2017. – 2017. – Vol. 1. – No. 1. – P. 37–43.
10. Body composition and consumatory behavior of students / E. Balinova [et al.] // Gigiena I Sanitoriya. – 2015. – Vol. 94. – No. 8. – P. 45–48.
11. Bruffaerts, R. Mental health problems in collegefreshmen: Prevalence and academic functioning Journal of Affective Disorders / R. Bruffaerts. – 2018. DOI: 10.1016/j.jad.2017.07.044
12. Dilekmen, M. Orientation and adaptation of university students / M. Dilekmen // Psychology Rep. – 2007. – Vol. 101. – P. 1141–1144.
13. Dyson, R. Freshmen adaptation to university life: depressive symptoms, stress, and coping / R. Dyson, R. Renk // J Clin.Psychol. – 2006. – Vol. 62. – No. 10. – P. 1231–1244.
14. Hootman, K. Longitudinal changes in anthropometry and body composition in university freshmen / K. Hootman, K. Guertin, P. Cassano // Journal of American College Health. – 2017. – Vol. 65, no. 4. – P. 268–276.
15. Keska, A. Changes in Anthropometry and Selected Metabolic Parameters in Young Men During Their First Year of Study at a University of Physical Education / A. Keska // American Journal Mens Health. – 2018. – Vol. 12, no. 2. – P. 463–471.
16. McComb, S. Impact of pedagogical approaches on cognitive complexity and motivation to learn: Comparing nursing and engineering undergraduate students / S. McComb, J. Kirkpatrick // Nursing Outlook Journal. – Vol. 64, no. 1. – P. 37–48.
17. Nakayama, R. Interpersonal motivation in a First Year Experience class influences freshmen's university adjustment / R. Nakayama // Shinrigaku Kenkyu. – 2015. – Vol. 86, no. 2. – P.170–176.
18. Physical activity and inactivity trajectories associated with body composition in pre-schoolers / J. Meredith [et al.] // International journal of obesity. – 2018. – Mar 15. DOI: 10.1038/s41366-018-0058-5
19. Trapeznikova, M. Monitoring and prognosis of psychophysiological status and educational performance of first/second-year female medical students / M. Trapeznikova, V. Savkin // Gigiena i sanitariia. – 2015. – Vol. 94, no. 1. – P. 104–108.

References

1. Alimov A.V. Tekhnika i metodika antropometricheskikh izmereniy: Prakticheskoye posobiye dlya meditsinskikh sester i instruktorov fizkul’tury [Technique and Methods of Anthropometric Measurements]. Moscow, Medgiz Publ., 1975. 30 p.
2. Eliseyev O.P. Izucheniye potrebnosti v dostizhenii: Praktikum po psikhologii lichnosti [The Study of the Need to Achieve. a Workshop on Personality Psychology]. St. Petersburg, Peter Publ., 2003. pp. 427–428.
3. Kalachuk M.I., Sukhinina K.V. [Psychophysiological Features and Personality Traits of First-Year Students with Different Levels of Physical Fitness]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, posvyashchennoy 70-letiyu kafedry fizkul’turno-ozdorovitel’nogo tsentra Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the International Scientific and Methodological Conference Dedicated to the 70th Anniversary of the Department of Sports and Recreation Center of Irkutsk State University], 2017, pp. 48–52.
4. Maklakova A.G., Chermyanina S.V., Nikiforova G.S., Dmitriyev M.A., Snetkov V.M. Mnogourovnevyy lichnostnyy oprosnik “Adaptivnost’” (MLO-AM): Praktikum po psikhologii menedzhmenta i professional’noy deyatel’nosti [Multi-Level Personal Questionnaire Adaptability (MLE-AM). Practical Work on the Psychology of Management and Professional Activity]. St. Petersburg, Rech Publ., 2001. pp. 127–129, pp. 138–141. DOI: 10.1061/(ASCE)1052-3928(2001)127:4(141)
5. Martin R.F. Kratkoye rukovodstvo po antropometricheskim izmereniyam [A Brief Guide to Anthropometric Measurements]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1925. 54 p.
6. Osipov A.Yu. Student of Physical Education in Russia (Problems Development Perspectives). Journal of Physical Education and Sport, 2016, vol. 16, suppl. 1, pp. 688–693.
7. Kolesnikova L.I. et al. [Socio-Psychological Characteristics of First-Year Students, Depending on the Profile of Training]. Byulleten’ VS NTS SO RAMN [Bulletin of the Armed Forces of the Scientific Center of the SB RAMS], 2015, no. 4, pp. 52–57. (in Russ.)
8. Chermyanina S.V., Nikiforov G.S., Dmitriyev M.A., Snetkov V.M. Praktikum po psikhologii menedzhmenta i professional’noy deyatel’nosti [Workshop on the Psychology of Management and Professional Activities]. St. Petersburg, 2001, pp. 127–129, 138–141.
9. Sukhinina K.V. et al. Anthropometric Indices of Irkutsk State University Freshmen Girls. Тhe Collection Includes 8th International Conference “Science and Technology” by SCIEURO in London, 23–29 April, 2017, vol. 1, no. 1, pp. 37–43.
10. Balinova E. et al. Body Composition and Consumatory Behavior of Students. Gigiena I Sanitoriya, 2015, vol. 94, no. 8, pp. 45–48.
11. Bruffaerts R. Mental Health Problems in Collegefreshmen. Prevalence and Academic Functioning Journal of Affective Disorders, 2018. DOI: 10.1016/j.jad.2017.07.044
12. Dilekmen M. Orientation and Adaptation of University Students. Psychology Rep, 2007, vol. 101, pp. 1141–1144. DOI: 10.2466/pr0.101.4.1141-1144
13. Dyson R., Renk R. Freshmen Adaptation to University Life: Depressive Symptoms, Stress, and Coping. J Clin. Psychol., 2006, vol. 62, no. 10, pp. 1231–1244. DOI: 10.1002/jclp.20295
14. Hootman K., Guertin K., Cassano P. Longitudinal Changes in Anthropometry and Body Composition in University Freshmen. Journal of American College Health, 2017, vol. 65, no. 4, pp. 268–276. DOI: 10.1080/07448481.2017.1280498
15. Keska A. Changes in Anthropometry and Selected Metabolic Parameters in Young Men during Their First Year of Study at a University of Physical Education. American Journal Mens Health, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 463–471. DOI: 10.1177/1557988317743151
16. McComb S., Kirkpatrick J. Impact of Pedagogical Approaches on Cognitive Complexity and Motivation to Learn: Comparing Nursing and Engineering Undergraduate Students. Nursing Outlook Journal, vol. 64, no. 1, pp. 37–48. DOI: 10.1016/j.outlook.2015.10.006
17. Nakayama R. Interpersonal Motivation in a First Year Experience Class Influences Fresh-men's University Adjustment. Shinrigaku Kenkyu, 2015, vol. 86, no. 2, pp. 170–176. DOI: 10.4992/jjpsy.86.14311
18. Meredith J. et al. Physical Activity and Inactivity Trajectories Associated with Body Composition in Pre-Schoolers. International Journal of Obesity, 2018. DOI: 10.1038/s41366-018-0058-5
19. Trapeznikova M., Savkin V. Monitoring and Prognosis of Psychophysiological Status and Educational Performance of First/Second-Year Female Medical Students. Gigiena i sanitaria, 2015, vol. 94, no. 1, pp. 104–108.
Опубликован
2019-07-09
Как цитировать
Сухинина, К., Александрович, О., Колесникова, А., Павлов, А., & Кудрявцев, М. (2019). КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ И СТУДЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. Человек. Спорт. Медицина, 19(2), 69-78. https://doi.org/10.14529/hsm190209
Раздел
Спортивная тренировка