ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ С УЧЕТОМ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ

  • А. В. Шамонин Одинцовская гимназия № 14, г. Одинцово amydr@bk.ru
  • С. Е. Банников Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург amydr@bk.ru
  • Р. И. Минязев Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург amydr@bk.ru
  • Е. А. Гончарова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург amydr@bk.ru
Ключевые слова: студент, футбол, самостоятельные занятия, техническая подготовка, моторная асимметрия.

Аннотация

Уровень технической подготовленности студентов-футболистов, поступивших в университет и выбравших отделение футбола для занятий физической культурой в институте, с каждым годом становится ниже. Это заставляет искать новые пути повышения качества тренировочного процесса. Цель исследования – совершенствование индивидуальной технической подготовки футболистов 18–20 лет, с учетом особенностей проявления у них моторной асимметрии. Материалы и методы. Анализ учебно-методической литературы и тренировочного процесса студенческих футбольных команд показал, что в учебно-тренировочном процессе отсутствует целенаправленное выполнение технико-тактических приемов субдоминантной ногой. Исследования проводились в учебных группах по футболу 1-го года обучения Уральского федерального университета. Были сформированы 2 группы: контрольная группа – 23 студента и экспериментальная группа – 22 студента. До и после проведения педагогического эксперимента у студентов-футболистов определен уровень физической и технической подготовленности, эмоционально-психологического состояния участников эксперимента. Для проверки достоверности полученных в ходе эксперимента результатов были использованы методы математической обработки, а также методы статистической проверки (t-критерий Стьюдента, Т-критерий Уайта). Результаты. Выполнение технических приемов субдоминантной ногой на занятиях по футболу способствует повышению уровня выполнения технико-тактических действий в соревновательной деятельности. Показатели качества исполнения технико-тактических действий и уровень эмоционально-психологического состояния студентов экспериментальной группы были выше показателей контрольной группы. Данный результат получается при выполнении технических приемов на тренировке и в официальной игре. Заключение. Методика повышения индивидуального уровня технической подготовленности с учетом моторной асимметрии спортсменов дополняет теорию и методику студенческого футбола. Применение данной методики повышает уровень выполнения технических приемов субдоминантной ногой, а также эмоционально-психологическое состояние занимающихся.

Литература

1. Anisimov E.A., Makarov A.A. [The Study of Functional Asymmetry of the Kinetic Analyzer]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1981, no. 12, pp. 21–22. (in Russ.)
2. Bobina O.N. [Experimental Substantiation of Methodological Approaches in Teaching Motor Actions, Taking Into Account the Asymmetries of the Motor]. Vestnik TGPU [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2007, iss. 5(68), pp. 28–30. (in Russ.)
3. Bogdanets V.V., Perepekin V.A. [The Non-Traditional Approach to Learning the Art of the Game of Football of Children 7–10 Years]. Sport. Olimpizim. Gumanizm: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Sports. Olimpizim. Humanism. Interuniversity Collection of Scientific Papers], 2004, pp. 26–31. (in Russ.)
4. Bryukhanov D.A., Kornilov Yu.P. [Improvement of Motor Actions Rowers Taking Into Account the Asymmetry of the Special Power Qualities]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Sochi State University], 2014, no. 1(29), pp. 222–225. (in Russ.)
5. Zolotarev A.P. Futbol: metodologicheskie osnovy mnogoletney podgotovki sportivnogo rezerva: uchebnoe posobie [Football. Methodological Bases of Long-Term Preparation of Sports Reserve. Textbook]. Krasnodar, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism Publ., 2009. 169 p.
6. Ivanov O.I., Antsyperov V.V., Sentyabrev N.N. [Peculiarities of Motor Asymmetry in the Technique of Execution Diving]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2012, no. 4, pp. 2–7. (in Russ.)
7. Lyukshinov N.M. Iskusstvo podgotovki vysokoklassnykh futbolistov: nauchno-metodicheskoe posobie [The Art of High-End Players. Scientific Handbook]. Moscow, Soviet Sport, TVT Division Publ., 2006. 432 p.
8. Kolesnikova L.A., Pakhomova L.E. [Multidimensional Nature of the Problem of Motor Asymmetry in the Preparation of Young Basketball Players]. Sport i zdorov'e: Materialy pervogo mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa [Sport and Health: Proceedings of the First International Scientific Congress], 2003, pp. 54–56. (in Russ.)
9. Mednikov R.N. Asimmetrichnost' tekhnicheskikh deystviy v futbole. Kand. diss. [The Asymmetry of Technical Activities in Football. Cand. sci. diss.]. Leningrad, 1975. 101 p.
10. Semenyukov A.A. [Rationalization Techniques of Training Young Football Players Taking Into Account the Various Manifestations of Motor Asymmetry Feet]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the Name P.F. University Lesgafta], 2009, no. 11, pp. 86–89. (in Russ.)
11. Solodkov A.S., Sologub E.B. Fiziologiya (obshchaya, sportivnaya, vozrastnaya): uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy fizicheskoy kul'tury [Physiology (General, Sports, Age). The Textbook for Higher Educational Institutions of Physical Training]. Moscow, Terra-Sport Publ., 2001. 519 p.
12. Shamonin A.V. [The Development of Coordination Abilities of Young Football Players in the Initial Stage of Preparation]. Fizicheskaya kul'tura (vospitanie, obrazovanie, trenirovka) [Physical Education (Education, Education and Training)], 2009, no. 6, pp. 37–39. (in Russ.)
13. Shamonin A.V. [The Development of Special Flexibility in Class Football]. Nachal'naya shkola [Elementary School], 2008, no. 1, pp. 75–81. (in Russ.)
14. Bangsbo J. Fitness Training in Football. A Scientific Approach. August Krogh Institute, University of Copengagen. Copengagen, Denmark, 1994. 336 p.

References

Опубликован
2016-09-01
Как цитировать
Шамонин, А., Банников, С., Минязев, Р., & Гончарова, Е. (2016). ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ С УЧЕТОМ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ. Человек. Спорт. Медицина, 16(3), 5-12. https://doi.org/10.14529/hsm160301
Раздел
Физиология