ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Л. И. Лубышева Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и политики, г. Москва fizkult@teoriya.ru
  • Е. А. Черепов Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск cherepov.e@mail.ru
Ключевые слова: спортизация физического воспитания, субъекты среднего образования, учащиеся школы, здоровьеформирование, метапредметные здоровьеформирующие компетенции, показатели функции дыхания

Аннотация

Цель. В статье, базируясь на ключевых методологических положениях системного, экопсихологического, компетентностного и метапредметного подходов, авторы обосновывают концепцию здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной школы, ядром которого может рассматриваться система спортизированного физического воспитания учащихся, а также экспериментальным путем обосновывают эффективность практической реализации положений данной концепции. Организация и методы. Основными методами исследования можно обозначить анализ и синтез, метод педагогического моделирования, преобразующий педагогический эксперимент, опрос и тестирование. Экспериментальная работа по выявлению эффективности реализации модели здоровьеформирующего пространства проводилась в МАОУ СОШ № 45, 118 г. Челябинска, № 1, 11 г. Коркино Челябинской области. Результаты. Расширен понятийный аппарат метапредметной и компетентностной теоретических концепций образования за счет обоснования понимания ключевых метапредметных здоровьеформирующих компетенций. Разработаны интегративные критерии оценки здоровья и сформированности метапредметных здоровьеформирующих компетенций учащихся, которые могут быть использованы в практике образования. Систематизированные и обоснованные векторы взаимодействий субъектов образования в процессе здoрoвьефoрмирующей деятельности дают ориентиры реализации педагогического взаимодействия с учащимися и родителями. Заключение. Структура здоровьеформирующего образовательного пространства школы представлена физическим и антропо-социогенным подпространствами, которые благодаря системоообразующему (спортизация физического воспитания) и системообусловливающему (межпредметная интеграция дисциплин) хронотопам, актуализирующим временные и пространственные отношения, взаимопроникают, формируя подпространство гуманно-личностного взаимодействия, наполненное здоровьеформирующими ценностями, традициями и технологиями. Условиями реализации технологии спортизированного физического воспитания являются: во-первых, модульное структурирование учебного материала третьего урока физической культуры по видам спорта; во-вторых, дифференциация физической нагрузки с обязательным учетом личностно-психических и физиологических особенностей учащихся на занятиях для формирования мотивации, обеспечения целеполагания и тренирующего эффекта; в-третьих, консолидация урочной и внеурочной форм организации занятий, выражающаяся в преемственности принципов, содержания и форм спортизации; в-четвертых, расширение форм внеурочной секционной работы, повышение ее эффективности посредством объединения школ в межшкольный спортивный клуб.

Литература

1. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. Бахтин. – М.: Художеств. лит., 1975. – 504 с.
2. Лишин, О.В. Подросток в школе: система отношений, мотивация деятельности / О.В. Лишин, О.А. Чернышева, С.Л. Ящук // Мир психологии. – 2001. – № 3. – С. 233–246.
3. Манжелей, И.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном районе / И.В. Манжелей, С.В. Иванова // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 2. – С. 42–47.
4. Минковский, Г. Пространство и время / Г. Минковский // Принцип относительности. – М.: Атомиздат, 1973. – С. 167–180.
5. Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
6. Хасанов, И.А. Время как объективно-субъективный феномен / И.А. Хасанов. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 328 с.
7. Черепов, Е.А. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования / Е.А. Черепов, А.В. Ненашева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2014. – Т. 14, № 3. – С. 5–19.
8. Шендрик, И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании / И.Г. Шендрик // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. – 2000. – № 3. – С. 74–85.
9. Bergson, H. Introduction a la metaphysique // La Penseeet le Mouvant. – Paris, 1966. – 181 p. .
10. Bourdieu, P. Unesociologie de l'actionestelle possible? / P. Bourdieu, J.D. Reynaud // Revue francaise de sociologie. – Annee, 1966. – Volume 7. – Numero 4. – P. 508–517.
11. Gibson, J. The Ecological Approach to Visual Perception / J. Gibson. – Boston: Houghton Mifflin, 1979; Psychology Press. – 1986. – 315 p.

References

Опубликован
2016-06-01
Как цитировать
Лубышева, Л., & Черепов, Е. (2016). ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ СПОРТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Человек. Спорт. Медицина, 16(2), 52-61. https://doi.org/10.14529/hsm160205
Раздел
Спортивная тренировка