АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА В МОДЕЛИРУЕМЫХ УСЛОВИЯХ

  • А. В. Никулина Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия https://orcid.org/0000-0003-2572-119X panianna@list.ru
  • И. А. Туйзарова Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г.Чебоксары, Россия; БУ «Больница скорой медицинской помощи», г. Чебоксары, Россия https://orcid.org/0000-0001-7246-5868 irina_tuizarova@mail.ru
  • Р. А. Шуканов ООО «Континет», с. Карамышево, Чувашская Республика, Россия https://orcid.org/0000-0001-5605-2238 shukanovr78@gmail.com
  • Н. В. Алтынова Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, г. Чебоксары, Россия https://orcid.org/0000-0002-2878-990X naltynova_777@mail.ru
  • А. А. Шуканов Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности, г. Казань, Россия https://orcid.org/0000-0001-7678-6212 shukanovr78@gmail.com
Ключевые слова: адаптация, студенты, сердечно-сосудистая система, селен, селенодефицитный регион

Аннотация

Цель – выявить закономерности взаимосвязей между антропометрическими, гемодинамическими параметрами и показателями вегетативного тонуса студентов младших курсов в условиях их адаптации к условиям обучения в вузе при корригировании их морфофизиологического состояния «Селенес+» и дополнительной физической нагрузкой. Материалы и методы исследования. В лонгитюдном исследовании приняли участие студенты (n = 60) в возрасте 17–20 лет. Были использованы следующие физиологические методы: определение длины тела и массы тела; расчет индекса массы тела; определение уровня селена в сыворотке крови; измерение систолического и диастолического артериального давления; частоты сердечных сокращений; расчет среднединамического давления; пульсового давления; ударного объема по формуле Старра; минутного объема кровообращения; двойного произведения; коэффициента выносливости  ССС по формуле Кваса; индекса функциональных изменений; вегетативного индекса Кердо. Результаты. Установлено, что назначение селена на базе комплекса физических нагрузок студенткам первого курса достоверно влияет на следующие изучаемые параметры: АДд (F = 4,21), ЧСС (F = 3,42), МОК (F = 3,80), ИФИ (F = 3,68), СДД (F = 4,72; P < 0,05); концентрацию селена (F = 93,97; P < 0,001). В конце IV серии исследований у девушек установлены статистически значимые F-критерии для АДд (F = 3,50), ЧСС (F = 4,33), КВ (F = 4,78; Р < 0,05); СДД (F = 5,92), ДП (F = 5,50; P < 0,01); ИФИ (F = 10,65), концентрации селена (F = 41,11; P < 0,001). Заключение. Выявленные закономерности взаимосвязей антропометрических, гемодинамических показателей и параметров вегетативного тонуса студентов 1–2-го курсов позволяют сделать заключение об эффективности применения ими в условиях адаптации к обучению в высшей школе биодобавки «Селенес+» в сочетании с оздоровительными физическими упражнениями, что способствует менее выраженному напряжению функциональной деятельности сердечно-сосудистой системы и обеспечивает состояние физиологического оптимума организма.

Информация об авторах

А. В. Никулина , Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры медицинской биологии с курсом микробиологии и вирусологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 428015, г. Чебоксары

И. А. Туйзарова , Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г.Чебоксары, Россия; БУ «Больница скорой медицинской помощи», г. Чебоксары, Россия

Врач-терапевт, БУ «Больница скорой медицинской помощи», 428015, г. Чебоксары; ассистент кафедры факультетской и госпитальной терапии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. 428015, г. Чебоксары

Р. А. Шуканов , ООО «Континет», с. Карамышево, Чувашская Республика, Россия

Доктор биологических наук, доцент, заместитель директора по производству, ООО «Континет». 429446, Чувашская Республика

Н. В. Алтынова , Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, г. Чебоксары, Россия

Кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства, кадастров и экологии, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. 428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары

А. А. Шуканов , Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности, г. Казань, Россия

Доктор ветеринарных наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела токсикологии, Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности. 420075, г. Казань

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Стресс, физиологические и экологические аспекты адаптации путем коррекции / Н.А. Агаджанян, С.В. Нотова. – Оренбург: ОГУ, 2009. – 274 с.
2. Афтанас, Л.И. Элементный статус населения России. Ч. 4. Элементный статус населения Приволжского и Уральского федеральных округов / под ред. А.В. Скального, М.Ф. Киселева. – СПб.: Медкнига «ЭЛБИ-СПб», 2013. – 576 с.
3. Бальсевич, В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В.К. Бальсевич // Здоровье для всех. – 2010. – № 1. – С. 45–50.
4. Бердников, П.П. Эколого-физиологические аспекты применения селеновой биодобавки студентами вуза в селенодефицитной провинции / П.П. Бердников, Ю.А. Дьяченко // Вестник КрасГАУ, 2012. – № 8. – С. 105–108.
5. Двигательная активность и здоровье / Н.А. Агаджанян, В.Г. Двоеносов, Н.В. Ермакова и др. – Казань: Изд-во КГУ, 2005. – 216 с.
6. Ермакова, Н.В. Физиологические проблемы адаптации студентов / Н.В. Ермакова // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. – 2014. – С. 119–121.
7. Оценка адаптационного процесса по структуре заболеваемости студентов / Л.Г. Токарева, В.И. Торшин, Н. Мансур и др. // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Агаджаняновские чтения». – М.: РУДН, 2016. – С. 138–139.
8. Панихина, А.В. Влияние оздоровительной аэробики на адаптацию первокурсниц из сельской и городской местности к условиям обучения в высшей школе / А.В. Панихина, О.Б. Колесникова // Бюл. эксперимент. биологии и медицины. – 2011. – Т. 152. – № 10. – С. 463–465.
9. Селен в медицине и экологии / Н.А. Голубкина, А.В. Скальный, Я.А. Соколов, Л.Ф. Щелкунов. – М.: Изд-во КМК, 2002. – 134 с.
10. Сусликов, В.Л. Геохимическая экология болезней. Т.2. Атомовиты / В.Л. Сусликов. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 672 с.
11. Ушаков, А.С. Оценка состояния здоровья старшеклассников и студентов первого курса обучения / А.С. Ушаков, А.В. Ненашева, Н.Е. Клещенкова // Известия Тульского гос. ун-та. Физ. культура. Спорт, 2015. – № 1. – С. 38–43.
12. Функциональное состояние системной гемодинамики российских и иностранных студентов на фоне ортостатической пробы / Г.А. Севрюкова, Г.Э. Настинова, Л.А. Товмасян и др. // Известия Саратов. ун-та. Новая серия. Серия: Химия. Биология. Экология, 2018. – Т. 8 (4). – С. 407–411.
13. Шибкова, Д.З. Методологические аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе / Д.З. Шибкова, О.И. Коломиец // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – № 8. – С. 342–349.
14. Element Status of Students with Different Levels of Adaptation / S.V. Notova, E.V. Kiyaeva, I.V. Radysh et al. // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. – 2017. – Vol. 163, no. 5. – P. 541–543.
15. Mal Absi, М. Interpersonal stress produces homogeneous adrenocortical and sympathetic responses in hypertension-prone men and women / М. Mal Absi // Int. J. Psychophysiol. – 2002. – Vol. 45 (1). – Р. 40–41.
16. McCraty, R. Heart Rate Variability: New Perspectives on Physiological Mechanisms, Assessment of Self-regulatory Capacity, and Health risk / R. McCraty, F. Shaffer // Glob Adv Health Med. – 2015. – Vol. 4 (1). – Р. 46–61.
17. Shearer, A. Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability /A. Shearer, M. Hunt, M. Chowdhury // International Journal of Stress Management. – 2015. – Advance online publication. – http://dx.doi.org/10.1037/a0039814.
18. Spalding, T. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men / T. Spalding, L. Jeffers // Med. Sci. Sports Exerc. – 2000. – Vol. 32. – Р. 581–591.
19. The utility of low frequency heart rate variability as an index of sympathetic cardiac tone: a review with emphasis on a reanalysis of previous studies / G.A. Reyes del Paso, W. Langewitz, L.J. Mulder et al. // Psychophysiology. – 2013. – Vol. 50 (5). – Р. 477–487.

References

Agadzhanyan N.A., Notova S.V. Stress, fiziologicheskiye i ekologicheskiye aspekty adaptatsii putem korrektsii [Stress, Physiological and Environmental Aspects of Adaptation by Correction]. Orenburg, OGU Publ., 2009. 274 p.
2. Aftanas L.I., Skal’nogo A.V., Kiseleva M.F. Elementnyy status naseleniya Rossii. CHast’ 4. Elementnyy status naseleniya Privolzhskogo i Ural’skogo federal’nykh okrugov [Elemental Status of the Population of Russia. Part 4. The Elemental Status of the Population of the Volga and Ural Federal Districts]. St. Petersburg, 2013. 576 p.
3. Bal’sevich V.K. [The Health-Forming Function of Education in the Russian Federation (Materials for the Development of a National Project for the Rehabilitation of the Younger Generation of Russia in the Period 2006–2026)]. Zdorov’ye dlya vsekh [Health for All], 2010, no. 1, pp. 45–50. (in Russ.)
4. Berdnikov P.P., D’yachenko Yu.A. [Ecological and Physiological Aspects of the Use of Selenium Supplements by University Students in the Selenium-Deficient Province]. Vestnik KrasGAU
[Herald KrasGAU], 2012, no. 8, pp. 105–108. (in Russ.)
5. Agadzhanyan N.A., Dvoyenosov V.G., Ermakova N.V. et al. Dvigatel’naya aktivnost’ i zdorov’ye [Motor Activity and Health]. Kazan’, 2005. 216 p.
6. Ermakova N.V. [Physiological Problems of Adaptation of Students]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials of the International Scientific-Practical Conference], 2014, pp. 119–121. (in Russ.)
7. Tokareva L.G., Torshin V.I., Mansur N. et al. [Assessment of the Adaptation Process by the Structure of the Incidence of Students]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Agadzhanyanovskiye chteniya” [Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference Aghajanianovskie Readings], 2016, pp. 138–139. (in Russ.)
8. Panikhina A.V., Kolesnikova O.B. [The Impact of Recreational Aerobics on the Adaptation of Freshmen from Rural and Urban Areas to the Conditions of Higher Education]. Byulleten’ eksperimental’noy biologii i meditsiny [Bulletin of Experimental Biology and Medicine], 2011, vol. 152, no. 10, pp. 463–465. (in Russ.)
9. Golubkina N.A., Skal’nyy A.V., Sokolov Ya.A., Shchelkunov L.F. Selen v meditsine i ekologii [Selenium in Medicine and Ecology]. Moscow, 2002. 134 p.
10. Suslikov V.L. Geokhimicheskaya ekologiya bolezney. T. 2. Atomovity [Geochemical Ecology of Diseases. Atomovites]. Moscow, Gelios ARV Publ., 2000, vol. 2. 672 p.
11. Ushakov A.S., Nenasheva A.V., Kleshchenkova N.E. [Assessment of the Health Status of High School Students and First-Year Students]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul’tura. Sport [News of Tula State University. Physical Education. Sport], 2015, no. 1, pp. 38–43. (in Russ.)
12. Sevryukova G.A., Nastinova G.E., Tovmasyan L.A. et al. [Functional State of Systemic Hemodynamics of Russian and Foreign Students on the Background of an Orthostatic Test]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser. Khimiya. Biologiya. Ekologiya [Proceedings of the Saratov University. New Series. Chemistry. Biology. Ecology], 2018, vol. 8 (4), pp. 407–411. (in Russ.) DOI: 10.18500/1816-9775-2018-18-4-407-411
13. Shibkova D.Z., Kolomiyets O.I. [Methodological Aspects of the Problem of Adaptation of Students to Learning in High School]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta [Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2012, no. 8, pp. 342–349. (in Russ.)
14. Notova S.V., Kiyaeva E.V., Radysh I.V., Laryushina I.E., Blagonravov M.L. Element Status of Students with Different Levels of Adaptation. Bulletin of Experimental Biology and Medicine, 2017, vol. 163, no. 5, pp. 541–543. DOI: 10.1007/s10517-017-3855-2
15. Mal Absi М. Interpersonal Stress Produces Homogeneous Adrenocortical and Sympathetic Responses in Hypertension-Prone Men and Women. Int. J. Psychophysiol., 2002, vol. 45 (1), pp. 40–41.
16. McCraty R., Shaffer F. Heart Rate Variability: New Perspectives on Physiological Mechanisms, Assessment of Self-regulatory Capacity, and Health Risk. Glob Adv Health Med, 2015, vol. 4 (1), pp. 46–61. DOI: 10.7453/gahmj.2014.073
17. Shearer A., Hunt M., Chowdhury M. Effects of a Brief Mindfulness Meditation Intervention on Student Stress and Heart Rate Variability. International Journal of Stress Management, 2015. Advance online publication. DOI: 10.1037/a0039814
18. Spalding T., Jeffers L. Vagal and Cardiac Reactivity to Psychological Stressors in Trained and Untrained Men. Med. Sci. Sports Exerc., 2000, vol. 32, pp. 581–591. DOI: 10.1097/00005768-200003000-00006
19. Reyes del Paso G.A., Langewitz W., Mulder L.J. et al. The Utility of Low Frequency Heart Rate Variability as an Index of Sympathetic Cardiac Tone: a Review with Emphasis on a Reanalysis of Previous Studies. Psychophysiology, 2013, vol. 50 (5), pp. 477–487. DOI: 10.1111/psyp.12027
Опубликован
2019-10-24
Как цитировать
Никулина, А., Туйзарова, И., Шуканов, Р., Алтынова, Н., & Шуканов, А. (2019). АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА В МОДЕЛИРУЕМЫХ УСЛОВИЯХ. Человек. Спорт. Медицина, 19(3), 7-13. https://doi.org/10.14529/hsm190301
Раздел
Физиология