ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК НА АДАПТАЦИЮ И СОСТОЯНИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • И. В. Рябова Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7669-2064 ryabovai@mgpu.ru
  • С. Н. Филиппова Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-3626-6372 svetjar@mail.ru
  • С. И. Алексеева Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2923-5527 AlekseevaSI@mgpu.ru
  • Т. А. Соболевская Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2091-3988 SobolevskayaTA@mgpu.ru
  • Д. Н. Черногоров Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6560-7119 chernogorovdn@mgpu.ru
Ключевые слова: младшие школьники, регуляторные системы, адаптация, учебные нагрузки, биместровая модель

Аннотация

Целью исследования стало изучение влияния учебных нагрузок на динамику состояния регуляторных систем, показатели адаптации детей младшего школьного возраста г. Москвы. Методы и материалы исследования. В исследовании приняли участие младшие школьники в возрасте 6–11 лет (40 девочек и 41 мальчик) Университетской школы г. Москвы, где реализована биместровая модель организации учебного года. В ходе исследования замерялись росто-весовые показатели детей и состояния регуляторной системы на аппаратно-программном комплексе «Варикард-экспресс». Результаты. Полученные результаты по показателю ПАРС свидетельствуют, что при 1-м обследовании только у 14,8 % детей наблюдается состояние нормы РС, причем число детей в состоянии нормы снижается в два раза (до 7,4 %) в четвертом биместре. Наблюдается увеличение количества школьников, находящихся в области «донозологического состояния» с 64,2 % во втором биместре до 71,6 % в четвертом биместре. Из данных по показателю СИ следует, что под влиянием учебных нагрузок число детей с нормальными показателями СИ снижается на 11,1 % и достигает 50,6 %, а число детей с состоянием «компенсированного дистресса», т. е. начального уровня напряжения регуляторных систем, в четвертом биместре возрастает в 1,4 раза с 19,8 до 28,4 %. Заключение. Скрининг и мониторинг состояния регуляторных систем отражают уровень адаптации младших школьников к учебным нагрузкам, позволяют осуществлять динамический контроль за их изменениями, а также подбирать эффективные дидактические, психолого-педагогические методы и средства для обучающихся с учетом их состояния здоровья.

Информация об авторах

И. В. Рябова , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва

С. Н. Филиппова , Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры оздоровительной и адаптивной физической культуры, Московский государственный областной университет. 141014, Московская область, г. Мытищи

С. И. Алексеева , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры адапталогии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва

Т. А. Соболевская , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании института системных проектов, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва

Д. Н. Черногоров , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адапталогии и спортивной подготовки института естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва

Опубликован
2021-02-02
Как цитировать
Рябова, И., Филиппова, С., Алексеева, С., Соболевская, Т., & Черногоров, Д. (2021). ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК НА АДАПТАЦИЮ И СОСТОЯНИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Человек. Спорт. Медицина, 20(4), 55-61. https://doi.org/10.14529/hsm200406
Раздел
Физиология