СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ СТУДЕНТОВ

  • М. А. Овсянникова Российский университет транспорта, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9191-1621 mikhailova-marishka@yandex.ru
  • Е. Е. Биндусов Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка, Московская область, Россия https://orcid.org/0000-0003-2121-4839 bindusov50@mail.ru
  • Е. А. Янкина Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка, Московская область, Россия https://orcid.org/0000-0003-1773-8928 katyushakmv@yandex.ru
  • И. Ю. Горская Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия https://orcid.org/0000-0002-1813-4387 mbofkis@mail.ru
  • З. Ф. Зверева Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7874-3945 zvereva01@yandex.ru
Ключевые слова: уровень постоянного потенциала головного мозга, нейроэнергокартирование, центральная нервная система, физическое воспитание студентов, спорт

Аннотация

Цель: определение влияния занятий различными видами спорта на ЦНС студентов. Материалы и методы. Реакцию ЦНС испытуемых на нагрузку исследовали нейроэнергокартированием (НЭК). НЭК выполнялось на разработанном Институтом мозга РАМН г. Москвы аппарате НЭК-5 в системе отведений «10–20» по 5 каналам. Согласно гипотезе исследования, двигательные действия, различные по структуре, по-разному влияют на сверхмедленную электрическую активность головного мозга. В исследовании приняли участие 67 студентов первого года обучения транспортного вуза. Возраст обучающихся – 18–19 лет, 40 мужчин и 27 женщин. Результаты. Изменения уровня постоянных потенциалов (УПП) в группах циклических и ациклических видах спорта положительны, но не подкреплены статистической достоверностью. Кроме того, в группе циклических видов в середине учебного года показатели сверхмедленной электрической активности головного мозга говорят о негативном влиянии на ЦНС. В этот период студенты плохо переносили нагрузку. В конце эксперимента у студентов, занимающихся игровыми видами спорта, приближение к эталонному значению наблюдается во всех отведениях. Причем в правой височной доле Td различия достоверны. Заключение. Группа студентов, занимающихся игровыми видами спорта, в конце исследования показала хорошую адаптацию к нагрузке, головной мозг положительно на нее реагирует, достигается оптимальный уровень тренированности. Данные эксперимента позволяют с большой долей уверенности рекомендовать включить упражнения игровых видов спорта в процесс физического воспитания студентов.

Информация об авторах

М. А. Овсянникова , Российский университет транспорта, Москва, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Российский университет транспорта, Москва, Россия.

Е. Е. Биндусов , Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка, Московская область, Россия

Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики гимнастики, Московская государственная академия физической культуры и спорта, Московская область, Люберецкий район, пос. Малаховка, Россия.

Е. А. Янкина , Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка, Московская область, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики, Московская государственная академия физической культуры и спорта, Московская область, Люберецкий район, пос. Малаховка, Россия.

И. Ю. Горская , Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия.

З. Ф. Зверева , Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА, Москва, Россия

Доктор медицинских наук, профессор, Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА, Москва, Россия.

Литература

1. Аракелян, А.С. Изменение уровня постоянного биоэлектрического потенциала мозга при эмоциональных и физических нагрузках / А.С. Аракелян, А.Н. Долецкий // XXI съезд Физиологического общества имени И.П. Павлова: тезисный доклад. – Волгоград, 2013. – С. 33.
2. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 9. – С. 43–45.
3. Биндусов, Е.Е. Показатель уровня постоянного потенциала головного мозга как характеристика воздействия на организм различных средств гимнастики / Е.Е. Биндусов, Е.А. Котова, М.А. Овсянникова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11. – С. 28–31.
4. Долецкий, А.Н. Изменения уровня постоянного биоэлектрического потенциала мозга под воздействием аэробных и анаэробных физических нагрузок / А. Н. Долецкий, А.С. Аракелян // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины: материалы 69-й от-крытой науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов с междунар. участием, 2011. – С. 5–6.
5. Лопсан, А.Д.О. Особенности биоэлектрической активности головного мозга юношей с различной двигательной активностью в зависимости от уровня тревожности / А.Д.О. Лапсан, Л.К.С. Будукоол // Сибир. пед. журнал. – 2017. – № 3. – С. 85–92.
6. Мазикин, И.М. Влияние профиля латеральной организации головного мозга на результативность спортивной деятельности человека и методы его выявления / И.М. Мазикин // Рос. мед.-биол. вестник им. акад. И.П. Павлова. – 2016. – № 2. – С. 117–126.
7. Озолин, Н.Г. Динамика возбудимости нервной системы спортсменов / Н.Г. Озолин // Теория и практика физ. культуры. – 1965. – № 9. – С. 16–19.
8. Срочное влияние циклических упражнений на изменение энергетического метаболизма головного мозга студентов / И.В. Стрельникова, М.А. Овсянникова, Г.В. Гелерт, Д.А. Марьянкова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3. – С. 188–192.
9. Терехов, П.А. Оценка энергетического метаболизма головного мозга спортсменов различных специализаций / П.А. Терехов, А.А. Терехова, С.С. Сафронов // Ценности, традиции и новации современного спорта: материалы II Междунар. науч. конгресса, 2022. – С. 361–366.
10. Фокин, В.Ф. Энергетическая физиология мозга / В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева. – М.: Антидор, 2003. – 288 с.
11. Borrensen, J. Autonomic control of heart rate during and after exercise: measurements and implications for monitoring training status / J. Borrensen, M.I. Lambert // Sports Medicine. – 2008. – No. 38. – P. 633–646.
12. Consit, L.A. Endogenous anabolic hormone responses to endurance versus resistance exerciseand training in women // Sports Medicine. – 2002. – Vol. 32. – No. 1. – P. 1–22.
13. Harding, G.F. A. Primary presenile dementia. The use of visual evoked potential as a diagnostic indicator / G.F. Harding, C.E. Wright, A. Orwin // The british journal of psychiatry. – 1985. – Vol. 147. – P. 532–539.
14. Lamb, D. Physiology of aerobic exersizes / D. Lamb // New York: Macmillian. – 2001. – P. 36–44.
15. Stoji, S.M. Ultra short-term heart rate recovery after maximal exercise: relations to aerobic power in sportsmen // Chinese Journal of Physiology. – 2011. – Vol. 54, No. 2. – P. 105–110.

References

1. Arakelyan A.S., Doletsky A.N. [Change in the Level of Constant Bioelectric Potential of the Brain Under Emotional and Physical Stress]. XXI sezd Fiziologicheskogo obshchestva imeni I.P. Pavlova: tezisniy doklad Volgograd [XXI Congress of the I.P. Pavlov Physiological Society. Thesis Report Volgograd], 2013, 33 p.
2. Berdichevskaya E.M. [Profile of Hemispheric Asymmetry and Motor Qualities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1999, no. 9, pp. 43–45. (in Russ.)
3. Bindusov E.E., Kotova E.A., Ovsyannikova M.A. [Indicator of the Level of Constant Potential of the Brain as a Characteristic of the Impact on the Body of Various Means of Gymnastics]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2011, no. 11, pp. 28–31. (in Russ.)
4. Doletsky A.N., Arakelyan A.S. [Changes in the Level of Permanent Bioelectric Potential of the Brain Under the Influence of Aerobic and Anaerobic Physical Exertion]. Aktual'nye problemy eksperimental'noy i klinicheskoy mediciny: Materialy 69-y otkrytoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh uchenyh i studentov s mezhdunarodnym uchastiem [Actual Problems of Experimental and Clinical Medicine. Materials of the 69th Open Scientific and Practical Conference of Young Scientists and Students with International Participation], 2011, pp. 5–6. (in Russ.)
5. Lopsan A.D.O., Buduk-ool A.D.O. [Features of Bioelectric Activity of the Brain of Young Men with Different Motor Activity Depending on the Level of Anxiety]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2017, no. 3, pp. 85–92. (in Russ.)
6. Mazikin I.M. [The Influence of the Profile of the Lateral Organization of the Brain on the Effectiveness of Human Sports Activity and Methods of its Detection]. Rossiyskiy medico-biologicheskiy vestnik im. Akad. I.P. Pavlova [Russian Medico-biological Bulletin I.P. Pavlov], 2016, no. 2, pp. 117–126. (in Russ.) DOI: 10.17816/PAVLOVJ20162117-126
7. Ozolin N.G. [Dynamics of Excitability of the Nervous System of Athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1965, no. 9, pp. 16–19. (in Russ.)
8. Strelnikova I.V., Ovsyannikova M.A., Gelert G.V., Maryankova D.A. [Urgent Influence of Cyclic Exercises on Changes in the Energy Metabolism of the Brain of Students]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University], 2017, no. 3, pp. 188–192. (in Russ.)
9. Terekhov P.A., Terekhova A.A., Safronov S.S. [Assessment of the Energy Metabolism of the Brain of Athletes of Various Specializations]. Cennosti, tradicii i novacii sovremennogo sporta: materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa [Values, Traditions and Innovations of Modern Sports. Proceedings of the II International Scientific Congress], 2022, pp. 361–366. (in Russ.)
10. Fokin V.F., Ponomareva N.V. Energeticheskaya fiziologiya mozga [Energetic Physiology of the Brain]. Moscow, Antidor Publ., 2003. 288 p.
11. Borrensen J., Lambert M.I. Autonomic Control of Heart Rate During and after Exercise: Measurements and Implications for Monitoring Training Status. Sports Medicine, 2008, no. 38 (8), pp. 633–646. DOI: 10.2165/00007256-200838080-00002
12. Consit L.A. Endogenous Anabolic Hormone Responses to Endurance Versus Resistance Exerciseand Training in Women. Sports Medicine, 2002, vol. 32, no. 1, pp. 1–22. DOI: 10.2165/00007256-200232010-00001
13. Harding G.F., Wright C.E., Orwin A. Primary Presenile Dementia. The Use of Visual Evoked Potential as a Diagnostic Indicator. The British Journal of Psychiatry, 1985, vol. 147, pp. 532–539. DOI: 10.1192/bjp.147.5.532
14. Lamb D. Physiology of Aerobic Exersizes. New York, Macmillian, 2001, pp. 36–44.
15. Stoji S.M. Ultra Short-Term Heart Rate Recovery after Maximal Exercise: Relations to Aerobic Power in Sportsmen. Chinese Journal of Physiology, 2011, vol. 54, no. 2, pp. 105–110. DOI: 10.4077/CJP.2011.AMM018
Опубликован
2024-05-27
Как цитировать
Овсянникова, М., Биндусов, Е., Янкина, Е., Горская, И., & Зверева, З. (2024). СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛИЯНИЯ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ СТУДЕНТОВ. Человек. Спорт. Медицина, 24(1), 42-48. https://doi.org/10.14529/hsm240105
Раздел
Физиология