МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК III ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ И ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА) В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

  • В. Ю. Лебединский Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия https://orcid.org/0000-0002-5291-8775 lebedinskiy@istu.edu
  • О. И. Кузьмина Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия https://orcid.org/0000-0001-9296-8550 www.ariana.ru@mail.ru
  • М. Д. Кудрявцев Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел, г. Красноярск, Россия https://orcid.org/0000-0002-2432-1699 kumid@yandex.ru
  • В. И. Грузенкин Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия https://orcid.org/0000-0002-4107-0545 gruzenkinvi51@mail.ru
  • Т. Г. Арутюнян Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия https://orcid.org/0000-0001-6807-9059 nayka.07@mail.ru
Ключевые слова: мониторинг, физическое здоровье студенток, III функциональная группа, здоровьесберегающие технологии

Аннотация

Цель исследования. Изучить физическое развитие и физическую подготовленность студенток III функциональной группы здоровья в условиях дефицита двигательной активности и в условиях организованных занятий образовательного пространства технического вуза. Материалы и методы. В выборку исследования вошли 11490 студентов (6051 – юноши и 5439 – девушки) в возрасте от 17 до 21 года очной формы обучения. Исследование физического развития и физической подготовленности студенток осуществлялось в два этапа: данные характеристик изучались в динамике с 1-го по 4-й курс, затем они рассматривались поэтапно в учебном году и за каникулярный период. У всех участников регистрировались антропометрические и физиометрические параметры физического здоровья студентов. Результаты. Были получены достоверные различия в физическом развитии девушек по показателям весо-ростовых характеристик к концу третьего курса. Значения показателей проб «Штанге» и «Генче» улучшились к окончанию первого года обучения. Однако к концу второго курса была обнаружена их отрицательная динамика (в пробах «Штанге»; в пробах «Генче»). Показатели пробы «Генче» достоверно улучшились к концу четвертого года обучения. Изучение физической подготовленности выявило значимую положительную динамику в развитии быстроты, но существенное снижение силовой подготовленности к концу 4-го курса. В то же время к концу первого года обучения у студенток значения их силовой выносливости стали существенно выше по сравнению с данными на момент начала обучения в вузе. К концу 3-го курса значительно ухудшились характеристики выносливости. Заключение. У молодых людей, регулярно занимающихся физической активностью в течение первых двух лет обучения в вузе, отмечается положительная динамика по большинству показателей физического развития и физической подготовленности. Дефицит двигательной активности в учебное время, вызванный снижением количества занятий, предусмотренных общеобразовательной программой, существенно сказывается на ухудшении характеристик выносливости, быстроты, развитии силовых (статической выносливости мышц верхнего плечевого пояса и динамической силы мышц нижних конечностей), скоростно-силовых качеств (6-й и 8-й семестры), гибкости.

Информация об авторах

В. Ю. Лебединский , Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, Иркутский национальный исследовательский технический университет. 664057, Иркутская область, г. Иркутск

О. И. Кузьмина , Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Иркутский национальный исследовательский технический университет. 664057, Иркутская область, г. Иркутск

М. Д. Кудрявцев , Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия; Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел, г. Красноярск, Россия

Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой валеологии, профессор, Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск; Профессор кафедры теоретических основ физического воспитания, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 660049, г. Красноярск; Профессор кафедры физического воспитания, Сибирский государственный университет
науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск; Доцент, профессор кафедры физической подготовки, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России, 660131, г. Красноярск

В. И. Грузенкин , Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск; 660041, г. Красноярск

Т. Г. Арутюнян , Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия; Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, заведующий кафедрой физического воспитания, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва, 660014, г. Красноярск; Доцент кафедры валеологии, Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск

Литература

1. Железняк, Ю.Д. Взаимосвязь физической активности, здоровья и качества жизни студентов / Ю.Д. Железняк, А.В. Лейфа, Ю.М. Перельман // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 11. – С. 41–43.
2. Изаак, С.И. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в России и Белоруссии / С.И. Изаак, С.Л. Володкович // Человеческий капитал. – 2016. – № 5 (89). – С. 8–10.
3. Кузьмина, О.И. Отклонения физического развития и состояния здоровья юношей специальной медицинской группы, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья, и пути их коррекции / О.И. Кузьмина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 9 (139). – С. 84–91.
4. Мониторинг состояния здоровья и физической пoдготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Г.Н. Германов, Ю.В. Готовцев, Е.В. Машонина, Г.Н. Романова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 1. – С. 40–45.
5. Перепелюкова, Е.В. Мониторинг функционального состояния и физической подготовленности студенток специальной медицинской группы / Е.В. Перепелюкова // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 3. – С. 41–43.
6. Принципы физического воспитания в контексте учения о развитии способностей / Г.Н. Германов, А.Э. Страдзе, И.А. Сабирова // Теория и практика физ. куль-туры. – 2018. – № 2. – С. 47–50.
7. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья / Е.П. Игнатьева, М.М. Колокольцев, В.Ю. Лебединский и др. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – 204 с.
8. Adaptation of Ruffier's test for assessment of heart workability of students with health problems / V.V. Drogomeretsky, E.N. Kopeikina, V.L. Kondakov, S.S. Iermakov // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2017. – Vol. 21. – No. 1. – P. 4–10. DOI: 10.15561/18189172.2017.0101
9. Age dynamic of physical condition changes in preschool age girls, schoolgirls and students, living in conditions of Eastern Siberia / V.Y. Lebedinskiy, E.A. Koipysheva, L.D. Rybina et al. // Physical education of students. – 2017. – Vol. 21. – No. 6. – P. 265–271. DOI: 10.15561/20755279.2017.0604
10. Analysis of the functional state of students in the process of healthy training exercises in different phases of the ovarian-menstrual cycle / N.V. Petrenko, O.P. Petren-ko, V.B. Romanova, V.V. Ostapenko // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2017. – Vol. 21. – No. 6. – P. 285–290. DOI: 10.15561/18189172.2017.0605
11. Changes and specificities in health behaviors among healthcare students over an 8-year period / M.P. Tavolacci, J. Delay, S. Grigioni et al. // Plos One. – 2018. – Vol. 13. – No. 3. DOI: 10.1371/journal.pone.0194188
12. Comparison of the physical activity levels during the university life / F. Rodriguez-Rodriguez, C. Cristi-Montero, E. Villa-Gonzalez et al. // Revista Medica De Chile. – 2018. – Vol. 146. – No. 4. – P. 442–450.
13. Formative assessment: exploring tunisian cooperative teachers practices in physical education / H. Melki, M.S. Bouzid, A. Haweni et al. // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2017. – Vol. 21. – No. 5. – P. 227–235. DOI: 10.15561/18189172.2017.0505
14. Health related applied technology of special health group girl students’ physical training / L.A. Bartnovskay, M.D. Kudryavtsev, V.M. Kravchenko et al. // Physical education of students. – 2017. – Vol. 21. – No. 1. – P. 4–9. DOI: 10.15561/20155279.2017.0101
15. Individualization factors of students' physical education at modern stage of its realization / V.A. Druz, S.S. Iermakov, G.P. Arte-myeva et al. // Physical Education of Students. – 2017. – Vol. 21. – No. 1. – P. 10–16. DOI: 10.15561/20755279.2017.0102
16. Koryahin, V.M. Control of psycho-physiological functions of students with ophthalmologic diseases in the process of physical education / V.M. Koryahin, O.Z. Blavt, V.V. Stadnyk // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2017. – Vol. 21. – No. 1. – P. 23–30. DOI: 10.15561/18189172.2017.0104
17. Leifa, A.V. Influence of physical activity on students’ life quality / A.V. Leifa, Y.D. Zheleznyak // Physical education of students. – 2017. – Vol. 21. – No. 5. – P. 244–248. DOI: 10.15561/20755279.2017.0507
18. Lifestyle choices and mental health: a longitudinal survey with German and Chinese students / J. Velten, A. Bieda, S. Scholten et al. // Bmc Public Health. – 2018. – Vol. 18. DOI: 10.1186/s12889-018-5526-2
19. Perez-Lopez, I.J. Improvement of healthy lifestyle habits in university students through a gamification approach / I.J. Perez-Lopez, E.R. Garcia, M. Delgado-Fernandez // Nutricion Hospitalaria. – 2017. – Vol. 34. – No. 4. – P. 942–951. DOI: 10.20960/nh.669
20. Prevalence of Metabolic Syndrome and Its Individual Components Among Midwestern University Students / N. Yahia, C.A. Brown, E. Snyder et al. // Journal of Community Health. – 2017. – Vol. 42. – No. 4. – P. 674–687. DOI: 10.1007/s10900-016-0304-5
21. Reliability of functioning and reserves of system, controlling movements with different coordination structure of special health group girl students in physical education process / A.A. Pryimakov, E. Eider, M.O. Nosko, S.S. Iermakov // Physical Education of Students. – 2017. – Vol. 21. – No. 2. – P. 84–89. DOI: 10.15561/20755279.2017.0206
22. The problems of students' physical training individualization / V.A. Druz, S.S. Iermakov, M.O. Nosko et al. // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. – 2017. – Vol. 21. – No. 2. – P. 51–59. DOI: 10.15561/18189172.2017.0201
23. Yammine, K. The prevalence of physical activity among the young population of UAE: a meta-analysis / K. Yammine // Perspectives in Public Health. – 2017. – Vol. 137. – No. 5. –
P. 275–280. DOI: 10.1177/1757913916675388

References

1. Zheleznyak Yu.D., Lejfa A.V., Perel'man Yu.M. [Connections Between Physical Activity, Health and Quality of Life of the Students]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2015, no. 11, pp. 41–43. (in Russ.)
2. Izaak S.I., Volodkovich S.L. [Topical Problems of Keeping Health of Russian and Bela-rusian Students’ Youth]. Chelovecheskij capital [Human Capital], 2016, no. 5 (89), pp. 8–10. (in Russ.)
3. Kuz'mina O.I. [Deviations in the Physical Fitness and Health State of Male Students of the Special Medical Group who are Studying in the Technical University in Baikal Region, and ways of Correcting Them]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2016, no. 9 (139), pp. 84–91. (in Russ.)
4. Germanov G.N., Gotovcev Yu.V., Mashonina E.V., Romanova G.N. [Montoring of Health State and Physical Fitness of the Students as a Methodology of Analysis and Evaluating the Process of Physical Education Productivity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2012, no. 1, pp. 40–45. (in Russ.) DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p40-45
5. Perepelyukova E.V. [Monitoring of the Functional State and Physical Fitness of the Female Students of the Special Medical Group]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 3, pp. 41–43. (in Russ.)
6. Germanov G.N., Stradze A.Eh., Sabirova I.A. [Principles of Physical Education in the Context of the Doctrine of Possibilities’ Development]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2018, no. 2, pp. 47–50. (in Russ.)
7. Ignat'eva E.P., M.M. Kolokol'cev V.Yu., Lebedinskij L.F. et al. Fizicheskoye razvitiye i fizicheskaya podgotovlennost’ studentov tret’yey funktsional’noy gruppy zdorov’ya [Physical Development and Physical Fitness of Students of the Third Functional Health Group]. Irkutsk, Irkutsk National Research Tech. Univ. Publ., 2014. 204 p.
8. Drogomeretsky V.V., Kopeikina E.N., Kondakov V.L., Iermakov S.S. Adaptation of Ruffier's Test for Assessment of Heart Workability of Students with Health Problems. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 4–10. DOI: 10.15561/18189172.2017.0101
9. Lebedinskiy V.Y., Koipysheva E.A., Rybina L.D. et al. Age Dynamic of Physical Condition Changes in Pre-School Age Girls, Schoolgirls and Students, Living in Conditions of Eastern Siberia. Physical Education of Students, 2017, vol. 21, no. 6, pp. 265–271. DOI: 10.15561/20755279.2017.0604
10. Petrenko N.V., Petrenko O.P., Romanova V.B., Ostapenko V.V. Analysis of the Functional State of Students in the Process of Healthy Training Exercises in Different Phases of the Ovarian-Menstrual Cycle. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2017, vol. 21, no. 6, pp. 285–290. DOI: 10.15561/18189172.2017.0605
11. Tavolacci M.P., Delay J., Grigioni S. et al. Changes and Specificities in Health Behaviors Among Healthcare Students Over an 8-Year Period. Plos One, 2018, vol. 13, no. 3. DOI: 10.1371/journal.pone.0194188
12. Rodriguez-Rodriguez F., Cristi-Montero C., Villa-Gonzalez E. et al. Comparison of the Physical Activity Levels during the University Life. Revista Medica De Chile, 2018, vol. 146, no. 4, pp. 442–450. DOI: 10.4067/s0034-98872018000400442
13. Melki H., Bouzid M.S., Haweni A. et al. Formative Assessment: Exploring Tunisian Cooperative Teachers Practices in Physical Education. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2017, vol. 21, no. 5, pp. 227–235. DOI: 10.15561/18189172.2017.0505
14. Bartnovskay L.A., Kudryavtsev M.D., Kravchenko V.M. et al. Health Related Applied Technology of Special Health Group Girl Students’ Physical Training. Physical education of students, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 4–9. DOI: 10.15561/20155279.2017.0101
15. Druz V.A., Iermakov S.S., Artemyeva G.P. et al. Individualization Factors of Students' Physical Education at Modern Stage of Its Realization. Physical Education of Students, 2017, vol. 21, no. 1,
pp. 10–16. DOI: 10.15561/20755279.2017.0102
16. Koryahin V.M., Blavt O.Z., Stadnyk V.V. Control of Psycho-Physiological Functions of Students with Ophthalmologic Diseases in the Process of Physical Education. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 23–30. DOI: 10.15561/18189172.2017.0104
17. Leifa A.V., Zheleznyak Y.D. Influence of Physical Activity on Students’ Life Quality. Physical Education of Students, 2017, vol. 21, no. 5, pp. 244–248. DOI: 10.15561/20755279.2017.0507
18. Velten J., Bieda A., Scholten S. et al. Lifestyle Choices and Mental Health: a Longitudinal Survey with German and Chinese Students. Bmc Public Health, 2018, vol. 18. DOI: 10.1186/s12889-018-5526-2
19. Perez-Lopez I.J., Garcia E.R., Delgado-Fernandez M. Improvement of Healthy Lifestyle Habits in University Students Through a Gamification Approach. Nutricion Hospitalaria, 2017, vol. 34, no. 4, pp. 942–951. DOI: 10.20960/nh.669
20. Yahia N., Brown C.A., Snyder E. et al. Prevalence of Metabolic Syndrome and Its Individual Components among Midwestern University Students. Journal of Community Health, 2017, vol. 42, no. 4, pp. 674–687. DOI: 10.1007/s10900-016-0304-5
21. Pryimakov A.A., Eider E., Nosko M.O., Iermakov S.S. Reliability of Functioning and Reserves of System, Controlling Movements with Different Coordination Structure of Special Health Group Girl Students in Physical Education Process. Physical Education of Students, 2017, vol. 21, no. 2, pp. 84–89. DOI: 10.15561/20755279.2017.0206
22. Druz V.A., Iermakov S.S., Nosko M.O. et al. The Problems of Students' Physical Training Individualization. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2017, vol. 21, no. 2, pp. 51–59. DOI: 10.15561/18189172.2017.0201
23. Yammine K. The Prevalence of Physical Activity among the Young Population of UAE: a Meta-Analysis. Perspectives in Public Health, 2017, vol. 137, no. 5, pp. 275–280. DOI: 10.1177/1757913916675388
Опубликован
2020-01-27
Как цитировать
Лебединский, В., Кузьмина, О., Кудрявцев, М., Грузенкин, В., & Арутюнян, Т. (2020). МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК III ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ И ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА) В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ. Человек. Спорт. Медицина, 19(4), 78-91. https://doi.org/10.14529/hsm190410
Раздел
Спортивная тренировка