ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
Цель: изучить влияние гидрокинезотерапии на состояние здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках занятий физической культурой в вузе. Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 38 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Все участники были разделены на экспериментальную (ЭГ) (n = 20) и контрольную (КГ) (n = 18) группы, возраст от 18 до 20 лет. Методика проводилась на занятиях по прикладной физической культуре в течение одного семестра 2 раза в неделю, было проведено 34 занятия с применением гидрокинезотерапии – лечебной гимнастики в воде. Педагогическое тестирование позволило определить исходный уровень физического развития, функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и ряда физических качеств у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Результаты. Анализируя полученные результаты исследования, выявили положительную динамику показателей. В ЭГ выявлены достоверные изменения всех изучаемых показателей по сравнению с КГ. Наиболее высокие темпы прироста результатов отмечены в ЭГ в тестах, оценивающих состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также показателей скоростно-силовых качеств и развития гибкости. Заключение. Применение гидрокинезотерапии на занятиях по прикладной физической культуре у студентов с ограниченными возможностями здоровья положительно повлияли на функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также на уровень физической подготовленности.
Литература
2. Аксенова, А.Н. Сравнительная оценка уровня физической подготовленности студентов с различным состоянием здоровья / А.Н. Аксенова, Е.Г. Монахова, Н.В. Перегудова // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 2 (204). – С. 9–13.
3. Гидрокинезотерапия / Н.В. Чупырко, Г.М. Загородный, О.В. Петрова, Т.А. При-стром. – Минск: БелМАПО, 2010. – С. 30.
4. Гидрокинезотерапия как средство инклюзивного образования студентов в области физической культуры / Л.А. Небытова, М.В. Катренко, Ю.И. Журавлева, А.А. Сасин // Педагогика и просвещение. – 2021. – № 2. – С. 92–102. DOI: 10.7256/2454-0676.2021.2.33630
5. Козлов, А.В. Динамика показателей физической подготовленности студентов специальных медицинских групп в процессе использования унифицированной методики с применением спортивных настольных игр / А.В. Козлов, И.В. Кулькова, М.А. Козлова // Человек. Спорт. Медицина. – 2023. – Т. 23, № 2. – С. 116–122. DOI: 10.14529/hsm230214
6. Лоуренс, Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс; пер. с англ. А. Озерова. – М.: Гранд-фаир, 2000. – 255 с.
7. Минёнок, Е.В. Адаптивное физическое воспитание как средство укрепления здоровья студентов специальных медицинских групп / Е.В. Минёнок, О.Ю. Лутковская // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Серия Е. Пед. науки. – 2019. – № 15. – С. 159–162.
8. Психофизиологическая адаптация студентов в период обучения / Т.Г. Воробьева, Е.В. Дементьева, В.Г. Турманидзе, А.В. Турманидзе // Вестник Нижневарт. гос. ун-та. – 2016. – № 2. – С. 59–65.
9. Харченко, Л.В. Влияние занятий оздоровительной аэробики с применением метода круговой тренировки на кондиционные способности студентов СМГ / Л.В. Харченко, Т.В. Синельникова, И.А. Григорьева // Адаптивная физ. культура. – 2023. – Т. 93, № 1. – С. 48–49.
10. Adyrkhaev, S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions ofinclusive education / S.G. Adyrkhaev // Pedagogics, psychology, medicalbiological problems of physicaltraining and sports. – 2016. – Vol. 1. – Р. 4–12. DOI: 10.15561/ 18189172.2016.0101
11. Chao Lan. Effects of different exercise programs on cardiorespiratory fitness and body composition in college students / Chao Lan, Yujie Liu, Yan Wang // Journal of Exercise Science & Fitness. – 2021. – Vol. 20 (1). – P. 62–69. DOI: 10.1016/j.jesf.2021.12.004
12. Cardiorespiratory fitness in young adulthood and the development of cardiovascular disease risk factors / M.R. Carnethon, S.S. Gidding, R. Nehgme et al. // Journal of the American Medical Association. – 2003. – Vol. 290 (23). – P. 3092–3100.
13. Cooper Kenneth H. Aerobics Program for Total Well-Being: Exercise, Diet, and Emotional Balance / Bantam, 2014. – 296 p.
References
1. Viktorov D.V., Kokin V.Y., Zaharec A.A., Voroncova E.A. Adaptation of Students with Disabilities to Applied Physical Culture. Human. Sport. Medicine, 2022, vol. 22, no. S2, pp. 175–181. (in Russ.)2. Aksenova A.N., Monahova E.G., Peregudova N.V. [Comparative Assessment of the Level of Physical Fitness of Students with Different Health Conditions]. Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University P.F. Lesgaft], 2022, no. 2 (204), pp. 9–13. (in Russ.)
3. Chupyrko N.V., Zagorodniy G.M., Petrova O.V., Pristrom T.A. Gidrokinezoterapiya [Hydrokinesotherapy]. Minsk, BelMAPO Publ., 2010. 30 p.
4. Nebytova L.A., Katrenko M.V., Zhuravleva Yu.I., Sasin A.A. [Hydrokinesitherapy as a Means of Inclusive Education of Students in the Field of Physical Culture]. Pedagogika i prosveshchenie [Pedagogy and Education], 2021, no. 2, pp. 92–102. (in Russ.) DOI: 10.7256/2454-0676.2021.2.33630
5. Kozlov A.V., Kul'kova I.V., Kozlova M.A. Dynamics of Physical Fitness Indicators of Students of Special Medical Groups in the Process of Using a Unified Methodology Using Sports Board Games. Human. Sport. Medicine, 2023, vol. 23, no. 2, pp. 116–122. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm230214
6. Lourens D. Akvaaerobika. Uprazhneniya v vode [Aquaaerobics. Exercise in Water]. Transl. from Engl. Moscow, Grand-fair Publ., 2000. 255 p.
7. Minyonok E.V., Lutkovskaya O.Yu. [Adaptive Physical Education as a Means of Strengthening the Health of Students of Special Medical Groups]. Vestnik Polotskogo gos. un-ta. Seriya E. Ped. nauki [Bulletin of Polotsk State University. Ser. E. Pedagogical Sciences], 2019, no. 15, pp. 159–162. (in Russ.)
8. Vorob'eva T.G., Dement'eva E.V., Turmanidze V.G., Turmanidze A.V. [Psychophysiological Adaptation of Students During the Training Period]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2016, no. 2, pp. 59–65. (in Russ.)
9. Harchenko L.V., Sinel'nikova T.V., Grigor'eva I.A. [The Influence of Recreational Aerobics Classes Using the Circuit Training Method on the Conditioning Abilities of SMG Students]. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive Physical Education], 2023, vol. 93, no. 1, pp. 48–49. (in Russ.)
10. Adyrkhaev S.G. Modern Technology of Physical Education of Disabled Students in Conditions Ofinclusive Education. Pedagogics, Psychology, Medical Biological Problems of Physical Training and Sports, 2016, vol. 1, pp. 4–12. DOI: 10.15561/18189172.2016.0101
11. Chao L., Yujie L., Wang Y. Effects of Different Exercise Programs on Cardiorespiratory Fitness and Body Composition in College Students. Journal of Exercise Science & Fitness, 2021, vol. 20 (1), pp. 62–69. DOI: 10.1016/j.jesf.2021.12.004
12. Carnethon M.R., Gidding S.S., Nehgme R. et al. Cardiorespiratory Fitness in Young Adulthood and the Development of Cardiovascular Disease Risk Factors. Journal of the American Medical Association, 2003, vol. 290 (23), pp. 3092–3100. DOI: 10.1001/jama.290.23.3092
13. Cooper K.H. Aerobics Program for Total Well-Being: Exercise, Diet, and Emotional Balance/Bantam, 2014. 296 p.
Copyright (c) 2024 Человек. Спорт. Медицина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.