ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

  • Т. А. Максимова Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия http://orcid.org/0000-0001-9325-0436 maksit71@mail.ru
  • Р. В. Кучин Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия http://orcid.org/0000-0002-5478-4846 kuchin_r@mail.ru
  • Н. Д. Нененко Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия http://orcid.org/0000-0003-4535-3435 nenenkon@mail.ru
  • Н. В. Черницына Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия http://orcid.org/0000-0003-3768-738X cherni62@mail.ru
  • М. В. Стогов Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия http://orcid.org/0000-0001-8516-8571 stogo_off@list.ru
Ключевые слова: Cтудентки, специальная медицинская группа, физическая культура, аэробика

Аннотация

Цель. Изучение эффективности занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы (СМГ) с использованием средств аэробики. Материал и методы. В исследовании приняли участие 40 студенток, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Все испытуемые были разделены на две группы. В контрольной группе (КГ, n = 20) занятия по физической культуре проходили по стандартной рабочей программе, в экспериментальной группе (ЭГ, n = 20) на занятиях по физической культуре использовали комплекс средств оздоровительной аэробики. В ходе реализации программы оценивали физическую подготовленность: силовые показатели и силовую и скоростно-силовую выносливость. Психоэмоциональное состояние оценивали на основе методики «Самочувствие Активность Настроение» (САН). Результаты. У студенток ЭГ к концу эксперимента обнаруживали более значительное, чем в КГ, развитие силовых показателей и показателей силовой и скоростно-силовой выносливости. Средние показатели теста Купера у девушек ЭГ к концу эксперимента составили 1745 ± 335 м, в КГ – 1594 ± 361 м, уровень значимости межгрупповых отличий р = 0,04. У девушек ЭГ на момент окончания исследования были статистически значимо выше, чем у студенток КГ, показатели теста САН: 5,41 ± 0,69 и 5,11 ± 0,65 соответственно (различия достоверны при р = 0,04). Заключение. Применение аэробики на занятиях физической культурой у студенток специальной медицинской группы, проживающих на северных территориях, эффективно в части развития у них физических качеств, а также поддержания психологического баланса.

Литература

1. Анатомо-антропологические особенности физического развития жителей Среднего Приобья / П.Г. Койносов, Т.В. Чирятьева, С.А. Орлов и др. // Медицинская наука и образование Урала. – 2016. – № 1. – С. 46–49.
2. Беженцева, Л.М. Оздоровительные технологии в физическом воспитании студенток специальных медицинских групп / Л.М. Беженцева // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 12. – С. 79–81.
3. Бородулина, О.В. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.В. Бородулина // Адаптивная физ. культура. – 2015. – № 1. – С. 53–56.
4. Возрастные и конституциональные особенности организма женщин Среднего Приобья / П.Г. Койносов, С.А. Орлов, Т.А. Иванова, А.П. Койносов // Мед. наука и образование Урала. – 2012. – № 1. – С. 56–59.
5. Грязных, А.В. Восстановление секреции пищеварительных желез после мышечной нагрузки: моногр. / А.В. Грязных. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. – С. 8–28.
6. Давыдов, В.Ю. Морфофункциональный статус и церебральная гемодинамика женщин, занимающихся оздоровительной аэробикой, различных конституциональных типов в клинико- и ортостазе / В.Ю. Давыдов, И.Б. Исупов, Е.П. Горбанева // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 1. – С. 47–51.
7. Иванова, Н.Л. Анализ уровня развития отдельных показателей сердечно-сосудистой системы у девушек за период обучения в северном вузе / Н.Л. Иванова, О.А. Цепко // Гло- бальный науч. потенциал. – 2016. – № 2. – С. 25–27.
8. Климатогеографические особенности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и их влияние на здоровье населения / Т.Я. Корчина, В.И. Корчин, И.В. Лапенко и др. // Вестник угроведения. – 2014. – № 3. – С. 166–174.
9. Лопатина, А.Б. Преподавание физической культуры студентам специальных медицинских групп с использованием элементов системы естественного движения «Белояр» / А.Б. Лопатина // Междунар. журнал эксперимент. образования. – 2016. – № 2-1. – С. 69–73.
10. Развитие координационных способностей у студенток специальных медицинских групп / Л.В. Ярчиковская, Т.Е. Коваль, С.М. Лукина, Л.С. Розанова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 6–8.
11. Романовский, С.К. Сравнение функциональных возможностей и физической подготовленности студентов основной и специальной медицинских групп / С.К. Романовский // Наука-2020. – 2016. – № 4. – С. 303–309.
12. Синельникова, Т.В. Особенности адаптации студенток специальной медицинской группы к занятиям физической культурой / Т.В. Синельникова, Л.В. Харченко, В.Г. Турманидзе // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 9-7. – С. 139–142.
13. Сохошко, И.А. Обоснование приоритетных показателей социально-гигиенического мониторинга в Ханты-Мансийском автономном округе / И.А. Сохошко, И.Е. Новокщенова, Д.В. Турчанинов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 73.
14. Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп на основе оздоровительных видов гимнастики и бильярда / О.В. Мамонова, С.И. Филимонова, Л.М. Столяр, Р.Ю. Булычёв // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9. – С. 25–27.
15. Хорошева, Т.А. Повышение функциональных возможностей студенток специальной медицинской группы ТГУ средствами оздоровительной аэробики / Т.А. Хорошева // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5. – С. 238–243.
16. Цепко, О.А. Влияние комплексной оздоровительной методики на показатели морфофункционального состояния и физической подготовленности студенток в условиях Среднего Приобья / О.А. Цепко // Омский науч. вестник. – 2010. – № 5. – С. 183–185.
17. Caputo, F. Effects of aerobic endurance training status and specificity on oxygen uptake kinetics during maximal exercise / F. Caputo, B.S. Denadai // Eur. J. Appl. Physiol. – 2004. – Vol. 93. – Р. 87–95.

References

1. Koynosov P.G., Chiryat’yeva T.V., Orlov S.A. et al. [Anatomical and Anthropological Features of the Physical Development of Residents of the Middle Ob]. Meditsinskaya nauka i obrazovaniye Urala [Medical Science and Education of the Urals], 2016, no. 1, pp. 46–49. (in Russ.)
2. Bezhentseva L.M. [Improving Technologies in the Physical Education of Students of Special Medical Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 12, pp. 79–81. (in Russ.)
3. Borodulina O.V. [Methods of Sports and Fitness Classes with Students of Special Medical Groups]. Adaptivnaya fizicheskaya kul’tura [Adaptive Physical Culture], 2015, no. 1, pp. 53–56. (in Russ.)
4. Koynosov P.G., Orlov S.A., Ivanova T.A., Koynosov A.P. [Age and Constitutional Features of the Body of Women of the Middle Ob]. Meditsinskaya nauka i obrazovaniye Urala [Medical Science and Education of the Urals], 2012, no. 1, pp. 56–59. (in Russ.)
5. Gryaznykh A.V. Vosstanovleniye sekretsii pishchevaritel’nykh zhelez posle myshechnoy nagruzki [Restoration of the Secretion of Digestive Glands After Muscle Load]. Kurgan, Kurgan State University Publ., 2010. pp. 8–28.
6. Davydov V.Yu., Isupov I.B., Gorbaneva E.P. [Morphofunctional Status and Cerebral Hemodynamics of Women Involved in Recreational Aerobics of Various Constitutional Types in Clinical and Orthostasis]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2005, no. 1, pp. 47–51. (in Russ.)
7. Ivanova N.L., Tsepko O.A. [Analysis of the Level of Development of Individual Indicators of the Cardiovascular System in Girls for the Period of Study in a Northern University]. Global’nyy nauchnyy potentsial [Global Scientific Potential], 2016, no. 2, pp. 25–27. (in Russ.)
8. Korchina T.Ya., Korchin V.I., Lapenko I.V. et al. [Climate-Geographical Features of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra and Their Impact on Public Health]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2014, no. 3, pp. 166–174. (in Russ.)
9. Lopatina A.B. [Teaching Physical Education to Students of Special Medical Groups Using Elements of the Beloyar Natural Movement System]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2016, no. 2–1, pp. 69–73. (in Russ.)
10. Yarchikovskaya L.V., Koval’ T.E., Lukina S.M., Rozanova L.S. [Development of Coordination Abilities in Students of Special Medical Groups]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 7, pp. 6–8. (in Russ.)
11. Romanovskiy S.K. [Comparison of Functional Capabilities and Physical Fitness of Students of the Main and Special Medical Groups]. Nauka-2020 [Science 2020], 2016, no. 4, pp. 303–309. (in Russ.)
12. Sinel’nikova T.V., Kharchenko L.V., Turmanidze V.G. [Features of the Adaptation of Female Students of a Special Medical Group to Physical Education]. Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Modern Trends in the Development of Science and Technology], 2016, no. 9–7, pp. 139–142. (in Russ.)
13. Sokhoshko I.A., Novokshchenova I.E., Turchaninov D.V. [Justification of the Priority Indicators of Social and Hygienic Monitoring in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2013, no. 1, p. 73. (in Russ.)
14. Mamonova O.V., Filimonova S.I., Stolyar L.M., Bulychev R.Yu. [Physical Education of Students of Special Medical Groups on the Basis of Recreational Types of Gymnastics and Billiards]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul’tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2017, no. 9, pp. 25–27. (in Russ.)
15. Khorosheva T.A. [Improving the Functional Capabilities of Female Students of a Special Medical Group of TSU by Means of Recreational Aerobics]. Nauka i obrazovaniye: novoye vremya [Science and Education. A New Time], 2016, no. 5, pp. 238–243. (in Russ.)
16. Tsepko O.A. [The Impact of a Comprehensive Health Improvement Technique on the Indicators of the Morphofunctional State and Physical Fitness of Female Students in the Conditions of Middle Priobya]. Omskiy nauchnyy vestnik [Omsk Scientific Herald], 2010, no. 5, pp. 183–185. (in Russ.)
17. Caputo F., Denadai B.S. Effects of Aerobic Endurance Training Status and Specificity on Oxygen Uptake Kinetics During Maximal Exercise. Eur. J. Appl. Physiol., 2004, vol. 93, pp. 87–95. DOI: 10.1007/s00421-004-1169-3
Опубликован
2018-11-01
Как цитировать
Максимова, Т., Кучин, Р., Нененко, Н., Черницына, Н., & Стогов, М. (2018). ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ. Человек. Спорт. Медицина, 18(S), 147-153. https://doi.org/10.14529/hsm18s21
Раздел
Восстановительная и спортивная медицина

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)