ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

  • Б. Г. Толистинов Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия https://orcid.org/0000-0002-8514-6433 deadhunter-best@yandex.ru
  • Е. И. Шеенко Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия https://orcid.org/0000-0003-0590-8782 sheenk@rambler.ru
Ключевые слова: специальная медицинская группа, формирование потребности, интерактивный подход, самостоятельная физкультурная активность, физическое воспитание

Аннотация

Цель. Проанализировать и обосновать эффективность использования интерактивных средств обучения на примере мультимедийных презентаций по имеющимся заболеваниям студентами специальных медицинских групп (СМГ) как одного из основных факторов в формировании у них потребности самостоятельной физкультурной активности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 392 студента СМГ. Исследования проходили в три этапа: первый этап – анкетный опрос на предмет отношения студентов СМГ к имеющимся заболеваниям; второй этап – оценка уровня интегральной потребности в ценностях физической культуры; третий этап – апробирование в образовательном процессе по физическому воспитанию интерактивных средств в форме мультимедийных презентаций. Результаты. 55,07 % опрошенных студентов СМГ не имеют полного представления об имеющемся заболевании. 83,01 % студентов СМГ не имеют достаточных знаний о протекании и исходе своего заболевания. У 66,47 % студентов СМГ отсутствует понимание того, к чему может привести бездействие в сложившейся ситуации со здоровьем и пассивный образ жизни. Интегральная потребность в ценностях физической культуры у опрошенных студентов СМГ находится в диапазоне от «сослагательной» (11–20 баллов) до «случайной» (41–50 баллов), а это самые низкие её уровни. Определено, что базовым и эффективным средством интерактивных подходов в формировании потребности самостоятельной физкультурной активности у студентов СМГ будут являться мультимедийные презентации на тему  «Мой диагноз: прошлое, настоящее, будущее». Заключение. Целенаправленное использование интерактивных подходов в физическом воспитании студентов в форме мультимедийных презентаций, содержащих теоретические сведения (в текстовом, аудио-, фото- и видеоформатах) о своих диагнозах (заболеваниях), могут стать эффективными подходами и средствами формирования потребности в самостоятельной физкультурной активности у студентов СМГ, что в свою очередь позволит повысить уровень их здоровья и жизненный потенциал.

Информация об авторах

Б. Г. Толистинов , Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия

Преподаватель, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 656038, г. Барнаул

Е. И. Шеенко , Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 656038, г. Барнаул

Литература

1. Жован, Г.Ф. Обобщение опыта организации учебной работы по дисциплине «Физическая культура» на специальном учебном отделении / О.Г. Румба, Г.Ф. Жован // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию города Стерлитамак и 20-летию СИФК, 17–18 мая 2016 г. / под ред. д.п.н., проф. В.С. Степанова. – Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2016. – С. 277–280.
2. Зайцева, В.В. Индивидуальный подход в физическом воспитании и его реализация на основе компьютерных технологий: учеб. пособие / В.В. Зайцева. – М., 1998. – 85 с.
3. Захарова, Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода / Л.В. Захарова // Междунар. науч.-исследоват. журнал. – 2016. – http://research-journal.org. DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.030
4. Коваленко, Т.Г. Модульное обучение и индивидуальный подход в физвоспитании студентов СМО / Т.Г. Коваленко, М.Г. Рыжкина, О.А. Моисеева // Научно-методическая конференция: тез. докл. – Омск, 1999. – С. 168–169.
5. Модель проектирования информационной системы мониторинга уровня здоровья студенческой молодежи / Д.А. Ульянов, А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 4. – С. 3–6.
6. Регуляция функции внешнего дыхания студентов с различной двигательной активностью / Р.А. Гайнуллин, А.П. Исаев, В.В. Эрлих, Ю.Б. Кораблева // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 17–19.
7. Румба, О.Г. О содержании занятий физической культурой со студентами специального учебного отделения / О.Г. Румба, М.Д. Богосва, E.H. Копейкина // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 10–12 нояб. 2010 г. – Тольятти, 2010. – Т. 1. – С. 267–271.
8. Савосина, М.Н. Проблемы формирования у студентов ответственности за личное здоровье в рамках предмета «Физическое воспитание» / М.Н. Савосина // Инновационные процессы в области образования, науки и производства: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. – Нижнекамск, 2004. – С. 42–44.
9. Семенов, Л.А. Коррекция физической подготовленности студентов специальных медицинских групп с использованием индивидуальных программ / Л.А. Семенов, П.В. Шлыков // Теория и практика физ. культуры, 2005. – № 1. – С. 43–46.
10. Толистинов, Б.Г. Анализ отношения студентов специальных медицинских групп к своему здоровью / Б.Г. Толистинов // Роль местного самоуправления в развитии молодёжной политики, физической культуры и спорта: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. «Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта». – Омск: Изд-во: ООО «Алые паруса», 2018. – С. 149–153.
11. Fedorov, A. Media Education and Media Literacy: Experts Opinions / А. Fedorov // MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. – Paris: UNESCO, 2003. – 10 p.
12. Information texnology in the humanities: Tools, techniques a applications / Ed. S. Rahtz. – Chichester: Horwood; NY / etc: Wi-ley, 1987.
13. Moscovchenco, O.N. Social and Pedagogical Rehabilitation of Female Students with Disabilities / O.N. Moscovchenco, D.A. Shubin, L.W. Zakharova // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2012. – Vol. 5. – P. 1069–1082.
14. Perna, F.M. Psychological stress, exercise and immunity / F.M. Perna, N. Schneidermaan, La Perriere // Int. J. Sports. Med. – 1997. – No. 18, S. I. – P. 78–83.
15. Russell, P. Teaching and Learning with Interactive Media: Report of the Evaluation Study / P. Russell, J. Taylor. – Coventry: National Council for Educational Technology, 1994.

References

1. Zhovan G.F., Rumba O.G. [Generalization of the Experience of Organizing Educational Work in the Discipline Physical Culture at a Special Educational Department]. Aktual’nyye problemy adaptivnoy fizicheskoy kul’tury i adaptivnogo sporta: obrazovaniye, nauka, praktika, perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 250-letiyu goroda Sterlitamak i 20-letiyu SIFK [Actual Problems of Adaptive Physical Education and Adaptive Sports. Education, Science, Practice, Development Prospects. Materials of the International Scientific-Practical Conference Dedicated to the 250th Anniversary of the City of Sterlitamak and the 20th Anniversary of SIFK], 2016, pp. 277–280. (in Russ.)
2. Zaytseva V.V. Individual’nyy podkhod v fizicheskom vospitanii i ego realizatsiya na osnove komp’yuternykh tekhnologiy: ucheb. posobiye [An Individual Approach to Physical Education and Its Implementation Based on Computer Technology]. Moscow, 1998. 85 p.
3. Zakharova L.V. [Support of Sports and Fitness Activities of Students of a Special Medical Group of a University Based on an Integrated Approach]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal [International Research Journal], 2016. Available at: http://research-journal.org (in Russ.) DOI: 10.18454/IRJ.2016.47.030
4. Kovalenko T.G., Ryzhkina M.G., Moiseyeva O.A. [Modular Training and an Individual Approach to Physical Education of Students of SMO]. Nauchno-metodicheskaya konferentsiya: tez. dokl. [Scientific-Methodical Conference], 1999, pp. 168–169. (in Russ.)
5. Ul’yanov D.A., Shklyarenko A.P., Kovalenko T.G. et al. [The Design Model of the Information System for Monitoring the Level of Health of Student Youth]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2013, no. 4, pp. 3–6. (in Russ.)
6. Gaynullin R.A., Isayev A.P., Erlikh V.V., Korableva Yu.B. [Regulation of the Function of External Respiration of Students with Various Motor Activity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 3, pp. 17–19. (in Russ.)
7. Rumba O.G., Bogosva M.D., Kopeykina E.H. [On the Content of Physical Education Classes with Students of a Special Educational Department]. Professional’no-lichnostnoye razvitiye studentov v obrazovatel’nom prostranstve fizicheskoy kul’tury: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professional and Personal Development of Students in the Educational Space of Physical Education. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference], 2010, vol. 1, pp. 267–271. (in Russ.)
8. Savosina M.N. [Problems of Formation of Students' Responsibility for Personal Health in the Framework of the Subject Physical Education]. Innovatsionnyye protsessy v oblasti obrazovaniya, nauki i proizvodstva: materialy Mezhregional’noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovative Processes in the Field of Education, Science and Production. Materials of the Interregional Scientific and Practical Conference], 2004, pp. 42–44. (in Russ.)
9. Semenov L.A., Shlykov P.V. [Correction of Physical Fitness of Students of Special Medical Groups Using Individual Programs]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, no. 1, pp. 43–46. (in Russ.)
10. Tolistinov B.G. [Analysis of the Attitude of Students of Special Medical Groups to Their Health]. Rol’ mestnogo samoupravleniya v razvitii molodëzhnoy politiki, fizicheskoy kul’tury i sporta: materialy IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Role of Local Self-Government in the Development of Youth Policy, Physical Culture and Sports. Materials of the IX All-Russian Scientific-Practical Conference], 2018, pp. 149–153. (in Russ.)
11. Fedorov A. Media Education and Media Literacy: Experts Opinions. MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris, UNESCO Publ., 2003. 10 p. DOI: 10.2139/ssrn.2626372
12. Rahtz S. (Ed.) Information Technology in the Humanities: Tools, Techniques a Applications. Chichester, Horwood; NY / etc: Wiley, 1987.
13. Moscovchenco O.N., Shubin D.A., Zakharova L.W. Social and Pedagogical Rehabilitation of Female Students with Disabilities. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2012, vol. 5, pp. 1069–1082.
14. Perna F.M., Schneidermaan N., La Perriere. Psychological Stress, Exercise and Immunity. Int. J. Sports. Med., 1997, no. 18, s. 1, pp. 78–83. DOI: 10.1055/s-2007-972703
15. Russell P., Taylor J. Teaching and Learning with Interactive Media: Report of the Evaluation Study. Coventry, National Council for Educational Technology, 1994.
Опубликован
2019-12-06
Как цитировать
Толистинов, Б., & Шеенко, Е. (2019). ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП. Человек. Спорт. Медицина, 19(3), 88-95. https://doi.org/10.14529/hsm190311
Раздел
Спортивная тренировка