МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Аннотация
Цель: изучение особенностей морфологических и психофизиологических показателей организма студентов и их межсистемных взаимосвязей при адаптации к условиям университета Северного региона. Материалы и методы. Обследовано 186 студентов первого курса Сургутского государственного педагогического вуза: 35 юношей и 151 девушка. Оценивали основные антропометрические показатели (длина и масса тела) и компонентный состав тела при помощи прибора Tanita BC-601. Психофизиологические показатели нейродинамики диагностированы с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест». Описательный статистический анализ данных, сравнение средних с помощью однофакторного дисперсионного анализа и выявление зависимости между списками (канонический анализ) переменных проведены в среде Statistica v. 7.0. Результаты. Выявлены достоверно большие показатели средних габаритных размеров тела, косно-мышечного и водного компонентов тела при меньшем содержании жировой массы юношей по сравнению с девушками. Нейродинамические характеристики обследованных студентов отражают достоверно большие скоростно-силовые показатели условнорефлекторной деятельности студентов-юношей при меньшей надёжности исполнительных систем нейродинамических реакций. При этом только в группе юношей выявлена зависимость морфологических и нейродинамических показателей, отражающих согласованность косно-мышечного развития и скоростно-силовых показателей последних. Заключение. Установлено преобладание тотальных размеров тела и развитости моторного аппарата у юношей по сравнению с девушками. Соответствие возрастно-половым нормам морфологического развития и средних величин психофизиологических показателей обследованной когорты студентов характеризует резервы организма и нейрофизиологические процессы при адаптации к условиям вуза как оптимальные.
Литература
2. Биоимпедансометрия как метод оценки компонентного состава тела человека (обзор литературы) / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, И.Н. Гайворонский, Н.Г. Ничипорук // Вестник С.-Петерб. ун-та. Медицина. – 2017. – Т. 12. – № 4. – С. 365–384.
3. Влияние возрастных, гендерных и типологических особенностей подростков на формирование адаптивных возможностей в условиях обучения в основной школе / Э.М. Казин, И.А. Свиридова, О.Н. Четверик и др. // Вестник Кемеров. гос. ун-та. – 2017. – № 1. – С. 112–123.
4. Гулин, А.В. Гендерные особенности скорости и точности сенсомоторных реакций студентов в течение учебного семестра / А.В. Гулин, С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Медицина. Фармация. – 2013. – Т. 21, № 4 (147). – С. 170–177.
5. Гурьева, А.Б. Половые особенности компонентного состава тела и биоимпедансных параметров у студентов медицинского института СВФУ / А.Б. Гурьева, В.А. Алексеева, П.Г. Петрова // Фундамент. исследования. – 2015. – № 1-5. – С. 929–932.
6. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы / Ю.П. Игнатова, И.И. Макарова, К.Н. Яковлева, А.В. Аксенова // Ульянов. мед.-биол. журнал. – 2019. – № 3. – С. 38–51.
7. Изатулин, В.Г. Психофизиологические свойства личности и их влияние на процесс адаптации студентов к образовательной среде / В.Г. Изатулин, О.А. Карабинская, А.Н. Калягин // Сибир. мед. журнал. – 2015. – Т. 136, № 5. – С. 130–132.
8. Козулько, А.Н. Особенности морфофункционального статуса студентов Брестского государственного технического университета / А.Н. Козулько // Прикладная спортивная наука. – 2017. – № 1 (5). – С. 53–59.
9. Лезарева, Т.А. Об эффективности механизмов психофизиологической адаптации в динамике учебно-образовательного процесса / Т.А. Лезарева, С.А. Лытаев // Педиатр. – 2019. – Т. 10, № 6. – С. 67–77.
10. Мальцев, В.П. Гендерные особенности психофизиологической адаптации студентов заочного обучения в условиях учебной деятельности / В.П. Мальцев // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7, № 3 (24). – С. 345–348.
11. Негашева, М.А. Комплексный подход к изучению морфофизиологической и психологической адаптации юношей и девушек – студентов московских университетов / М.А. Негашева, А.С. Манукян // Вестник Моск. ун-та. Серия 23. Антропология. – 2016. – № 2. – С. 49–58.
12. Особенности проявления физических способностей и физического развития студентов / В.И. Григорьев, В.Г. Кривощеков, А.М. Фофанов и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 10 (176). – С. 107–110.
13. Особенности физического развития студентов вузов / А.П. Анищенко, А.Н. Архангельская, К.Г. Гуревич и др. // Человек и его здоровье – 2016. – № 2. – С. 113–115.
14. Шутова, С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. – 2013. – Т. 18, № 5. – С. 2831–2840.
15. Alison M.H. Temporal Dynamics of Sensorimotor Networks in Effort-Based Cost-Benefit Valuation: Early Emergence and Late Net Value Integration / M.H. Alison, L. Seung-Lark // Journal of Neuroscience. – 2016. – Vol. 36. – Р. 7167–7183.
16. Indices of abdominal adiposity and cardiorespiratory fitness test performance in middle-school students / R. Burns, J.C. Hannon, T.A. Brusseau et al. // Journal of Obesity. – 2013. DOI: 10.1155/2013/ 912460
17. Memisevic H. Visual-Motor Integration in Children with Mild Intellectual Disability: A Meta-Analysis / H. Memisevic, M. Djordjevic // Perceptual and motor skills. – 2018. – Vol. 125 (4). – Р. 696–717. DOI: 10.1177/0031512518774137
18. Palomino-Devia C. Body composition and physical fitness in Colombian high school students from Ibagué / C. Palomino-Devia, J.A. González-Jurado, C.A. Ramos-Parraci // Biomedica. – 2017. – No. 37 (3). – P. 408–415. DOI: 10.7705/biomedica.v37i3.3455. PMID: 28968018
19. The Relationship between Body Fat Percentage and Some Anthropometric and Physical Fitness Characteristics in Pre- and Peripubertal Boys / M. Szmodis, I. Szmodis, A. Farkas et al. // Int J Environ Res Public Health. – 2019. – № 16 (7). – DOI: 10.3390/ijerph16071170
References
1. Akopyan A.N., Subbotina R.A., Sanoyan T.R. [Change in Psychological and Psycho-physiological Indicators of Students in a Pre-Examination Situation]. Psihologiya obucheniya [Psychology of Learning], 2016, no. 1, pp. 57–67. (in Russ.)2. Gayvoronskiy I.V., Nichiporuk G.I., Gayvoronskiy I.N., Nichiporuk N.G. [Bioimpedansometry as a Method for Assessing the Component Composition of the Human Body (Literature Review)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Meditsina [Bulletin of St. Petersburg University. The Medicine], 2017, vol. 12, no. 4, pp. 365–384. (in Russ.) DOI: 10.21638/11701/spbu11.2017.406
3. Kazin E.M., Sviridova I.A., Chetverik O.N. et al. [Influence of Age, Gender and Typological Characteristics of Adolescents on the Formation of Adaptive Capabilities in the Conditions of Education in Basic School]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2017, no. 1, pp. 112–123. (in Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-112-123
4. Gulin A.V., Shutova S.V., Murav'eva I.V. [Gender Characteristics of the Speed and Accuracy of Sensorimotor Reactions of Students During the Academic Semester]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Medicina. Farmaciya [Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series. Medicine. Pharmacy], 2012, vol. 21, no. 4 (147), pp. 170–177. (in Russ.)
5. Gur'eva A.B., Alekseeva V.A., Petrova P.G. [Sexual Characteristics of Body Composition and Bioimpedance Parameters in Students of the Medical Institute of the North-Eastern Federal University]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research], 2015, no. 1–5, pp. 929–932. (in Russ.)
6. Ignatova Yu.P., Makarova I.I., Yakovleva K.N., Aksenova A.V. [Visual-Motor Reactions as an Indicator of the Functional State of the Central Nervous System]. Ul’yanovskiy mediko-biologicheskiy zhurnal [Ulyanovsk Medical and Biological Journal], 2019, no. 3, pp. 38–51. (in Russ.) DOI: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51
7. Izatulin V.G., Karabinskaya O.A., Kalyagin A.N. [Psychophysiological Properties of Personality and Their Influence on the Process of Adaptation of Students to the Educational Environment]. Sibirskiy medicinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal], 2015, vol. 136, no. 5, pp. 130–132. (in Russ.)
8. Kozul'ko A.N. [Features of the Morphological and Functional Status of Students of the Brest State Technical University]. Prikladnaya sportivnaya nauka [Applied Sports Science], 2017, no. 1–5, pp. 53–59. (in Russ.)
9. Lеzareva T.A., Lytaev S.A. [On the Effectiveness of the Mechanisms of Psychophysiological Adaptation in the Dynamics of the Educational Process]. Pediatr [Pediatrician], 2019, vol. 10, no. 6, pp. 67–77. (in Russ.) DOI: 10.17816/PED10667-77
10. Mal'cev V.P. [Gender Characteristics of Psychophysiological Adaptation of Distance Learning Students in the Context of Educational Activities]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya [Azimuth of Scientific Research. Pedagogy and Psychology], 2018, vol. 7, no. 3 (24), pp. 345–348. (in Russ.)
11. Negasheva M.A., Manukyan A.S. [An Integrated Approach to the Study of Morpho-physiological and Psychological Adaptation of Boys and Girls – Students of Moscow Universities]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 23. Antropologiya [Moscow University Bulletin. Episode 23. Anthropology], 2016, no. 2, pp. 49–58. (in Russ.)
12. Grigor'ev V.I., Krivoshchekov V.G., Fofanov A.M. et al. [Features of the Manifestation of Physical Abilities and Physical Development of Students]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft], 2019, no. 10 (176), pp. 107–110. (in Russ.)
13. Anishchenko A.P., Arkhangelskaya A.N., Gurevich K.G. et al. [Features of Physical Development of University Students]. Chelovek i ego zdorov’ye [Man and his Health], 2016, no. 2, pp. 113–115. (in Russ.)
14. Shutova S.V., Murav'eva I.V. [Sensomotor Reactions as a Characteristic of the Functional State of the Central Nervous System]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta [Tyumen State University Bulletin], 2013, vol. 18, no. 5, pp. 2831–2840. (in Russ.)
15. Alison M.H., Seung-Lark L. Temporal Dynamics of Sensorimotor Networks in Effort-Based Cost-Benefit Valuation: Early Emergence and Late Net Value Integration. Journal of Neuroscience, 2016, vol. 36, pp. 7167–7183. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.4016-15.2016
16. Burns R., Hannon J.C., Brusseau T.A. et al. Indices of Abdominal Adiposity and Cardio-respiratory Fitness Test Performance in Middle-School Students. Journal of Obesity, 2013. DOI: 10.1155/2013/912460
17. Memisevic H., Djordjevic М. Visual-Motor Integration in Children with Mild Intellectual Disability: A Meta-Analysis. Perceptual and Motor Skills, 2018, vol. 125 (4), pp. 696–717. DOI: 10.1177/0031512518774137
18. Palomino-Devia C., González-Jurado J.A., Ramos-Parraci C.A. Body Composition and Physical Fitness in Colombian High School Students from Ibagué. Biomedica, 2017, no. 37 (3), pp. 408–415. DOI: 10.7705/biomedica.v37i3.3455
19. Szmodis M., Szmodis I., Farkas A. et al. The Relationship between Body Fat Percentage and Some Anthropometric and Physical Fitness Characteristics in Pre- and Peripubertal Boys. Int Journal Environment Reserch Public Healthcare, 2019, no. 16 (7). DOI: 10.3390/ijerph16071170
Copyright (c) 2022 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.