ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • И. Н. Гернет Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0965-468X irinagernet@yandex.ru
  • В. Н. Пушкина Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия; Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6092-7102 taiss43@yandex.ru
  • Е. Ю. Федорова Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-6992-4282 elefedor@yandex.ru
Ключевые слова: функциональная готовность, физическое здоровье, дети младшего школьного возраста

Аннотация

Целью исследования явилось проведение мониторинга функционального состояния школьников для выявления уровня их функциональной подготовленности к занятиям физической культурой и персонификации обучения, построения индивидуализированной образовательной траектории. Организация и методы. Исследования проводились в шести общеобразовательных организациях г. Москвы в течение 2019/2020 учебного года. Исследован уровень функциональной подготовленности к занятиям физической культурой и спортом у 507 детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Проанализированы антропометрические и функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы, адаптационный потенциал, и проведена интегральная оценка функциональной подготовленности детей. Результаты. Выявлено, что у трети детей наблюдается низкий и ниже среднего уровень функциональной подготовленности к физическим нагрузкам и нарушения в работе сердца, что подтверждается наличием напряжения механизмов адаптации у этих детей. У половины детей наблюдается слабое развитие мышечного корсета и дыхательных мышц и, как следствие, недостаточность в работе кардиореспираторной системы, достоверно чаще встречаемые у девочек. У трети исследуемых детей наблюдалось нарушение массы тела, при этом избыточная масса тела встречалась у 23,9 % детей, ожирение наблюдалось у 10,3 %, что свидетельствует о наличии у этих детей фактора риска сердечно-сосудистой патологии и сахарного диабета. Заключение. Выявленные у детей функциональные особенности необходимо учитывать при планировании физических нагрузок для эффективной и безопасной организации занятий физической культурой и спортом.

Информация об авторах

И. Н. Гернет , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности института естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва

В. Н. Пушкина , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия; Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва, Россия

доктор биологических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности института естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва; главный аналитик лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании, Институт возрастной физиологии РАО. 119121, г. Москва

Е. Ю. Федорова , Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры биологии и физиологии человека института естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет. 129226, г. Москва

Литература

1. Анисимова, Н.В. Интегральная оценка физического здоровья учащихся / Н.В. Анисимова, А. А. Пашин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. – 2013. – № 1 (1). – С. 5–14.
2. Бережнова, З.З. Статистика смертности школьников и студентов на занятиях физической культурой / З.З. Бережнова, И.М. Плиев // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: материалы VI Междунар. науч.-метод. конф., 15 марта 2018 г. – Уфа: Уфим. гос. нефт. техн. ун-т, 2018. – С. 27–32.
3. Москвичева, А.А. Случаи внезапных смертей школьников и студентов во время занятий физкультурой / А.А. Москвичева, А.Н. Борисов // Научный Альманах. – 2016. – № 26–2. – С. 340–343.
4. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт и др. // Гигиена и санитария. – 2017. – № 96 (10). – С. 990–995.
5. Синельников, И.Ю. Состояние здоровья российских школьников: факторы влияния, риски, перспективы / И.Ю. Синельников // Наука и школа. – 2016. – № 3. – С. 155–164.
6. Сухарева, Л.М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. – 2014. – № 3. – С. 28–30.
7. Типовой портрет физической активности обучающихся общеобразовательных организаций Москвы / Е.Ю. Федорова, В.Н. Пушкина, И.Н. Гернет, А.Е. Сизов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2019. – № 9 (175). – С. 304–309.
8. Krivoschekov, S.G. Physical development in tuvinian adolescents / S.G. Krivo-schekov, M.D. Roifman // Intern. J. of Circum-polar Health. – 2001. – Vol. 60, No. 1. – P. 6.
9. Kuchma, V. International experience of organizing school nutrition / V. Kuchma, J. Gorelova // The Union of Pediatricians of Russia Scientific Practical Journal. – 2009. – No. 8. – Р. 60–66.
10. The features of reflectory and voluntary control of thoracic and abdominal respiratory movements / A. Minyaeva, V. Minyaev, M. Petushkov и др. // International Congress “Neuroscience for Medicine and Psychology”, 2008. – Р. 204–205.
11. Using Wearable Devices To Stimulate Students Motor Of Physical Activity And Consequence / A.E. Stradze, V.N. Pushkina, E.Yu. Fedorova et al. // Physcological Responce. Propósitos y Representaciones. – 2020. – No. 8 (2). – Р. 8–12. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2020.v8n2.510
12. Young people’s health in context. Health behavior in school aged Children BSC study: intenational report from 2001/2001 survey / [Ed. Candace Currie et al.]. – Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2007. – 270 p.

References

1. Anisimova N.V., Pashin A.A. [Integral Assessment of the Physical Health of Students]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Estestvennyye nauki [News of Higher Educational Institutions. Volga Region. Natural Sciences], 2013, no. 1 (1), pp. 5–14. (in Russ.)
2. Berezhnova Z.Z., Pliyev I.M. [Mortality Statistics of Schoolchildren and Students in Physical Culture Lessons]. Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii Fizicheskaya kul’tura i sport v sisteme vysshego obrazovaniya [Materials of the VI International Scientific and Methodological Conference Physical Culture and Sport in the System of Higher Education], 2018, pp. 27–32. (in Russ.)
3. Moskvicheva A.A., Borisov A.N. [Cases of Sudden Death of Schoolchildren and Students During Physical Education]. Nauchnyy Al’manakh [Scientific Almanac], 2016, no. 26–2, pp. 340–343. (in Russ.)
4. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K. et al. [Population Health of the Child Population, Health Risks and Sanitary and Epidemiological Well-Being of Students: Problems, Solutions, Technology of Activity]. Gigiyena i sanitariya [Hygiene and Sanitation], 2017, no. 96 (10), pp. 990–995. (in Russ.) DOI: 10.18821/0016-9900-2017-96-10-990-995
5. Sinel’nikov I.Yu. [The State of Health of Russian Schoolchildren. Factors of Influence, Risks, Prospects]. Nauka i shkola [Science and School], 2016, no. 3, pp. 155–164. (in Russ.)
6. Sukhareva L.M., Rapoport I.K., Polenova M.A. [The State of Health of Moscow School-children and Factors Influencing its Formation (Longitudinal Study)]. Zdorov’ye naseleniya i sre-da obitaniya [Public Health and Habitat], 2014, no. 3, pp. 28–30. (in Russ.)
7. Fedorova E.Yu., Pushkina V.N., Gernet I.N., Sizov A.E. [Typical Portrait of Physical Activity of Students of General Educational Institutions of Moscow]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft], 2019, no. 9 (175), pp. 304–309. (in Russ.)
8. Krivoschekov S.G., Roifman M.D. Physical Development in Tuvinian Adolescents. Intern. J. of Circumpolar Health., 2001, vol. 60, no. 1, p. 6. DOI: 10.1080/22423982.2001.12112992
9. Kuchma V., Gorelova J. International Experience of Organizing School Nutrition. The Union of Pediatricians of Russia Scientific Practical Journal, 2009, no. 8, pp. 60–66.
10. Minyaeva A., Minyaev V., Petushkov M. et al. The Features of Reflectory and Voluntary Control of Thoracic and Abdominal Respiratory Movements. International Congress “Neuroscience for Medicine and Psychology”, 2008, pp. 204–205.
11. Stradze A.E., Pushkina V.N., Fedorova E.Yu. et al. Using Wearable Devices to Stimulate Students Motor of Physical Activity and Consequence. Physcological Responce. Propósitos y Representaciones, 2020, no. 8 (2), pp. 8–12. DOI: 10.20511/pyr2020.v8n2.510
12. Candace Currie et al. Yong Peoples Health in Context. Health Behavior in School Aged Children BSC Study: Intenational Report from 2001/2001 survey. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2007. 270 p.
Опубликован
2021-07-07
Как цитировать
Гернет, И., Пушкина, В., & Федорова, Е. (2021). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Человек. Спорт. Медицина, 21(2), 27-33. https://doi.org/10.14529/hsm210203
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)