ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ФАКУЛЬТЕТА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

  • Л. И. Лубышева Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва fizkult@teoriya.ru
  • Е. А. Черепов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск cherepov.e@mail.ru
Ключевые слова: студенты классического университета, факультет военного обучения, военно-прикладные физкультурные компетенции, военно-прикладная подготовка

Аннотация

Цель исследования – обосновать понятие и выявить уровень сформированности военно-прикладной (физкультурной) компетентности. Организация и методы. Основными методами исследования можно обозначить анализ и синтез, метод педагогического моделирования, опрос и тестирование. Экспериментальная работа по выявлению эффективности уровня сформированности военно-прикладной (физкультурной) компетентности проводилась в Южно-Уральском государственном университете на факультете военного обучения среди юношей студентов III–IV курсов, получающих дополнительное образование. Результаты. Разработаны интегративные критерии оценки сформированности военно-прикладных (физкультурных) компетенций обучающихся, которые могут быть использованы в образовательной практике. Заключение. Результаты констатирующего исследования позволяют сделать вывод о необходимости коренных преобразований как в структуре и содержании средств, методов и условий военно-прикладной физической подготовки студентов классического университета, так и в механизмах оценивания результатов данной подготовки. Существует необходимость организационно-педагогического моделирования системы взаимоотношений всех субъектов высшего образования и структурных элементов, осуществляющих физическое воспитание в вузе на основе обязательного учёта положений методологии спортизации физического воспитания.

Литература

1. Богаид, Д. Результаты обучения и компетенции. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1 / Д. Боганд; под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Б.И. Байденко. - М: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - С. 129-135.
2. Добровольский, Б. С. Подготовка офицеров запаса в гражданских вузах / В. С. Добровольский // Высш. образование в России. -2003. - № 3.-С. 61-67.
3. Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: моногр. / Б.В. Ендальцев. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 198 с.
4. Исаева, Т.Е. Становление компетентностного подхода в ведущих зарубежных странах / Т.Е. Исаева, Л.Н. Рубаник // Ростовский государственный университет путей сообщения. – http://www.t21.rgups.ru/doc2011/1/04.doc.
5. Клёцина, И.С. «Компетентностный подход» и гендерное образование в высшей школе / И.С. Клёцина // Актуальные вопросы современного университетского образования: материалы X Рос.-Американ. науч.-практ. конф., 14–16 мая 2007 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. – С. 105–109.
6. Мезенцев В.А. Формирование физической подготовленности у допризывной молодежи на базе военно-патриотического клуба // Физ.культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 1. – С. 79–80.
7. Приказ Министерства образования науки России от 06.03.2015 № 162 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (уровень бакалавриата)” (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2015 № 36535). – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177085.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ от 10.07.2009 г. № 249/666 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91624/.
9. Трофименко М.П. Компетентностный подход – методологическая основа современного образования / М.П. Трофименко, Л.А. Ибрагимова, Г.А. Петрова // Вестн. Нижневартов. гос. гуманитар. ун-та. Сер. «Психологические и педагогические науки» / отв. ред. И.П. Истомина. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартов. гуманит. ун-та. – 2010. – Вып. 1. – С. 57–66.
10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
11. Шайхетдинов, Р.Г. Достижение выпускником университета психофизической готовности к профессиональной деятельности / Р.Г. Шайхетдинов, В.А. Громов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 26–28.
12. Шайхетдинов, Р.Г. Современные аспекты организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов факультета военного образования / Р.Г. Шайхетдинов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1, ч. 2. – М.: Академия Естествознания. – С. 25–32
13. Шепелев, О.Ю. Решение проблем подготовки офицеров в гражданских вузах / О.Ю. Шепелев // Вопросы управления. – 2008. –
Вып. 2. – http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2008/01/18/.
14. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессионально-ориентированного воспитания студенческой молодежи / В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 214 с.
15. Chelli, S. The competency-based approachin high education / S. Chelli // Revue Elwahat. – 2010. – Vol. 14, № 8. – P. 16–28. – http://elwahat.univ-ghardaia.dz.
16. Konigova, M. Identification of managerial competencies in knowledge-based organizations / M. Konigova, H. Urbancova, J. Fejfar // Journal
of Competitiveness. – 2012. – Vol. 4, Iss. 1. – P. 129–142.
17. Krotee, M.L. Management of physical education and sport / M.L. Krotee, C.A. Bucher. – Boston: McGrow-Hill, 2007. – 606 p.
18. Nabiev, V.Sh. The problem of identification of educational achievements of bachelors: competence approach / V.Sh. Nabiev // European science review. – 2015. – № 5–6. – С. 115–117. – http://cyberleninka.ru/article/n/the-problem-ofidentification-of-educational-achievements-ofbachelors-competence-approach.

References

Опубликован
2016-09-01
Как цитировать
Лубышева, Л., & Черепов, Е. (2016). ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ФАКУЛЬТЕТА ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Человек. Спорт. Медицина, 16(3), 67-74. https://doi.org/10.14529/hsm160308
Раздел
Спортивная тренировка