КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЭТАПОВ КИБЕРСПОРТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СФЕРЕ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ

  • М. Г. Водолажская Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия https://orcid.org/0000-0002-3934-6733 domabiomed@yandex.ru
  • Г. И. Водолажский Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия https://orcid.org/0000-0001-9859-4553 german.vodolazhskij@yandex.ru
  • Н. М. Борозинец Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия https://orcid.org/0000-0003-1167-7132 nataboroz@yandex.ru
  • Ю. В. Прилепко Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия https://orcid.org/0000-0003-2980-0303 prilepko.yulya@yandex.ru
  • А. И. Шарова Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия https://orcid.org/0000-0002-5992-5716 sharova.a42@yandex.ru
Ключевые слова: киберспорт, психокоррекция, нейробиоуправление, киберточность, ЭЭГ, профориентация, инклюзивная сфера

Аннотация

Цель: оценка психофизиологических и психокоррекционных предпосылок наличия профориентационного потенциала тренировочных этапов киберспорта в инклюзивной сфере. Материалы и методы. Функциональное нейробиоуправление с биологической обратной связью (альфа-тета-тренинг по ЭЭГ) у 206 испытуемых с ОВЗ и нормотипичных лиц осуществлялось после моделирования киберспортивных тренировочных сессий. Применён корреляционный анализ и сопоставление данных с результатами психологического опроса профессиональных склонностей. Результаты. У лиц с инвалидностью и ОВЗ независимо от нозологической формы  регулярное многократно повторяющееся занятие киберспортивным видом деятельности способствует достижению коррекционной цели альфа-тета-БОС-тренинга по ЭЭГ, то есть усилению корково-подкорковых взаимодействий, модулирующему неокортикально и субкортикально генерируемый агрессивный потенциал. При этом результат киберспортивной тренировочной сессии не обязательно должен быть высоким. Заключение. Психофизиологическими и психокоррекционными предпосылками к наличию профориентационного потенциала тренировочных этапов киберспорта в инклюзивной сфере являются факты вовлечённости пользовательского диапазона 6–9 Гц ЭЭГ психокоррекционного тренинга в достижение любого уровня киберточности.

Информация об авторах

М. Г. Водолажская , Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.

Г. И. Водолажский , Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры факультета физической культуры и спорта, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.

Н. М. Борозинец , Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.

Ю. В. Прилепко , Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия.

А. И. Шарова , Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

Студент психолого-педагогического факультета, Северо-Кавказ­ский федеральный университет, Ставрополь, Россия.

Литература

1. Базанова, О.М. Нейробиоуправление: аргументы за и против / О.М. Базанова // IX Всероссийская конференция «Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация». – СПб., 2021. – С. 15–17.
2. Влияние транскраниальной электростимуляции на результаты трактографии фронтальной коры студентов при психоэмоциональном стрессе / А.Х. Каде, С.К. Ахеджак-Нагузе, В.В. Дуров и др. // Вестник РУДН. Серия «Медицина». – 2020. – Т. 24, № 1. – С. 75–84.
3. Водолажская, М.Г. Нейрофизиологические предпосылки к новой классификации отрицательных эмоциональных состояний / М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 4 «Естественно-математические и технические науки». – 2018. – № 2 (221). – С. 57–63.
4. Гнездицкий, В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография / В.В. Гнездицкий. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 624 с.
5. Жадин, М.Н. Биофизические механизмы формирования электроэнцефалограммы / М.Н. Жадин. – М.: Наука, 1984. – 196 с.
6. Как улучшить качество жизни пациентов с последствиями черепно-мозговой травмы? / Л.А. Жаворонкова, Т.П. Шевцова, О.А. Максакова, И.Г. Скорятина // III Всероссийская конференция «Здоровье и качество жизни». – 2018. – С. 99–104.
7. Кат, Т.М. Вселенная. Человек. Любовь. Династия врачей, творящих добро / Т.М. Кат, Ю.Ю. Даутов. – Майкоп: Качество, 2020. – 532 с.
8. Кашина, Ю. В. Прогноз адаптации студентов к учебному процессу / Ю.В. Кашина // Мед. вестник Север. Кавказа. – 2021. – Т. 16, № 4. – С. 415–417.
9. Короткова, О.М. Влияние компьютерных игр, содержащих образы насилия и агрессии на физиологическое состояние ЦНС и вегетативную нервную регуляцию у студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / О.М. Короткова, И.Д.Зезюков // Науч. аспект. – 2019. – Т. 8, № 1. – С. 957–961.
10. Лаврентюк, Г.Н. Зависимость нашего здоровья от нравственности или как быть здоровым душой и телом / Г.Н. Лаврентюк. – СПб.: Береста, 2013. – 247 с.
11. Максимова, С.Ю. Методические особенности обучения детей с синдромом Дауна двигательным действиям / С.Ю. Максимова, Д.С. Губарева // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – Т. 22, № 2. – С. 158–163. DOI: 10.14529/hsm220219
12. Объективный психологический анализ и тестирование «Эгоскоп». – Программно-методическое обеспечение. Руководство пользователя. – Таганрог: Изд-во НПКФ «Медиком МТД», 2021. – 157 с.
13. Олёмкинская, П.М. Интерактивные компьютерные игры в подготовке спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата в стрельбе из лука / П.М. Олёмкинская // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. – 2019. – Т. 4, № 3. – С. 97–100.
14. Оценка функционального состояния головного мозга у детей с энцефалопатией критического состояния на фоне инфекционных заболеваний / Е.С. Егорова, А.В. Климкин, А.А. Вильниц и др. // IX Всерос. конф. с междунар. участием «Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация». – СПб., 2021. – С. 5–14.
15. Психофизиологические предпосылки к выявлению коррекционных свойств кибер-спорта / М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский, Ю.А. Филиппов и др. // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 59–62.
16. Функциональное нейробиоуправление с биологической обратной связью (БОС) «Реакор». Программно-методическое обеспечение. Руководство пользователя. – Таганрог: Изд-во НПКФ «Медиком МТД», 2021. – 29 с.
17. Adaptation of Students Depending on the Type of Temperament to Educational Activities in Higher School in the Conditions of Online Learning / J.V. Kashina, I.V. Gluzman, N.A. Oparina et al. // International Journal of Criminology and Sociology. – 2020. – Vol. 9, no.6. – P. 2296–2302.
18. Assessment of the level of anxiety as an indicator of regulatory-adaptive capabilities of students to educational load in higher educational institution / J.V. Kashina, I.V. Gluzman, M.A. Vaskov et al. // PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt: Egyptology. – 2020. – Vol. 17, no. 6. – P. 743–752.
19. Damasio, A.R. Subcortical and cortical brain activity during the feeling of self-generated emotions / A.R. Damasio, T.J. Gradowski, A. Bechara // Nat. Neurosci. – 2000. – Vol. 3, no. 10. – P. 1049.
20. Knyazev, G.G. EEG delta oscillations as a correlate of basic homeostatic and motivational processes / G.G. Knyazev // Neurosci. Biobehav. Rev. – 2012. – Vol. 36, № 1. – P. 677–695.

References

1. Bazanova O.M. [Neurobiocontrol. Arguments for and Against]. IX Vserossiyskaya konferentsiya “Klinicheskaya neyrofiziologiya i neyroreabilitatsiya” [IX All-Russian Conference with International Participation. Clinical Neurophysiology and Neurorehabilitation], 2021, pp. 15–17. (in Russ.)
2. Kade A.H., Akhedzhak-Naguse S.K., Durov V.V. et al. [Influence of Transcranial Electrical Stimulation on the Results of Tractography of the Frontal Cortex of Students Under Psycho-Emotional Stress]. Vestnik RUDN. Ser. Meditsina [Bulletin of the RUDN. Series. Medicine], 2020, vol. 24, no. 1, pp. 75–84. (in Russ.) DOI: 10.22363/2313-0245-2020-24-1-75-84
3. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhsky G.I. [Neurophysiological Prerequisites for a New Classification of Negative Emotional States]. Vestnik Adygeiskogo universiteta. Ser. 4. Estestvennie nauki [Bulletin of the Adygea State University. Ser. 4. Natural-Mathematical and Technical Sci-ences], 2018, vol. 221, no. 2, pp. 57–63. (in Russ.)
4. Gnezditsky V.V. Obranaya zadacha EEG i clinicheskaya eencephaloografiya [Inverse EEG Problem and Clinical Electroencephalography]. Moscow, Medpress-Inform Publ., 2004. 624 p.
5. Zhadin M.N. Biophysycheskiye mechanism formirovania electroencephalogrami [Biophysical Mechanisms of Electroencephalogram Formation]. Moscow, Science Publ., 1984. 196 p.
6. Zhavoronkova L.A., Shevtsova T.P., Maksakova O.A., Skoryatina I.G. [How to Improve the Quality of Life of Patients with the Consequences of Traumatic Brain Injury?]. III Vserossyiskaya konferencia s mezhdunarodnim uchastiem “Zdorovie i kachestvo jizni” [Materials of the III All-Russian Conference with International Participation Health and Quality of Life], 2018, pp. 99–104. (in Russ.)
7. Cat T.M., Dautov Yu.Yu. Vselennaya. Chelovek. Lubov. Dynastia brachey, tvoryashih dobro [The Universe. Person. Love. Dynasty of Doctors Doing Good]. Maykop, Quality Publ., 2020. 532 p.
8. Kashina Yu.V. [Forecast of Students' Adaptation to the Educational Process]. Meditsinskiy vestnik Severnogo Kavkaza [Medical Bulletin of the North Caucasus], 2021, vol. 16, no. 4, pp. 415–417. (in Russ.) DOI: 10.14300/mnnc.2021.16099
9. Korotkova O.M., Zeziukov I.D. [The Influence of Computer Games Containing Images of Violence and Aggression on the Physiological State of the Central Nervous System and Autonomic Nervous Regulation in Students of N.N. Burdenko]. Nauchny aspect [Scientific Aspect], 2019, vol. 8, no. 1, pp. 957–961. (in Russ.)
10. Lavrenchuk G.N. Zavisimost nachego zdorovia ot nravstvennosty ili kak byt zdorovym telom i dushoy [The Dependence of our Health from Morality or how to be Healthy Mind and Body]. St. Petersburg, Beresta Publ., 2013. 247 p.
11. Maksimova S.Yu., Gubareva D.S. Motor Skill Acquisition in Children with Down Syndrome. Human. Sport. Medicine, 2022, vol. 22, no. 2, pp. 158–163. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm220219
12. Ob’ektivnyi psyhologichsky analiz I testirovanie “Egoskop” – Programmno-metodicheskoe obespechenie. Rukovodstvo polzovatelya [Objective Psychological Analysis and Testing Egoscope. Software and Methodological Support]. Taganrog, NPKF Medicom MTD Publ., 2021. 157 p.
13. Olemkinskaya P.M. [Interactive Computer Games in the Preparation of Athletes with a Lesion of the Musculoskeletal System in Archery]. Fizicheskaya kul’tura. Sport. Turizm. Dvigatel’naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2019, vol. 4, no. 3, pp. 97–100. (in Russ.)
14. Egorova E.S., Klimkin A.V., Vilnits A.A. et al. [Evaluation of the Functional State of the Brain in Children with Critical State Encephalopathy Against the Background of Infectious Diseases]. IX Vserossyiskaya konferencia i mezhdunarodnim uchastiem “Clynicheskaya neirophisiologia i neiroreabilitatia” [IX All-Russian Conference with International Participation. Clinical Neurophysiology and Neurorehabilitation], 2021, pp. 5–14. (in Russ.) DOI: 10.22625/2072-6732-2022-14-4-38-50
15. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhsky G.I., Filippov Yu.A., Sokolova N.I. Psychophysiological Prerequisites for Identifying the Correctional Properties of Esports. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 59–62. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm230108
16. Funkcionalnoe neirobioupravlenie s biologicheskoi obratnoi svyaziu (BOS) “Reakor”. Programmno-metodicheskoe obespechenie. Rukovodstvo polzovatelya [Functional Neurofeedback with Biofeedback (BFB) Rehacor. Software and Methodological Support]. Taganrog, NPKF Medi-kom MTD Publ., 2021. 29 p.
17. Kashina J.V., Gluzman I.V., Oparina N.A. et al. Adaptation of Students Depending on the Type of Temperament to Educational Activities in Higher School in the Conditions of Online Learning. International Journal of Criminology and Sociology, 2020, vol. 9, no. 6, pp. 2296–2302. DOI: 10.6000/1929-4409.2020.09.274
18. Kashina J.V., Gluzman I.V., Vaskov M.A. et al. Assessment of the Level of Anxiety as an Indicator of Regulatory-Adaptive Capabilities of Students to Educational Load in Higher Educational Institution. PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt: Egyptology, 2020, vol. 17, no. 6, pp. 743–752.
19. Damasio A.R., Gradowski T.J., Bechara A. Subcortical and Cortical Brain Activity During the Feeling of Self-Generated Emotions. Nat. Neuroscience, 2000, vol. 3, no. 10, p. 1049. DOI: 10.1038/79871
20. Knyazev G.G. EEG Delta Oscillations as a Correlate of Basic Homeostatic and Motivational Processes. Neuroscience Biobehaviour Rev., 2012, vol. 36, no. 1, pp. 677–695. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2011.10.002
Опубликован
2023-12-27
Как цитировать
Водолажская, М., Водолажский, Г., Борозинец, Н., Прилепко, Ю., & Шарова, А. (2023). КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЭТАПОВ КИБЕРСПОРТА В ИНКЛЮЗИВНОЙ СФЕРЕ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ. Человек. Спорт. Медицина, 23(3), 47-53. https://doi.org/10.14529/hsm230306
Раздел
Физиология

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)