СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ

  • Ж. Клерико Центры распространения методов активного образования, г. Париж, Франция https://orcid.org/0000-0002-3087-1232 jean-baptiste.clerico@cemea.asso.fr
  • Д. Ф. Ильясов Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0905-7081 dinaf_chel@mail.ru
  • Е. А. Черепов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-8469-9741 cherepov.e@mail.ru
  • А. А. Севрюкова Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6142-1675 alla107@inbox.ru
  • Е. А. Селиванова Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-7326-3950 sel_lena@mail.ru
  • Н. О. Николов Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6597-1834 nikolov_1989@mail.ru
Ключевые слова: учитель, психологическое здоровье, эмоциональные перегрузки, способы сохранения психологического здоровья, теория психосоматики, гуманистическая психология

Аннотация

Цель: теоретическое обоснование и описание авторских способов укрепления психологического здоровья учителей, испытывающих эмоциональные перегрузки. Материалы и методы. Предложенные способы сохранения психологического здоровья учителя базируются на идеях теории психосоматики (З. Фрейд, И.Г. Малкина-Пых) и недирективной психотерапии (К. Роджерс). Описаны три группы способов: освоение техник самоанализа актуальной жизненной ситуации, овладение методами энергетического восстановления здоровья учителя и развитие способности саморегуляции эмоций в процессе группового взаимодействия. Результаты. Авторы провели исследование уровня нервно-психического напряжения педагогов по методике Т.А. Немчина. На констатирующем этапе выявлено, что 56 % педагогов имеют высокое нервно-психического напряжение, 26 % – среднее. Комплекс описанных способов был внедрен в 2018 году в общеобразовательной организации Российской Федерации. Результаты контрольной диагностики демонстрируют существенное снижение нервно-психического напряжения педагогов, освоивших способы сохранения психологического здоровья учителя. Это является подтверж­дением успешности предложенных решений. Заключение. Данный труд расширяет теоретические представления о решениях проблемы сохранения психологического здоровья современного учителя. Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в разработанных способах сохранения психологического здоровья учителя. Указанные способы могут найти применение в практике повышения профессионализма педагогов как в России, так и за рубежом.

Информация об авторах

Ж. Клерико , Центры распространения методов активного образования, г. Париж, Франция

Доктор психологии, Национальный Директор, CEMEA Франции, 24, улица Marc Seguin, г. Париж. 75883, Франция

Д. Ф. Ильясов , Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 454091, г. Челябинск

Е. А. Черепов , Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет. 454080, г. Челябинск

А. А. Севрюкова , Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 454091, г. Челябинск

Е. А. Селиванова , Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 454091, г. Челябинск

Н. О. Николов , Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Россия

Доктор философии (PhD), ответственный редактор издательского отдела, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. 454091, г. Челябинск

Литература

1. Анисимова, О.А. Психологические средства помощи в сохранении здоровья учителей / О.А. Анисимова // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная моногр. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка» / отв. ред., введ. М.Р. Арпентьева. ‒ Калуга: Калуж. гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2016. ‒ С. 318‒335.
2. Балакшина, Е.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности / Е.В. Балакшина и др. // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. «Педагогика и психология». – 2016. – № 4. – С. 15‒20.
3. Глухова, Т.Г. Арт-терапевтический тренинг как средство актуализации восприятия педагогами своего профессионального здоровья / Т.Г. Глухова // Наука и культура России. ‒ 2015. ‒ Т. 1. ‒ С. 303‒307.
4. Гордиенко, Н.В. К вопросу о психопрофилактических средствах профессиональной деформации личности педагогов / Н.В. Гордиенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. ‒ 2010. ‒ № 11-1. ‒ С. 40‒45.
5. Занковец, В.Э. Энциклопедия тестирований / В.Э. Занковец. ‒ М.: Спорт, 2016. ‒ 456 с.
6. Заусенко, И.В. Психологическое благополучие педагога / И.В. Заусенко // Пед. образование в России. – 2012. ‒ № 2. ‒ С. 28–31.
7. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справ. практ. психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008. – 563 с.
8. Малярчук, Н.Н. Здоровьесбережение в работе учителя: учеб. пособие / Н.Н. Малярчук, Л.Б. Дыхан. ‒ Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2018. – 280 с.
9. Медведева, Н.И. Психологические проблемы учителя современной школы / Н.И. Медведева // Междунар. журнал прикладных и фундамент. исследований. – 2010. – № 5. – С. 148‒150. ‒ https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id = 698 (дата обращения: 05.03.2019).
10. Медведева, Н.И. Оказание психологической помощи педагогу общеобразовательной школы в условиях социального стрессирования / Н.И. Медведева // News of Science and Education. – 2017. – Т. 4. – № 6. – С. 031‒033.
11. Мокаева, М.А. Психологическое здоровье педагога как условие его эффективной деятельности / М.А. Мокаева // Пед. образование в России. – 2010. – № 3 (10). – С. 37–41.
12. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
13. Сысоева, С.А. Психолого-акмеологическая модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы: моногр. / С.А. Сысоева, Л.В. Абдалина. ‒ Воронеж, 2010. ‒ 169 с.
14. Хватова, М.В. Ресурсы личности и психологическое здоровье: соотношение понятий / М.В. Хватова // Психология человека в условиях здоровья и болезни. – 2015. – С. 61–67.
15. Brien, M. Psychological health as a mediator between need satisfaction at work and teachers' self-perceptions of performance // Canadian Journal of Behavioural Science / M. Brien, C. Hass, A. Savoie // Revue canadienne des sciences du comportement. – 2012. – Т. 44. – No. 4. – P. 288.
16. Cherepov, E. Job burnout in physical education teachers in Сhelyabinsk / E. Cherepov, A. Khafizova, G. Yakovleva // EDULEARN17 Proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies. – Barcelona, Spain. – 3–5 July, 2017. – P. 8343–8347.
17. Freud, S. Über Psychoanalyse: fünf Vorlesungen / S. Freud. – BoD – Books on Demand, 2019. ‒ 80 p.
18. Huang, X.Y. Psychological health of young teachers at higher educational institutions and research on the design for group psychological training / X.Y. Huang, X.M. Zhang // International Journal of Psychology. ‒ 2004. ‒ Oct–Dec. ‒ T. 39. ‒ No. 5‒6. ‒ P. 402‒402.
19. Jean-Baptiste Clérico. Un pari à effet Démultiplicateur Vers l’éducation nouvelle, revue des Cemea / Jean-Baptiste Clérico. ‒ 2014. ‒ No. 553.
20. Rogers, C. La relation d'aide et la psychothérapie / C. Rogers. – ESF Sciences Humaines, 2019.
21. Sood, S. Role of Positive Psychological Constructs in Mental Health of School Teachers / S. Sood // Indian Journal of Psychological Science. – 2017. – Т. 8. – No. 1. – P. 100‒109.
22. Xun, L. Analysis of College Female Teachers' Psychological Health and Its Influencing Factors / L. Xun // Proceedings of 2014 International Symposium ‒ Female Survival and Development. ‒ 2014. ‒ P. 119‒123.
23. Zhang, Y. The present situation and Countermeasures of teachers' psychological health in Higher Vocational Colleges / Y. Zhang // 2017 2nd International Conference on Education, Sports, Arts and Management Engineering (ICESAME 2017). – Atlantis Press, 2017.

References

1. Anisimova O.A. [Psychological Means of Helping to Preserve the Health of Teachers]. Pomogayushcheye povedeniye: tsennosti, smysly, modeli. Kollektivnaya monografiya. Seriya “Aktual’nyye problemy prakticheskoy psikhologii: krizis, razvitiye, podderzhka” [Helping Behavior. Values, Meanings, Models. Collective Monograph. Ser. Actual Problems of Practical Psychology. Crisis, Development, Support], 2016, pp. 318‒335. (in Russ.)
2. Balakshina E.V. [Study of Coping Behavior of Teachers of General Education Schools as a Factor of Professional Activity]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya [Bulletin of Tver State University. Series Pedagogy and Psychology], 2016, no. 4, pp. 15‒20. (in Russ.)
3. Glukhova T.G. [Art-Therapeutic Train-ing as a Means of Updating Teachers' Perception of Their Professional Health]. Nauka i kul’tura Rossii [Science and Culture of Russia], 2015, vol. 1,
pp. 303‒307. (in Russ.)
4. Gordiyenko N.V. [To the Question of Psycho-Preventive Means of Professional Deformation of the Personality of Teachers]. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy. Methods and Problems of Practical Application], 2010, no. 11–1, pp. 40‒45. (in Russ.)
5. Zankovets V.E. Entsiklopediya testirovaniy [Encyclopedia of Testing]. Moscow, Sport Publ., 2016. 456 p.
6. Zausenko I.V. [Psychological Well-Being of a Teacher]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2012, no. 2, pp. 28–31. (in Russ.)
7. Malkina-Pykh I.G. Psikhosomatika: spravochnik prakticheskogo psikhologa [Psychosomatics. A Reference Book of a Practical Psychologist]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 563 p.
8. Malyarchuk N.N., Dykhan L.B. Zdorov’yesberezheniye v rabote uchitelya: uchebnoye posobiye [Health Protection of the Teacher]. Tyumen’, Tyumen State University Publ., 2018. 280 p.
9. Medvedeva N.I. [Psychological Problems of the Teacher of the Modern School]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research], 2010, no. 5, pp. 148‒150. Available at: https://www.applied-research.ru/ru/ article/view?id=698 (accessed 05.03.2019).
10. Medvedeva N.I. Providing Psychologi-cal Assistance to a Teacher of a Comprehensive School in Conditions of Social Stressing. News of Science and Education, 2017, vol. 4, no. 6, pp. 31‒33.
11. Mokayeva M.A. [Psychological Health of a Teacher as a Condition for His Effective Activity]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2010, no. 3 (10), pp. 37–41. (in Russ.)
12. Petrovskiy A.V., Yaroshevskiy M.G. Psikhologicheskiy slovar’ [Psychological Dictionary], 2nd ed. Moscow, Politizdat Publ., 1990. 494 p.
13. Sysoyeva S.A., Abdalina L.V. Psikhologo-akmeologicheskaya model’ razvitiya psikhologicheskogo zdorov’ya pedagoga obshcheobrazovatel’noy shkoly: monografiya [A Psychological and Acmeological Model for the Development of the Psychological Health of a General Education Teacher’s]. Voronezh, 2010. 169 p.
14. Khvatova M.V. [Personality Resources and Psychological Health. The Relationship of Concepts]. Psikhologiya cheloveka v usloviyakh zdorov’ya i bolezni [Human Psychology in Conditions of Health and Disease], 2015, pp. 61–67. (in Russ.)
15. Brien M., Hass C., Savoie A. Psychological Health as a Mediator Between Need Satisfaction at Work and Teachers' Self-Perceptions of Performance. Canadian Journal of Behavioural Science, 2012, vol. 44, no. 4, 288 p. DOI: 10.1037/a0028056
16. Cherepov E., Khafizova A., Yakovleva G. Job Burnout in Physical Education Teachers in Сhelyabinsk. EDULEARN17 Proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies, 2017, pp. 8343–8347. DOI: 10.21125/edulearn.2017.0543
17. Freud S. Über Psychoanalyse: fünf Vorlesungen. BoD–Books on Demand, 2019. 80 p.
18. Huang X.Y., Zhang X.M. Psychological Health of Young Teachers at Higher Educational Institutions and Research on the Design for Group Psychological Training. International Journal of Psychology, 2004, vol. 39, no. 5‒6, pp. 402‒402.
19. Jean-Baptiste Clérico. Un pari à effet Démultiplicateur Vers l’éducation nouvelle, revue des Cemea, Jean-Baptiste Clérico, 2014, no. 553.
20. Rogers C. La relation d'aide et la psy-chothérapie. ESF Sciences Humaines, 2019.
21. Sood S. Role of Positive Psychological Constructs in Mental Health of School Teachers. Indian Journal of Psychological Science, 2017, vol. 8, no. 1, pp. 100‒109.
22. Xun L. Analysis of College Female Teachers' Psychological Health and Its Influencing Factors. Proceedings of 2014 International Symposium ‒ Female Survival and Development, 2014, pp. 119‒123.
23. Zhang Y. The Present Situation and Countermeasures of Teachers' Psychological Health in Higher Vocational Colleges. 2017 2nd International Conference on Education, Sports, Arts and Management Engineering (ICESAME 2017). Atlantis Press, 2017. DOI: 10.2991/icesame-17.2017.105
Опубликован
2019-11-05
Как цитировать
Клерико, Ж.-Б., Ильясов, Д., Черепов, Е., Севрюкова, А., Селиванова, Е., & Николов, Н. (2019). СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. Человек. Спорт. Медицина, 19(3), 57-65. https://doi.org/10.14529/hsm190307
Раздел
Спортивная тренировка