РАЗВИТИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ И НАВЫКА ВЫСШЕГО ПОРЯДКА

  • В. И. Сиваков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0002-6986-8460 vismaster62@mail.ru
  • В. И. Павлова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1347-3408 pavlovavi@cspu.ru
  • Ю. Г. Камскова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-1816-900X kamskovaug@cspu.ru
  • Д. А. Сарайкин Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-0298-6507 saraykind@cspu.ru
Ключевые слова: студент, техническая подготовка, функциональные возможности, обучение двигательным действиям высшего порядка

Аннотация

Цель: изучение влияния функциональных возможностей нервно-мышечной системы на формирование двигательного навыка высшего порядка студентов. Организация и методы: анализ научно-методической литературы, диагностика физической подготовленности и функционального состояния, прибор пульсометр, анкетирование, УЗИ поясничных мышечных позвонков, пальпация, педагогический эксперимент, методы математической статистики (t-Стьюдента и корреляционное определение по Спирмэну). В исследовании приняли участие 36 студентов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Результаты исследования. Авторы раскрывают функциональные возможности нервно-мышечной, физической подготовленности в процессе формирования двигательного умения, навыка и навыка высшего порядка. У студентов изменяются функциональные возможности нервно-мышечной системы за счет дыхательных упражнений на гибкость, расслабление с концентрацией на расслабление и возбуждение мышц опорно-двигательного аппарата. Заключение. Процесс обучения выполняется эффективней при рациональном возбуждении и расслаблении нервно-мышечной системы с воспроизведением дыхательного цикла, улучшается направление, содержание и форма функциональных процессов физического упражнения.

Информация об авторах

В. И. Сиваков , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

В. И. Павлова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник управления научных исследований, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Ю. Г. Камскова , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Д. А. Сарайкин , Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия.

Литература

1. Коданев, Л.Н. Роль нагрузки в процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Л.Н. Коданева, Е.С. Кетлерова // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 125–131.
2. Князев, С.А. Применение здоровьесохраняющих технологий в образовательном про-цессе / С.А. Князев, А.В. Корнаушенко, О.В. Баянкин // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 5 (78). – С. 90–92.
3. Климов, В.М. Влияние разных видов физкультурно-спортивных специализаций на психофизиологический статус студенток / В.М. Климов, Р.И. Айзман // Психология. Психофизиология. – 2019. – Т. 12, № 4. – С. 83–92.
4. Наталевич, Л.Ф. Физическая подготовленность студенток третьей функциональной группы разных профилей профессионального обучения / Л.Ф. Наталевич, М.М. Колокольцев // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 47.
5. Отношение студентов и студенток к занятиям по физической культуре / О.Б. Немцев, А.Б. Бгуашев, Р.А. Ахтаов, С.С. Грунина // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 518–524.
6. Повзун, В.Д. Сезонные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у студенток с различным уровнем физической активности / В.Д. Повзун, А.А. Повзун // Теория и практика физ. культуры. – 2021. – № 11. – С. 53–55.
7. Романов, Ю.Н. Влияние уровня физической подготовленности студенток на систему терморегуляции при охлаждении / Ю.Н. Романов, А.А. Плетнев // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 1. – С. 35–36.
8. Функциональные возможности организма студентов в связи с занятиями физическими нагрузками, направленными на развитие выносливости / Н.В. Святова, А.Ю. Урба-нов, С.Ф Мифтахов, И.Ф. Абдулин // Соврем. проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 26.
9. Чекалев, Н.В. Эффекты модернизации педагогического образования / Н.В. Чекалева // Вестник Омского гос. пед. ун-та. Гуманитар. исследования. – 2017. – № 3 (16). – С. 175–178.
10. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogics, psychology, medical biological prob-lems of physical training and sports. – 2016. – Vol. 1. – Р. 4–12. DOI: 10.15561/18189172. 2016.0101
11. Effects of short- and long-term adaptation to the middle-altitude hypoxia on the condition of athletes practicing cyclic and acyclic sports / A.P. Isaev, V.V. Erlikh, A.S. Bakhareva & et.al. // Minerva Ortopedica e Traumatologica. – 2018. – Vol. 69. – Suppl. 1. – No. 3. – Р. 31–42. DOI: 10.23736/S0394-3410.18.03873-0 EID: 2-s2.0-85061581748
12. Functional systems of students’ organism depending on physical fitness to physical load / S.L. Popel, G.A. Pyatnychuk, D.V. Pyatnichuk et al. // Physicаl Еducаtion of Studеnts. – 2017. – Vol. 21, No. 6. – Р. 302–308. DOI: 10.15561/20755279.2017.0607
13. Kostyuchenko, V.F. The individual differentiated training design of health-promoting shaping with mature age women / V.F. Kostyuchenko, A.А. Skidan, E.Р. Vrublevskiy // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2018. – Vol. 22 (6). – Р. 295–300.
14. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level / O.A. Shokhan, R. Mohd, R. Abdul et al. // American Journal of Engineering Research (AJER). – 2018. – Vol. 8. – Р. 29–35.

References

1. Kodaneva L.N., Ketlerova E.S. The Role of Load in the Process of Physical Training with Students of Special Medical Group. Human. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 2, pp. 125–131. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm200215
2. Knyazev S.A., Kornaushenko A.V., Bayankin O.V. [Application of Health-preserving Technologies in the Educational Process]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2019, no. 5 (78), pp. 90–92. (in Russ.)
3. Klimov V.M., Aizman R.I. [The Influence of Different Types of Physical Education and Sports Specializations on the Psychophysiological Status of Female Students]. Psihologiya. Psihofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2019, vol. 12, no. 4, pp. 83–92. (in Russ.) DOI: 10.14529/jpps190409
4. Natalevich L.F., Kolokoltsev M.M. [Physical Preparedness of Female Students of the Third Functional Group of Different Profiles of Vocational Training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2018, no. 1, p. 47. (in Russ.)
5. Nemtsev O.B., Bagashev A.B., Akhtaov R.A., Grunina S.S. [Attitude of Students and Female Students to Physical Training]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2019, no. 11 (177), pp. 518–524. (in Russ.)
6. Povzun V.D., Povzun A.A. [Seasonal Changes in the Functional State of the Cardiovascular System in Female Students with Different Levels of Physical Sctivity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2021, no. 11, pp. 53–55. (in Russ.)
7. Romanov Yu.N., Pletnev A.A. [The Influence of the Level of Physical Fitness of Female Students on the System of Thermoregulation in Cooling]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2019, no. 1, pp. 35–36. (in Russ.)
8. Svyatova N.V., Urbanov A.Yu., Miftakhov S.F., Abdulin I.F. [Functional Capabilities of the Body of Students in Connection with Physical Activity Aimed at the Development of Endurance]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2018, no. 1, p. 26. (in Russ.)
9. Chekaleva N.V. [Effects of Modernization of Pedagogical Education]. Vestnik Omskogo gos. ped. un-ta. Gumanitar. issledovaniya [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities Research], 2017, no. 3 (16), pp. 175–178. (in Russ.)
10. Adyrkhaev S.G. Modern Technology of Physical Education of Disabled Students in Conditions of Inclusive Education. Pedagogics, Psychology, Medical Biological Problems of Physical Training and Sports, 2016, vol. 1, pp. 4–12. DOI: 10.15561/ 18189172. 2016.0101
11. Isaev A.P., Erlikh V.V., Bakhareva A.S. et al. Effects of Short- and Long-term Adaptation to the Middle-altitude Hypoxia on the Condition of Athletes Practicing Cyclic and Acyclic Sports. Minerva Ortopedica e Traumatologica, 2018, vol. 69, suppl. 1, no. 3, pp. 31–42. DOI: 10.23736/S0394-3410. 18.03873-0
12. Popel S.L., Pyatnychuk G.A., Pyatnichuk D.V. et al. Functional Systems of Students’ Organism Depending on Physical Fitness to Physical Load. Physicаl Еducаtion of Studеnts, 2017, vol. 21, no. 6, pp. 302–308. DOI: 10.15561/20755279.2017.0607
13. Kostyuchenko V.F., Skidan A.A., Vrublevskiy E.P. The Individual Differentiated Training Design of Health-promoting Shaping with Mature Age Women. Pedagogics, Psychology, Medical-biological Problems of Physical Training and Sports, 2018, vol. 22 (6), pp. 295–300. DOI: 10.15561/18189172.2018.0603
14. Shokhan O.A., Mohd R., Abdul R. et al. Physical Activity Measurement for Hearing Impairments in Different Age Level. American Journal of Engineering Research (AJER), 2018, vol. 8, pp. 29–35.
Опубликован
2024-01-19
Как цитировать
Сиваков, В., Павлова, В., Камскова, Ю., & Сарайкин, Д. (2024). РАЗВИТИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ И НАВЫКА ВЫСШЕГО ПОРЯДКА. Человек. Спорт. Медицина, 23(4), 47-53. https://doi.org/10.14529/hsm230406
Раздел
Физиология