УЛУЧШЕНИЕ ОСАНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

  • И. В. Рябова Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7669-2064 ryabovai@mgpu.ru
  • Д. Н. Черногоров Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6560-7119 chernogorovdn@mgpu.ru
  • Т. А. Соболевская Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2091-3988 SobolevskayaTA@mgpu.ru
  • С. Н. Филиппова Московский государственный университет спорта и туризма, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-3626-6372 svetjar@mail.ru
  • С. И. Алексеева Московский городской педагогический университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2923-5527 AlekseevaSI@mgpu.ru
Ключевые слова: улучшение осанки, младший школьник, урок физкультуры, педагоги

Аннотация

Цель: улучшить показатели физического развития и осанки младшего школьника через организацию урока физической культуры в условиях современной московской школы полного дня. Материалы и методы исследования. Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы г. Москвы (в течение 3,5 месяца), в нем участвовали 86 учащихся 1–4-х классов (41 девочка и 45 мальчиков). Обследования включали измерения антропометрических параметров (масса тела, рост), тесты на определение статической выносливости мышц спины, живота и боковых мышц туловища, а также у обучающихся 2–4-х классов проводилась фотометрия осанки (при помощи профессиональной программы PostureScreen Mobile). Полученные данные подвергались математическому расчету по Т-критерию Манна – Уитни. Результаты. Разработанные и внедрённые нами в режим дня школьника специальные комплексы упражнений для уроков физической культуры позволили значительно повысить статическую выносливость мышц туловища. У девочек на разные мышцы показатели улучшались от 108,6 до 231 %, а у мальчиков – от 191 до 308,6 %. Также за прошедший период произошло достоверное снижение (p ≤ 0,05) показателя наклона головы во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Заключение. Такая организация урока физической культуры показала высокую эффективность – достоверное улучшение показателей статической силовой выносливости крупных мышц туловища и фотометрии.

Информация об авторах

И. В. Рябова , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат медицинских наук, заведующий научно-исследо­вательской лабораторией здоровьесберегающей деятельности в образовании научно-исследова­тельского института урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

Д. Н. Черногоров , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

Т. А. Соболевская , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории здоровьесберегающей деятельности в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

С. Н. Филиппова , Московский государственный университет спорта и туризма, Москва, Россия

Доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры физиологии спорта и физического воспитания, Московский государственный университет спорта и туризма,  Москва, Россия.

С. И. Алексеева , Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

Кандидат технических наук, доцент, доцент департамента информатизации образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.

Литература

1. Момент, А.В. Доступные и информативные критерии ранней диагностики сколиотической осанки у детей младшего школьного возраста средствами физической культуры / А.В. Момент, Д.В. Семенов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2018 – № 3 (157). – С. 225–229.
2. О необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов / И.В. Рябова, Н.Н. Нежкина, М.А. Правдов и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 2 (168). – С. 300–306.
3. Осолодкова, Е.В. Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника / Е.В. Осолодкова // Символ науки. – 2017. – № 1 (2). – С. 168–169.
4. Профилактика и коррекция нарушений осанки детей в образовательных организациях: моногр. / И.В. Рябова, Т.А. Соболевская, Н.Н. Нежкина и др. – М.: МГПУ, 2019. – 148 с.
5. Фирсова, О.Н. На третьем уроке – профилактика нарушений осанки. I–IV классы / О.Н. Фирсова // Физ. культура в школе. – 2014. – № 8. – С. 7–14.
6. Этиология и диагностика нарушений осанки у младших школьников г. Тамбова / О.С. Терентьева, Р.Ю. Попов, А.Н. Сысоев, М.Ю. Богданов // Вестник Тамбов. ун-та Сер. «Гуманитарные науки». – 2012. – 8 (112). – С. 196–202.
7. Bendíková, E. Health-Oriented Education in Slovakia Related to Physical and Sport Education. Hungarian Educational Research Association. – 2018. – Vol. 8 (2). – P. 39–49.
8. Bendíková, E., Smoleňáková N. Changes in exercise regime affected by teaching the module healthy lifestyle. Human. Sport. Medicine. – 2018. – Vol. 18 (S). – P. 64–72.
9. Decline in objective physical activity over a 10-year period in a Japanese elementary school / A. Itoi, Y. Yamada, S. Nakae, M. Kimura // Journal of Physiological Anthropology. – 2015. – Vol. 34. – Р. 38.
10. Epidemiology of musculoskeletal disorders in primary school children in Bosnia and Herzegovina / S. Azabagic, R. Spahic, N. Pranjic, M. Mulic // Materia Socio-Medica. – 2016. – Vol. 28 (3). – P. 164–167.
11. Influence of physical activities on the posture in 10–11 year old schoolchildren / Š. Balkó, I. Balkó, L. Valter, M. Jelínek // Journal of Physical Education and Sport. – 2017 – Vol. 17 (1). – P. 101–106.
12. Ludwig, O. Age-dependency on posture parameters in children and adolescents / O. Ludwig, C. Mazet, E. Schmitt // Journal of Physical Therapy. – 2016. – Vol. 28 (5). – P. 1607–1610.
13. Mitova, S. Frequency and Prevalence of Postural Disorders and Spinal Deformities in Children of Primary School Age / S. Mitova // Research in Kinesiology. – 2015. – Vol. 43 (1). – P. 21–24.
14. Prevalence of scoliosis in public elementary school students / M.C.C. Ciaccia, J.S. Castro, M.A. Rahal et al. // Rev Paul Pediatr. – 2017. – Vol. 35 (2). – P. 191–198.
15. Sports at school: aspect of quality / D. Chernogorov, I. Ryabova, Yu. Matveev, T. Sobolevskaya // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. – Moscow, 2021. – p. 3006. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219803006

References

1. Moment A.V., Semenov D.V. [Available and Informative Criteria of Early Diagnostics of Scoliotic Body Posture at Children of Younger School Age with Means of Physical Culture]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2018, no. 3 (157), pp. 225–229. (in Russ.)
2. Ryabova I.V., Nezhkina N.N., Pravdov M.A. et al. [About Need in Development of Complex System of Prevention and Correction of Violations of Bearing of School Students of Initial Classes]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2019, no. 2 (168), pp. 300–306. (in Russ.)
3. Osolodkova E.V. [The Effect of Decreased Motor Activity on the Health of a Younger Student]. Simvol nauki [Symbol of Science], 2017, no. 2, pp. 168–169. (in Russ.)
4. Ryabova I.V., Sobolevskaya T.A., Nezhkina N.N. et al. Profilaktika i korrekciya narusheniy osanki u detey v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Prevention and Correction of Children's Posture Disorders in Educational Institutions]. Moscow, MGPU Publ., 2019. 148 p.
5. Firsova O.N. [At the Third Lesson – Prevention of Violations of a Bearing I–IV Classes]. Fizicheskaya kul’tura v shkole [Physical Education at School], 2014, no. 8, pp. 7–14. (in Russ.)
6. Terentyeva O.S., Popov R.Y., Sysoyev A.N., Bogdanov M.Y. [Etiology and Diagnosis of Incorrect Posture of Primary School Children of Tambov]. Vestnik Tambovskogo universiteta Seriya: Gumanitarnyye nauki [Journal Tambov University Review. Ser. Humanities], 2012, vol. 8, no. 112, pp. 196–202. (in Russ.)
7. Bendíková E. Health-Oriented Education in Slovakia Related to Physical and Sport Education. Hungarian Educational Research Association, 2018, vol. 8 (2), pp. 39–49.
8. Bendíková E., Smoleňáková N. Changes in Exercise Regime Affected by Teaching the Module Healthy Life-style. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. S, pp. 64–72. DOI: 10.14529/hsm18s09
9. Itoi A., Yamada Y., Nakae S., Kimura M. Decline in Objective Physical Activity Over a 10-Year Period in a Japanese Elementary School. Journal of Physiological Anthropology, 2015, vol. 34, p. 38. DOI: 10.1186/s40101-015-0078-y
10. Azabagic S., Spahic R., Pranjic N., Mulic M. Epidemiology of Musculoskeletal Disorders in Primary School Children in Bosnia and Herzegovina. Materia Socio-Medica, 2016, vol. 28 (3), pp. 164–167. DOI: 10.5455/msm.2016.28.164-167
11. Balkó Š., Balkó I., Valter L., Jelínek M. Influence of Physical Activities on the Posture in 10–11 Year Old Schoolchildren. Journal of Physical Education and Sport, 2017, vol. 17 (1), pp. 101–106.
12. Ludwig O., Mazet C., Schmitt E. Age-dependency on Posture Parameters in Children and Adolescents. Journal of Physical Therapy, 2016, vol. 28 (5), pp. 1607–1610. DOI: 10.1589/jpts.28.1607
13. Mitova S. Frequency and Prevalence of Postural Disorders and Spinal Deformities in Children of Primary School Age. Research in Kinesiology, 2015, vol. 43 (1), pp. 21–24.
14. Ciaccia M.C.C., Castro J.S., Rahal M.A. et al. Prevalence of Scoliosis in Public Elementary School Students. Rev Paul Pediatr, 2017, vol. 35 (2), pp. 191–198. DOI: 10.1590/1984-0462/;2017; 35;2;00008
15. Chernogorov D., Ryabova I., Matveev Yu., Sobolevskaya T. Sports at School: Aspect of Quality. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual Inter-national Symposium, 2021, 3006 p. DOI: 10.1051/shsconf/20219803006
Опубликован
2024-01-22
Как цитировать
Рябова, И., Черногоров, Д., Соболевская, Т., Филиппова, С., & Алексеева, С. (2024). УЛУЧШЕНИЕ ОСАНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ. Человек. Спорт. Медицина, 23(4), 179-186. https://doi.org/10.14529/hsm230422
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)