АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ

  • Е. И. Шеенко Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия https://orcid.org/0000-0003-0590-8782 ekaterinakli44owa@yandex.ru
  • Н. Н. Рыжкова Барнаульский государственный педагогический колледж, г. Барнаул, Россия https://orcid.org/0000-0001-7753-1545 kazakovanadia1@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная деятельность, инклюзивное образование, инклюзивные компетенции, учитель физической культуры, физическое воспитание в инклюзивных условиях, адаптивная физическая культура

Аннотация

Цель исследования: выявить затруднения практикующих учителей адаптивной физической культуры и на основе полученных результатов предложить пути совершенствования подготовки студентов по специальности «Адаптивная физическая культура», способных к осуществлению профессиональной деятельности в инклюзивных условиях. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 45 учителей разного квалификационного уровня, среди которых с высшим образованием – 71 % респондентов, 29 % – со средним специальным образованием. В качестве ведущего метода исследования был использован метод анкетирования на основе разработанного нами опросника, направленного на выявление затруднений и профессиональных проблем учителей. Для оценивания результатов опроса использовался метод ранжирования с последующей математико-статистической обработкой. Результаты. Анкетирование учителей адаптивной физической культуры показало, что в процессе физического воспитания обучающихся в инклюзивных условиях 24,1 % респондентов имеют высокий уровень затруднений; 39,2 % учителей испытывают средний уровень; с низким уровнем затруднений обнаружено 25,7 % респондентов, и только 11,0 % не испытывают каких-либо проблем. Выявлено, что ведущими являются следующие проблемы: достижение частной задачи всеми участниками образовательного процесса в рамках урока, реализуемого в инклюзивной форме; разработка адаптированных учебных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, а также других документов планирования (план-конспект занятия, тематический и поурочный планы) и др. Заключение. Выявлены проблемы и недостатки в подготовке профессиональных кадров по адаптивной физической культуре. Посредством анкетирования учителей получен ценный материал, позволивший дополнить перечень профессиональных компетенций программы подготовки специалистов среднего звена недостающими профессиональными компетенциями инклюзивного характера (ПКи). Включение данных компетенций в стандарт подготовки специалистов инклюзивного образования позволит совершенствовать процесс подготовки будущих учителей.

Информация об авторах

Е. И. Шеенко , Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент отделения физической культуры и спорта, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 656038, г. Барнаул

Н. Н. Рыжкова , Барнаульский государственный педагогический колледж, г. Барнаул, Россия

Председатель ПЦК преподавателей физической культуры и методики физвоспитания, методист, Барнаульский государственный педагогический колледж. 656010, г. Барнаул

Литература

1. Алехина, С.В. К вопросу психологической готовности учителя к включающему образованию / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: О.Ю. Бухаренкова, И.А. Телина, Т.В. Тимохина. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2016. – С. 16–20.
2. Горбунова, Л.Н. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации: науч.-метод. пособие / Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх. – М.: АПКиППРО, 2006.
3. Евсеева, О.Э. Инклюзивные занятия спортом / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. – 2017. – №1 (69). – С. 1–6.
4. Емельянова, Т.В. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования / Т.В. Емельянова, Ю.М. Александров // Вектор Науки ТГУ. – 2013. – № 3. – С. 420–423.
5. Емельянова, И.Д. Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов инклюзивного дошкольного образования / Т.В. Емельянова, О.А. Подольская // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 2. – https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN219. pdf (дата обращения: 10.03.2020).
6. Кетриш, Е.В. О проблеме инклюзивного образования в сфере физической культуры / Е.В. Кетриш // Сибир. пед. журнал. – 2015. – № 3. – С. 121–125.
7. Подготовка специалистов-консультантов по развитию инклюзивного образования в регионе / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина, Т.Г. Зубарева, Н.А. Полякова // Дефектологическая наука – практике: материалы I Всероссийского съезда дефектологов. – 2016. – С. 237–244.
8. Романовская, И.А. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации / И.А. Романовская, И.Н. Хафизуллина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – http://science-education.ru/ru/article/view?id= 14333 (дата обращения: 03.04.2020).
9. Соломин, В.П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования / В.П. Соломин // Адаптивная физ. культура. – 2010. – № 4. – С. 15–17.
10. Черкасова, С.А. Опыт формирования готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования / С.А. Черкасова, А.В. Лобанова // Междунар. науч. журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2014. – № 2 (45). – С. 173–176.
11. Forlin, C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns / C. Forlin, D.J. Chambers // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – February, 2011. – Vol. 39, no. 1. – Р. 17–32. DOI: 10.1080/1359866X.2010.540850
12. Kesälahti, E. Learning from Our Neighbours: Inclusive Education in the Makin / E. Kesalahti, S. Väyyrynen and others. – Rovaniemi: University of Printing Centre, 2013. – 102 p.
13. Klavina, A. The Effect of Peer Tutoring in Physical Education for Middle School Students with Severe Disabilities / A. Klavina, K. Rodionova // European Journal of Adapted Physical Activity. – 2015. – Vol. 8, no. 2. – Р. 3–17. DOI: 10.5507/euj.2015.005
14. Winter, E.C. Preparing new teachers for inclusive schools and classrooms / E.C. Winter // Support for Learning. – 2006. – Vol. 21 (2). – Р. 85–91.

References

1. Alekhina S.V., Bukharenkova O.Yu., Telina I.A., Timokhina T.V. [To the Question of the Teacher's Psychological Readiness for Inclusive Education]. Inklyuzivnoye obrazovaniye: teoriya i praktika: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Inclusive Education. Theory and Practice. Collection of Materials of the International Scientific-Practical Conference], 2016, pp. 16–20. (in Russ.)
2. Gorbunova L.N., Tsvelyukh I.P. Podderzhka professional’nykh initsiativ pedagoga v protsesse povysheniya kvalifikatsii: nauch.-metod. posobiye [Support of Teacher's Professional Initiatives in the Process of Professional Development]. Moscow, 2006.
3. Evseyeva O.E., Evseyev S.P., Aksenov A.V. [Inclusive Sports Activities]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2017, no. 1 (69), pp. 1–6. (in Russ.)
4. Emel’yanova T.V., Aleksandrov Yu.M. [Theoretical Aspects of the Readiness of Specialists in Physical Culture and Sport to Work in Inclusive Education]. Vektor Nauki TGU [Vector of Science TSU], 2013, no. 3, pp. 420–423. (in Russ.)
5. Emel’yanova I.D., Emel’yanova T.V., Podol’skaya O.A. [Technology of Modeling Professional Competence of Teachers of Inclusive Preschool Education]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology], 2019, no. 2. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN219.pdf (accessed 10.03.2020).
6. Ketrish E.V. [On the Problem of Inclusive Education in the Sphere of Physical Culture]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2015, no. 3, pp. 121–125. (in Russ.)
7. Rossiyskaya E.N., Garanina L.A., Zubareva T.G., Polyakova N.A. [Training of Specialist-Consultants for the Development of Inclusive Education in the Region]. Defektologicheskaya nauka – praktike materialy I Vserossiyskogo s”yezda defektologov [Defectological Science – Practice Materials of the I All-Russian Congress of Defectologists], 2016, pp. 237–244. (in Russ.)
8. Romanovskaya I.A., Khafizullina I.N. [Development of Inclusive Competence of a Teacher in the Process of Professional Development]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2014, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14333 (accessed 03.04.2020).
9. Solomin V.P. [Application by Specialists in Physical Culture of Humanitarian Technologies in Conditions of Inclusive Education]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2010, no. 4, pp. 15–17. (in Russ.)
10. Cherkasova S.A., Lobanova A.V. [Experience of Formation of Readiness of Students-Psychologists to Work in the System of Inclusive Education]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal “Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya” [International Scientific Journal. World of Science, Culture, Education], 2014, no. 2 (45), pp. 173–176. (in Russ.)
11. Forlin C., Chambers D.J. Teacher Preparation for Inclusive Education: Increasing Knowledge but Raising Concerns. Asia-Pacific Journal of Teacher Education, 2011, vol. 39, no. 1, pp. 17–32. DOI: 10.1080/1359866X.2010.540850
12. Kesälahti E., Väyyrynen S. et al. Learning from Our Neighbours: Inclusive Education in the Makin. Rovaniemi: University of Printing Centre, 2013. 102 p.
13. Klavina A., Rodionova K. The Effect of Peer Tutoring in Physical Education for Middle School Students with Severe Disabilities. European Journal of Adapted Physical Activity, 2015, vol. 8, no. 2, pp. 3–17. DOI: 10.5507/euj.2015.005
14. Winter E.C. Preparing New Teachers for Inclusive Schools and Classrooms. Support for Learning, 2006, vol. 21 (2), pp. 85–91. DOI: 10.1111/j.1467-9604.2006.00409.x
Опубликован
2021-06-22
Как цитировать
Шеенко, Е., & Рыжкова, Н. (2021). АНАЛИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНКЛЮЗИВНЫХ УСЛОВИЯХ. Человек. Спорт. Медицина, 21(S1), 45-52. https://doi.org/10.14529/hsm21s107
Раздел
Современные педагогические и психологические технологии в физическом воспитании