РИСКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫЕ С ДИСТАНЦИОННЫМ ФОРМАТОМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ)

  • Т. Ю. Шелехова Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2596-0983 shelekhova_t_yu@staff.sechenov.ru
  • И. А. Лазарева Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-8378-2762 lazareva_i_a@staff.sechenov.ru
  • Е. П. Щукина Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-4076-6935 elena.shchukina78@gmail.com
  • В. Б. Гаврилов Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9665-8071 gavrilov.vb@mipt.ru
  • М. С. Попов Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-1225-6735 popov.ms@phystech.edu
Ключевые слова: студенты, самоизоляция, дистанционное обучение, гиподинамия, сердечно-сосудистые заболевания, физическая активность

Аннотация

Цель: анализ новых условий самоизоляции, в которых оказалась студенческая молодежь в связи с эпидемией Covid-19. Методология исследования. Использован теоретический анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов за последние десять лет в области обучения с привлечением информационных технологий и статистические материалы заболеваемости и смертности от хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) в России за последние 10 лет. Результаты. Рассмотрены особенности учебы в дистанционном формате. Указана роль факторов риска на развитие ХНИЗ, в том числе сердечно-сосудистых заболеваний. Сделаны выводы о негативном влиянии условий «домашнего обучения» на здоровье учащихся высших образовательных учреждений и предложены варианты борьбы с ними с целью профилактики развития ХНИЗ с привлечением информационных технологий. Заключение. Внедрение инновационной методики преподавания физической культуры в вузах с помощью современных информационных (телемедицина, Интернет) технологий позволит заинтересовать и привлечь большее количество студенческой молодежи к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) и развитию их спортивных навыков.

Информация об авторах

Т. Ю. Шелехова , Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

И. А. Лазарева , Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

Е. П. Щукина , Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и наркологии, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Россия, 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

В. Б. Гаврилов , Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

Руководитель департамента физической культуры и спорта, Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет). Россия, 141700, Московская область, Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9.

М. С. Попов , Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия

Бакалавр физико-математических наук, секретарь-администратор Управления внеучебной деятельности, Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет). Россия, 141700, Московская область, Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9.

Литература

1. Вольчик, В.В. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек / В.В. Вольчик, И.М. Ширяев // Актуальные проблемы экономики и права. – 2020. – № 2 (14). – С. 235–248.
2. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. – ВОЗ, 2010. – 60 с.
3. Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними на 2013–2020 гг. – ВОЗ, 2013. – 107 с.
4. Глобальный план действий ВОЗ по повышению уровня физической активности на 2018–2030 гг. «Повышение уровня активности людей для укрепления здоровья в мире». – ВОЗ, 2018. – 8 с.
5. Данилов, А.Б. Офисный синдром – это реальность / А.Б. Данилов, Ю.М. Курганова // Рус. мед. журнал. Неврология и психиатрия. – 2011. – № 30. – С. 2–7.
6. Дерксен, К.С. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом / К.С. Дерксен // Новые информационные технологии в науке: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – № 1 – С. 146–150.
7. Ильин, Д.И. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом / Д.И. Ильин, Е.А. Волкова // Польский междунар. журнал науч. публикаци Colloquium-journal. – 2019. – № 3–5. – С. 27–29.
8. Ковальчук, С.С. Онлайн-обучение: из опыта зарубежных и российских вузов / С.С. Ковальчук, Н.А. Гаркуша, Е.Н. Медякина, Ю.Н. Мухина // Высш. образование сегодня. – 2020. – № 1. – С. 31–37.
9. Метаболический синдром: история развития, основные критерии диагностики / Ю.Н. Беленков, Е.В. Привалова, В.Ю. Каплунова и др. // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – 2018. – № 14(5). – С. 757–764.
10. Мотивация студенчества к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.А. Давыдова, Е.В. Каргаполова, Н.Н. Денисенкова, Е.Н. Кананерова // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 2. – С. 79–81.
11. Родионов, В.А. Влияние самоизоляции в условиях пандемии Covid-19 на качество жизни, связанное со здоровьем студентов / В.А. Родионов, М.А. Родионова // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 5. – С. 97–99.
12. Рыбачук, Н.А. Онлайн-обучение физического воспитания в вузе / Н.А. Рыбачук, С.Ю. Розинцева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2021. – № 1. – С. 100–103.
13. Савельев, Д.С. Потребность студентов технического вуза в создании онлайн-курса по теории физической культуры / Д.С. Савельев, Е.С. Жерлыгина, Я.А. Куванов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 23–24.
14. Состояние здоровья студентов Российской Федерации по данным диспансерного обследования / О.В. Гончарова, Е.Е. Ачкасов, Т.А. Соколовская и др. // Медико-социальная экспертиза. – 2013. – № 3. – С. 10–14.
15. Цифровая трансформация российских вузов: первый опыт / Н.Х. Савельева, Е.А. Гнатышева, Н.В. Уварина и др. // Азимут науч. исследований: педагогика и психология. – 2021. – № 1 (34). – С. 226–229.
16. COVID-19: The Global Pandemic and Cities’ Resilience. – 2020 Musa, G.U. – https://www. linkedin.com/pulse/covid-19-global-pandemic-cities-resilience-godswill-unekwuojo-musa.
17. European Guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice: The Sixth Joint Task Force of the European Society of Cardiology and Other Societies on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice (constituted by representatives of 10 societies and by invited experts) Developed with the special contribution of the European Association for Cardiovascular Prevention & Rehabilitation (EACPR) / M.F. Piepoli, A.W. Hoes, S. // European Heart Journal – 2016. – № 37 (29). – Р. 2315–2381.
18. Physical education's role in public health: steps forward and backward over 20 years and HOPE for the future / J.F. Sallis, T.L. McKenzie, M.W. Beets et al. // Research Quarterly for Exercise and Sport. – 2012. – № 83 (2). – Р. 125–135.
19. Wordwide trends in insufficient physical activity froom 2001 to 2016: a pooled analysis of 358 population-based surveys with 1.9 million participants / R. Guthold, G.A. Stevens, L.M. Riley, F.C. Bull // The Lancet. Global Health. – 2018. – № 10 (6). – Р. 1077–1086.

References

1. Vol’chik V.V., Shiryayev I.M. [Distance Higher Education in Conditions of Self-Isolation and the Problem of Institutional Traps]. Aktual’nyye problemy ekonomiki i prava [Actual Problems of Economics and Law], 2020, no. 2 (14), pp. 235–248. (in Russ.) DOI: 10.21202/1993-047X.14.2020.2.235-248
2. Global Recommendations for Physical Activity for Health. WHO, 2010. 60 p.
3. Global Action Plan for the Prevention and Control of Noncommunicable Diseases 2013–2020. WHO, 2013. 107 p.
4. WHO Global Action Plan to Increase Physical Activity 2018–2030. Increasing the Activity of People to Improve Global Health. WHO, 2018. 8 p.
5. Danilov A.B., Kurganova Yu.M. [Office Syndrome is a Reality]. Russkiy meditsinskiy zhurnal. Nevrologiya i psikhiatriya [Russian Medical Journal. Neurology and Psychiatry], 2011, no. 30, pp. 2–7. (in Russ.)
6. Derksen K.S. [Disease Prevention and Health Promotion Through Physical Education and Sports]. V sbornike: novyye informatsionnyye tekhnologii v nauke. sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [In the Collection. New Information Technologies in Science. Collection of Articles of the International Scientific-Practical Conference], 2019, no. 1, pp. 146–150. (in Russ.)
7. Il’in D.I., Volkova E.A. [Disease Prevention and Health Promotion Through Physical Education and Sports]. Pol’skiy mezhdunarodnyy zhurnal nauchnykh publikatsiy Colloquium-journal [Polish International Journal of Scientific Publications Colloquium-Journal], 2019, no. 3–5, pp. 27–29.
8. Koval’chuk S.S., Garkusha N.A., Medyakina E.N., Mukhina Yu.N. [Online Learning. From the Experience of Foreign and Russian Universities]. Vyssheye obrazovaniye segodnya [Higher Education Today], 2020, no. 1, pp. 31–37. (in Russ.)
9. Belenkov Yu.N., Privalova E.V., Kaplunova V.Yu. et al. [Metabolic Syndrome. History of Development, Main Diagnostic Criteria]. Ratsional’naya farmakoterapiya v kardiologii [Rational Pharmacotherapy in Cardiology], 2018, no. 14 (5), pp. 757–764. (in Russ.) DOI: 10.20996/1819-6446-2018-14-5-757-764
10. Davydova Yu.A., Kargapolova E.V., Denisenkova N.N., Kananerova E.N. [Student Motivation for Physical Culture and Sports Activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2021, no. 2, pp. 79–81. (in Russ.)
11. Rodionov V.A., Rodionova M.A. [The Impact of Self-Isolation During the Covid-19 Pandemic on the Quality of Life Associated with the Health of Students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2021, no. 5, pp. 97–99. (in Russ.)
12. Rybachuk N.A., Rozintseva S.Yu. [Online Teaching of Physical Education at the University]. Ekonomicheskiye i gumanitarnyye issledovaniya regionov [Economic and Humanitarian Studies of Regions], 2021, no. 1, pp. 100–103. (in Russ.)
13. Savel’yev D.S., Zherlygina E.S., Kuvanov Ya.A. [The Need of Students of a Technical University to Create an Online Course on the Theory of Physical Culture]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 3, pp. 23–24. (in Russ.)
14. Goncharova O.V., Achkasov E.E., Sokolovskaya T.A. et al. [The State of Health of Students of the Russian Federation According to the Dispensary Examination]. Mediko-sotsial’naya ekspertiza [Medico-Social Expertise], 2013, no. 3, pp. 10–14. (in Russ.)
15. Savel’yeva N.Kh., Gnatysheva E.A., Uvarina N.V. et al. [Digital Transformation of Russian Universities. First Experience]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research. Pedagogy and Psychology], 2021, no. 1 (34), pp. 226–229. (in Russ.)
16. COVID-19: The Global Pandemic and Cities’ Resilience. Available at: https://www.linkedin.com/pulse/covid-19-global-pandemic-cities-resilience-godswill-unekwuojo-musa. 2020 Musa, G.U.
17. Piepoli M.F., Hoes A.W. et al. European Guidelines on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice: The Sixth Joint Task Force of the European Society of Cardiology and Other Societies on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice (Constituted by Representa-tives of 10 Societies and by Invited Experts) Developed with the Special Contribution of the European Association for Cardiovascular Prevention & Rehabilitation (EACPR). European Heart Journal, 2016, no. 37 (29), pp. 2315–2381.
18. Sallis J.F., McKenzie T.L., Beets M.W. et al. Physical Education's Role in Public Health: Steps Forward and Backward Over 20 Years and HOPE for the Future. Research Quarterly for Exercise and Sport, 2012, no. 83 (2), pp. 125–135. DOI: 10.5641/027013612800745329
19. Guthold R., Stevens G.A., Riley L.M., Bull F.C. Wordwide Trends in Insufficient Physical Activity Froom 2001 to 2016: a Pooled Analysis of 358 Population-Based Surveys with 1.9 Mil-lion Participants. The Lancet. Global Health, 2018, no. 10 (6), pp. 1077–1086. DOI: 10.1016/S2214-109X(18)30357-7
Опубликован
2022-06-10
Как цитировать
Шелехова, Т., Лазарева, И., Щукина, Е., Гаврилов, В., & Попов, М. (2022). РИСКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СВЯЗАННЫЕ С ДИСТАНЦИОННЫМ ФОРМАТОМ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 (ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ). Человек. Спорт. Медицина, 22(S1), 34-40. https://doi.org/10.14529/hsm22s106
Раздел
Физиология