УЛУЧШЕНИЕ ОСАНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Аннотация
Цель: улучшить показатели физического развития и осанки младшего школьника через организацию урока физической культуры в условиях современной московской школы полного дня. Материалы и методы исследования. Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школы г. Москвы (в течение 3,5 месяца), в нем участвовали 86 учащихся 1–4-х классов (41 девочка и 45 мальчиков). Обследования включали измерения антропометрических параметров (масса тела, рост), тесты на определение статической выносливости мышц спины, живота и боковых мышц туловища, а также у обучающихся 2–4-х классов проводилась фотометрия осанки (при помощи профессиональной программы PostureScreen Mobile). Полученные данные подвергались математическому расчету по Т-критерию Манна – Уитни. Результаты. Разработанные и внедрённые нами в режим дня школьника специальные комплексы упражнений для уроков физической культуры позволили значительно повысить статическую выносливость мышц туловища. У девочек на разные мышцы показатели улучшались от 108,6 до 231 %, а у мальчиков – от 191 до 308,6 %. Также за прошедший период произошло достоверное снижение (p ≤ 0,05) показателя наклона головы во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Заключение. Такая организация урока физической культуры показала высокую эффективность – достоверное улучшение показателей статической силовой выносливости крупных мышц туловища и фотометрии.
Литература
2. О необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов / И.В. Рябова, Н.Н. Нежкина, М.А. Правдов и др. // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 2 (168). – С. 300–306.
3. Осолодкова, Е.В. Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника / Е.В. Осолодкова // Символ науки. – 2017. – № 1 (2). – С. 168–169.
4. Профилактика и коррекция нарушений осанки детей в образовательных организациях: моногр. / И.В. Рябова, Т.А. Соболевская, Н.Н. Нежкина и др. – М.: МГПУ, 2019. – 148 с.
5. Фирсова, О.Н. На третьем уроке – профилактика нарушений осанки. I–IV классы / О.Н. Фирсова // Физ. культура в школе. – 2014. – № 8. – С. 7–14.
6. Этиология и диагностика нарушений осанки у младших школьников г. Тамбова / О.С. Терентьева, Р.Ю. Попов, А.Н. Сысоев, М.Ю. Богданов // Вестник Тамбов. ун-та Сер. «Гуманитарные науки». – 2012. – 8 (112). – С. 196–202.
7. Bendíková, E. Health-Oriented Education in Slovakia Related to Physical and Sport Education. Hungarian Educational Research Association. – 2018. – Vol. 8 (2). – P. 39–49.
8. Bendíková, E., Smoleňáková N. Changes in exercise regime affected by teaching the module healthy lifestyle. Human. Sport. Medicine. – 2018. – Vol. 18 (S). – P. 64–72.
9. Decline in objective physical activity over a 10-year period in a Japanese elementary school / A. Itoi, Y. Yamada, S. Nakae, M. Kimura // Journal of Physiological Anthropology. – 2015. – Vol. 34. – Р. 38.
10. Epidemiology of musculoskeletal disorders in primary school children in Bosnia and Herzegovina / S. Azabagic, R. Spahic, N. Pranjic, M. Mulic // Materia Socio-Medica. – 2016. – Vol. 28 (3). – P. 164–167.
11. Influence of physical activities on the posture in 10–11 year old schoolchildren / Š. Balkó, I. Balkó, L. Valter, M. Jelínek // Journal of Physical Education and Sport. – 2017 – Vol. 17 (1). – P. 101–106.
12. Ludwig, O. Age-dependency on posture parameters in children and adolescents / O. Ludwig, C. Mazet, E. Schmitt // Journal of Physical Therapy. – 2016. – Vol. 28 (5). – P. 1607–1610.
13. Mitova, S. Frequency and Prevalence of Postural Disorders and Spinal Deformities in Children of Primary School Age / S. Mitova // Research in Kinesiology. – 2015. – Vol. 43 (1). – P. 21–24.
14. Prevalence of scoliosis in public elementary school students / M.C.C. Ciaccia, J.S. Castro, M.A. Rahal et al. // Rev Paul Pediatr. – 2017. – Vol. 35 (2). – P. 191–198.
15. Sports at school: aspect of quality / D. Chernogorov, I. Ryabova, Yu. Matveev, T. Sobolevskaya // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. – Moscow, 2021. – p. 3006. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219803006
References
1. Moment A.V., Semenov D.V. [Available and Informative Criteria of Early Diagnostics of Scoliotic Body Posture at Children of Younger School Age with Means of Physical Culture]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2018, no. 3 (157), pp. 225–229. (in Russ.)2. Ryabova I.V., Nezhkina N.N., Pravdov M.A. et al. [About Need in Development of Complex System of Prevention and Correction of Violations of Bearing of School Students of Initial Classes]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2019, no. 2 (168), pp. 300–306. (in Russ.)
3. Osolodkova E.V. [The Effect of Decreased Motor Activity on the Health of a Younger Student]. Simvol nauki [Symbol of Science], 2017, no. 2, pp. 168–169. (in Russ.)
4. Ryabova I.V., Sobolevskaya T.A., Nezhkina N.N. et al. Profilaktika i korrekciya narusheniy osanki u detey v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Prevention and Correction of Children's Posture Disorders in Educational Institutions]. Moscow, MGPU Publ., 2019. 148 p.
5. Firsova O.N. [At the Third Lesson – Prevention of Violations of a Bearing I–IV Classes]. Fizicheskaya kul’tura v shkole [Physical Education at School], 2014, no. 8, pp. 7–14. (in Russ.)
6. Terentyeva O.S., Popov R.Y., Sysoyev A.N., Bogdanov M.Y. [Etiology and Diagnosis of Incorrect Posture of Primary School Children of Tambov]. Vestnik Tambovskogo universiteta Seriya: Gumanitarnyye nauki [Journal Tambov University Review. Ser. Humanities], 2012, vol. 8, no. 112, pp. 196–202. (in Russ.)
7. Bendíková E. Health-Oriented Education in Slovakia Related to Physical and Sport Education. Hungarian Educational Research Association, 2018, vol. 8 (2), pp. 39–49.
8. Bendíková E., Smoleňáková N. Changes in Exercise Regime Affected by Teaching the Module Healthy Life-style. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. S, pp. 64–72. DOI: 10.14529/hsm18s09
9. Itoi A., Yamada Y., Nakae S., Kimura M. Decline in Objective Physical Activity Over a 10-Year Period in a Japanese Elementary School. Journal of Physiological Anthropology, 2015, vol. 34, p. 38. DOI: 10.1186/s40101-015-0078-y
10. Azabagic S., Spahic R., Pranjic N., Mulic M. Epidemiology of Musculoskeletal Disorders in Primary School Children in Bosnia and Herzegovina. Materia Socio-Medica, 2016, vol. 28 (3), pp. 164–167. DOI: 10.5455/msm.2016.28.164-167
11. Balkó Š., Balkó I., Valter L., Jelínek M. Influence of Physical Activities on the Posture in 10–11 Year Old Schoolchildren. Journal of Physical Education and Sport, 2017, vol. 17 (1), pp. 101–106.
12. Ludwig O., Mazet C., Schmitt E. Age-dependency on Posture Parameters in Children and Adolescents. Journal of Physical Therapy, 2016, vol. 28 (5), pp. 1607–1610. DOI: 10.1589/jpts.28.1607
13. Mitova S. Frequency and Prevalence of Postural Disorders and Spinal Deformities in Children of Primary School Age. Research in Kinesiology, 2015, vol. 43 (1), pp. 21–24.
14. Ciaccia M.C.C., Castro J.S., Rahal M.A. et al. Prevalence of Scoliosis in Public Elementary School Students. Rev Paul Pediatr, 2017, vol. 35 (2), pp. 191–198. DOI: 10.1590/1984-0462/;2017; 35;2;00008
15. Chernogorov D., Ryabova I., Matveev Yu., Sobolevskaya T. Sports at School: Aspect of Quality. Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual Inter-national Symposium, 2021, 3006 p. DOI: 10.1051/shsconf/20219803006
Copyright (c) 2024 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.